Ижевский китч, бессмысленный и беспощадный
Статьи

Ижевский китч, бессмысленный и беспощадный

Искусство в городской среде.

Враги Аполлона

Хлестким, как удар бича, термином, ещё полтора века назад введённым в обиход пресыщенной искусством европейской элитой, начали обозначать в целом дурной вкус, а также конкретные подделки под искусство. Китч – это всё дешёвое и пёстрое, никчёмное и дилетантское, эклектичное и хамоватое.

Польза, прочность, красота

Таковы ключевые требования к качеству любого произведения зодчества, ставшие известными цивилизованному миру 2034 года назад в виде неразрывной триады Марка Витрувия. Она применима не только к зданиям, но ещё к малым архитектурным формам и монументально-декоративным скульптурам. Закон один: не должно быть ни перебора с каким-то компонентом этой триады, ни забвения её другой составляющей.

Вот типичный пример нарушения заветов Витрувия. Вспомните остановочный комплекс около УдГУ. Ах, как красив он был: купола двух ларьков, а между ними якобы колонны с подвешенными фонариками якобы в «пушкинском» стиле. Но зато под фонариками теми всегда продувало и отовсюду капало. Недавно наконец-то неудобный павильон снесли, заменив его на сугубо функциональную постройку (к сожалению, без особых красот), а защитники «пушкинской» стилистики уже бросались было на защиту любимого шедевра. Будут ли защищать то, что ниже остановки в подземном переходе? Там сразу убеждаешься в том, какой убойный эффект создаёт буйное сочетание стрит-арта, студенческого сленга в надписях и претензий на «современное искусство». Этакое дикое месиво и называется китч. Именно здесь, под памятником А.С. Пушкину, начиная с осени 2014 года, сформировалось самое позорное, полагаю, публичное подземное пространство Ижевска. Объявить бы конкурс на такое звание.

На скульптурном направлении ижевский китч зарождался в середине 1930-х годов. Главным толчком стала реконструкции Летнего сада, который вобрал в себя тогда вдобавок к бывшему Генеральскому саду чуть меньшую площадь сада при бывшем Офицерском собрании, да ещё часть огромной Верхней Базарной площади. Тут начали впервые устанавливать гипсовые и бетонные изваяния. Рабочие и колхозники, пионеры и вожди, футболисты и пловчихи, слоники и балерины… На все вкусы будет тематика садово-парковой скульптуры советского Ижевска в Летнем саду, парке и некоторых дворах. Всё должно было служить эстетическому воспитанию нового человека. И поначалу это казалось так прекрасно! Но, извините, ни одной оригинальной, творческой работы из прочных материалов ни в Летнем саду, ни где-либо ещё так и не появилось. Все эти типовые «шедевры» поначалу привозили из Москвы, а позже будут делать корявыми руками ремесленников из артели «Удмуртхудожник» (будущих мастерских Худфонда). Эстетический эффект от такой лепной и литой продукции со временем получится обратный.

Четыре года назад ностальгию почтенных обожателей садово-паркового китча Ижевска должен был утолить пятиметровый четырёхъярусный фонтан под названием «Ромео и Джульетта». Пять тонн бетонной красоты! Замах под стать фонтану Треви, что возводили в Риме из мрамора как раз одновременно со строительством Ижевского завода. Тот фонтан до сих пор ничуть не изменился, а наш пережил в целости только одну зиму. Не спас и суровый присмотр пролетарского писателя, соседствующего на главной аллее в виде скучнейшей типовой скульптуры, одной из немногих, что уцелела от старого сада.

Фото: Парки Ижевска

Чудный образец советского агитационного китча – чугунная ограда на плотине. Серп и молот переплетаются там с виноградной лозой. А она символизирует не только изобилие, но и кровь Христа, сказавшего: «Аз есмь виноградная лоза». В конце 1990-х годов какие-то заводские патриоты усугубили эту смысловую эклектику, добавив на некоторые звенья ограды ещё и российских орлов, растащенных вскоре коллекционерами. Первоначальная же ограда была стильной и лёгкой, отлично гармонируя с архитектурой Главного корпуса оружейного завода. Надеюсь, когда-нибудь та ограда из пик станет последним штрихом при завершении реставрации дудинского ансамбля.

Вполне гламурной, то есть одновременно и китчевой, стала в Ижевске новая Михайловская колонна. По сравнению с уничтоженным большевиками оригиналом мы якобы «улучшили» её облик и, самое главное, радикально изменили смысл мемориала великого князя Михаила Павловича. Было убрано основание подлинной колонны – «могильный» холмик. Не восстановлена и окружавшая его ограда из пушек жерлами вниз, что в случае с начальником всей артиллерии, как и холмик, тоже символ скорби. В результате траурный по своей сути памятник по вине неграмотных консультантов проекта оказался превращён во что-то триумфальное, псевдопетербургское. Фальсификация истории справедливо осуждается, но почему позволено фальсифицировать смысл исторических объектов?

В более крупных масштабах, в зданиях, китч у нас тоже встречается. Обычно это подражания так называемому «лужковскому стилю» или всяческие частные коттеджи, которые на радость «народным экскурсоводам» пыжатся изображать из себя то рыцарские замки, то барочный дворец.

Китч бессмысленный

То есть без идеи, без программы, без стремления к ансамблю, с нарушением незыблемой триады Витрувия.

Известный галерист и арт-менеджер М. Гельман, ознакомившись десять лет назад с искусством Приуралья, сделал любопытный вывод. Пермь – это центр борьбы с гламуром, что зафиксировала нашумевшая выставка «Бедное искусство», а Ижевск, мол, может претендовать на статус центра антикитча. На самом деле ситуация уже переменилась. Приставку «анти» пора убирать.

Квинтэссенцией истории советского китча, его программой и идеалом, можно считать популярный в определённых кругах уличный музей «Мальчиш-Кибальчиш», собранный уникальным энтузиастом А. Дворецким. Сундук деревенской бабушки, обклеиваемый так и сяк картинками и открытками, вот ещё один прообраз того «ансамблевого мышления», на которое только и способен городской китч. Конечно, он такой по-деревенски милый, если поддаться ностальгическим чувствам. Но Бессмысленный и Беспощадный, если задуматься о его непомерной доле в облике столичного города, насыщенного шедеврами классического зодчества и качественными современными постройками.

Полтора десятилетия назад один наш политический деятель вроде бы вполне патриотично противопоставил ижевскую набережную той, что в Ницце. Ну-ну. Но ни там, ни в любом другом европейском городе власти никогда не допустят на свою главную, историческую набережную, являющуюся водным фасадом города, постоянную галерею поделок из мусора, в том числе из металлолома. У нас же в 2014 году слесари, сварщики, кузнецы и другие товарищи, посчитав себя творцами, равнозначными Семёну Дудину, пришли на набережную его имени и с тех пор уже прочно заселили своими творениями почти всю её. Остался всего один шаг до устройства там же скульптур из старых шин и торжественного открытия рядом многострадального «Мальчиша-Кибальчиша». Подобное тянется к подобному.

Ничего не имею против увлекательных, зрелищных операций с эстетизацией индустриальных отходов. Истории искусств давно знакомы произведения такого рода. Был, например, известный объект Марселя Дюшана – на любителя, а в Париже у вокзала Сен-Лазар радует глаз контрастами огромный столб работы классика поп-арта Сезара Бальдаччини, составленный им из десятков циферблатов. Ещё интереснее его объекты из прессованных автомобилей. Всё уместно, но в меру, на своём месте и в определённом контексте.

Трудолюбивая М. Соловатова, которая могла бы претендовать на звание «ижевского Сезара», мастерски сколотила для набережной ставшую уже знаменитой корову. Прекрасно, но при чём тут зодчий Семён Емельянович Дудин? Если бы это железное чудо паслось перед Министерством сельского хозяйства УР или зоопарком, оно смотрелось бы там органично и даже в какой-то степени приобрело философский подтекст. Можно будет смириться также с установкой страшноватого «Оружейника» в цилиндре где-нибудь на задворках музея М.Т. Калашникова. Каждому своё. Связь любого скульптурного объекта с конкретным архитектурным ансамблем имеет решающее значение. Вот ведь рождественские скульптуры изо льда, традиционно появляющиеся у Михайловского собора, ни у кого не вызывают ни малейшего отторжения. Они уместны там по темам и по времени.

Объекты, что хаотично громоздятся на набережной в полуофициальном «Парке скульптур», конечно, удивляют фантазией в скрещивании всяких шестерёнок, цепей и колёс. Именуют это «ретрофутуристическим стилем стимпанк». Авторы в основном питомцы худграфа (Института искусств и дизайна УдГУ). Они много чего умеют (пилить, паять, сверлить), но, если говорить собственно об искусстве ваяния, то профессиональными тонкостями не владеют. Сужу по скульптурам худграфовцев в других местах города. Примитивные по пластике застывшие «мужики в пиджаках» без разнообразия силуэтов, ритмов и фактур, без органичной связи с архитектурой. Лучшими скульпторами в истории Ижевска всё же остаются И.С. Ефимов с великолепным, динамичным памятником И.Д. Пастухову и А.Н. Бурганов с монументом «Дружба народов», памятником А.С. Пушкину и «Колесницей Аполлона» (отнюдь не музы, как иногда считают) на ДК «Металлург». Благородную красную медь этой скульптурной композиции, кстати, какой-то наш умник ухитрился закрасить чёрным кузбасслаком – словно деревенский унитаз. А что, вполне в духе ижевского китча, беспощадного к богу Красоты.

Окончание следует…

Евгений Шумилов

Фото Сергея Рогозина

26.11.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


ONE COMMENT ON THIS POST To “Ижевский китч, бессмысленный и беспощадный”

  1. Andrew:

    Браво. Наконец-то прозвучало то, что давно следовало сказать, то, что носится в воздухе но никем не обозначено. Может быть все дело в общем уровне культуры Ижевска? И в том, что просто нет таких людей в Ижевске, опять же по недостатку культуры? Окружение диктует. Фонтан Треви никогда не мог бы возникнуть среди убогости среды и такого же народа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта