Елена Вихарева: «Педиатрия – это святая специальность»
Интервью, Планерка

Елена Вихарева: «Педиатрия – это святая специальность»

В редакции поговорили о качестве жизни детей в Удмуртской Республике, о том, как назрела необходимость исследования данного вопроса, и о том, как проходил процесс. Выяснили, насколько студенты-медики прошлых лет отличаются от нынешних и какие факторы способствуют развитию онкологических заболеваний.

27 октября 2021 года Глава Удмуртии подписал Указ «О присуждении Государственных премий Удмуртской Республики в 2021 году». Первой в этом значимом списке стоит фамилия Елены Вихаревой, которая удостоена высокой награды вместе со своими коллегами в области науки и технологий за проведение исследования «Дети Удмуртии: проспективное популяционное исследование качества жизни». Елена Геннадьевна – ассистент кафедры педиатрии и неонатологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ.

Елена Геннадьевна – детский врач, гастроэнтеролог. Казалось бы, врач – самая гуманная профессия, куда ещё более? Есть. Это врачи, которые работают с детьми. Не просто лечить, а лечить ребёнка может не каждый. У детских врачей должны быть очень высокие личностные качества. Поэтому ответ новой героини «Планёрки» на самый главный традиционный вопрос – обескураживающий прямотой, но закономерный.

Анна ВАРДУГИНА:

Кто вы?

– Я – очень хороший человек. Выросла я в прекрасной семье. Моя мама родилась в Краснодарском крае в семье крестьян. Будучи маленькой девочкой, мама пережила немецкую оккупацию. Их дом был занят немецкими захватчиками. Соседка оказалась предательницей и доложила в комендатуру, что в этом доме живёт семья красноармейца. По счастливой случайности, мои бабушка, мама и тётя не были расстреляны. Моя мама прекрасно училась и окончила школу с серебряной медалью. Умная, интеллигентная, красивая, она очень много помогала нам с сестрой своими советами. И начало бизнеса моей сестры связано с дальновидностью и мудростью нашей мамы. Всю жизнь она проработала в отделе главного конструктора ПО «Ижмаш». Папа родился в Кировской области. Мой дед – папин отец – погиб на фронте. Семья жила в страшной бедности. Папа тоже очень хорошо учился и мечтал стать врачом. И он стал блестящим терапевтом и диагностом. Мои родители встретились в Ижевске, будучи студентами механического и медицинского институтов. Они были очень разные: вспыльчивый, взрывной папа и спокойная, мудрая мама. Для наших родителей было важно, чтобы мы с сестрой выросли честными, умными, порядочными, трудолюбивыми и, конечно, счастливыми. Очень надеюсь, что мы хоть немного оправдали их ожидания.

– Как складывался ваш врачебный путь?

– Я никогда не хотела быть врачом, мечтала о другой специальности. Мой папа – врач, всю жизнь проработал на станции скорой медицинской помощи. Волевым решением родителей мне была определена медицина. При поступлении в институт я даже не знала, что существует три факультета. Перед выбором факультета я не стояла, папа сказал: «Только педиатрический!». Я не поступила в первый раз, хотя училась очень-очень хорошо. Поступила со второго раза и ни секунды не жалела о выбранной специальности. Никогда. Потом закончила мединститут, пригласили в ординатуру, а затем на кафедру.

– То есть вы больше учёный, нежели практикующий врач?

– Нет. Клинические кафедры расположены в больницах, и мы, естественно, ведём пациентов. Я начинала свою деятельность в отделении раннего возраста, у нас были малышки от 3 месяцев до 3 лет. А потом я перешла в гастроэнтерологическое отделение. Сейчас я куратор этого отделения, отвечаю за эту работу, веду приём и консультативную помощь. Конечно, мы врачи, ещё какие врачи.

Владимир БАЙМЕТОВ:

Для каждого человека важен Учитель. Кто ваши учителя?

Я училась в институте с большим удовольствием. С нами занимались замечательные преподаватели. Самой первой любовью нашей группы была Любовь Ивановна Растегаева. В настоящее время профессор Растегаева заведует кафедрой нормальной анатомии. Бескомпромиссная и строгая, она наводила на нас ужас. Но с какой радостью я сейчас вижу Любовь Ивановну в стенах нашей академии!

Совсем молодой девушкой нам преподавала патологическую физиологию Светлана Александровна Лукина. «Красавица и умница», – так мы говорили. Сейчас, когда я рассказываю студентам билирубиновый обмен, всегда вспоминаю её занятия.

С Ириной Александровной Казаковой мы встретились на старших курсах. И нам доставляло истинное удовольствие заниматься с этой умной и красивой женщиной. В дальнейшем наши пути пересеклись во время защиты кандидатской диссертации и сейчас по научной деятельности: на все вопросы всегда ответит и подскажет правильные решения.

Но самыми главными учителями для нас стали преподаватели с кафедры педиатрии, на которой я сейчас работаю. Профессор Людмила Степановна Мякишева. Её душевная щедрость, мудрость, доброжелательность, скромность, чуткость, отзывчивость всегда меня восхищали. Профессор с большой буквы и эталон Руководителя. Мне никогда не забыть её клинические обходы.

Анатолий Михайлович Ожегов. И всё. И можно больше ничего не говорить об этом человеке: всем всё ясно. Это имя – бренд для педиатров Удмуртии. Безмерно люблю и уважаю этого человека. Блестящий врач и учёный, прекрасный руководитель. И сейчас, когда профессор Ожегов живёт не в Удмуртии, я могу обратиться к нему за клиническим советом и всегда получить ответ.

Татьяна Викторовна Коваленко. Мой руководитель сегодня. Детский эндокринолог Российского уровня. Я говорю своим студентам, что если на одну чашу весов положить интеллект всей кафедры, а на другую интеллект профессора Коваленко, то кафедра проиграет. И я не шучу. Строгая, мудрая – всегда стараюсь слушать её советы. Когда не слушаюсь – часто ошибаюсь в выбранном решении.

К Надежде Ильиничне Пенкиной наша группа пришла 1 сентября на 6 курсе. Цикл назывался «Ранний возраст». На долгие годы мы запомнили занятия у профессора Пенкиной, а я и сейчас вспоминанию написание первого первичного осмотра. Никогда не отказала нам в помощи, и я всегда ей за это благодарна.

Профессор Р.Н. Ямолдинов. Очень жаль, что его уже нет с нами. Блестящий детский гастроэнтеролог, мой научный консультант. Мне и нашему отделению очень не хватает его умных и взвешенных клинических решений.

Мои студенты стали прекрасными врачами: неврологами, хирургами, инфекционистами. И сейчас я с удовольствием консультируюсь уже с ними по многим вопросам. 

Сергей РОГОЗИН:

Многие ваши пациенты ещё не разговаривают, не могут сказать, что им надо. Как их понимать?

– Я начинала свою трудовую деятельность после студенчества с отделения раннего возраста, как уже говорила. Так складывается, что ты абсолютно всё понимаешь. Проводишь клиническое обследование, следишь за реакцией малышей. И у нас же есть мамы, которые всё рассказывают. Педиатрия – это святая специальность, и педиатры – особенные люди. Ну, вот, например, в нашем гастроэнтерологическом отделении мы лечим детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. У нас есть дети с тяжёлыми заболеваниями: воспалительные заболевания кишечника – болезнь Крона, язвенный колит (тяжёлые инвалидизирующие заболевания), аутоиммунный гепатит. И мы никому не отдаём наших больных – мы их ведём сами и постоянно приглашаем на профилактические осмотры. Когда они уходят из нашего отделения во взрослую службу, мы всегда переживаем, кому мы их отдадим. Я видела, как одна мама нашего пациента плакала и благодарила нашу заведующую отделением, когда её сыну исполнилось 18 лет.

Елена БОРОДИНА:

Откуда у малышей такие серьёзные заболевания?

–Когда мы учились в институте, мы проходили цикл «Гематология» в одном из самых тяжёлых отделений РДКБ – гематологическом. В отделении лечились дети с гематологическими заболеваниями, очень небольшое количество пациентов с лейкозами и опухолями. А сейчас половина пациентов отделения – это дети с опухолями. Это самое тяжёлое отделение, куда нам приходится заходить. В настоящее время появилась ещё одна нехорошая тенденция. У нас стало много пациентов с аутоиммунными заболеваниями. Сложно сказать, с чем это связано. Причина таких заболеваний неизвестна. Есть провоцирующие факторы. Это, прежде всего, повышенная инсоляция. Нельзя загорать бездумно. Учу своих студентов, что, когда они едут на море, в 11 часов покинуть пляж и только в 17 выйти. Лежать под навесом на море или под кустом бузины на речке. Активные солнечные лучи – это одни из самых нехороших факторов. Очень жаль, что наши родители не слушают педиатров и путешествуют в южные регионы с детьми до 3 лет. Если говорить о продуктах питания, оказывающих отрицательное влияние на здоровье наших детей, это газированные напитки и гастрономические соблазны в красивых фантиках. Сладкие газированные напитки – категорически запрещённый продукт в педиатрической практике. Нельзя также использовать в питании на постоянной основе простую газированную минеральную воду. 

Татьяна НИКОЛАЕВА:

А каким должно быть здоровое питание?

– Питание должно быть сбалансированным, разнообразным и строиться с учётом физиологических потребностей. Мы должны утром встать, выпить стакан воды комнатной температуры, провести гигиенические мероприятия и потом позавтракать. Бутерброд с колбасой – это не завтрак. Завтрак должен включать кашу, бутерброд, чай. Может быть другой набор продуктов. Но завтрак в виде чая, как любят наши дети, категорически допускать нельзя. Считается, что правильный завтрак запускает всё пищеварение. Затем должны быть обед, полдник, ужин, желательно, без перекусов. За 1 час до ночного сна можно выпить стакан кефира. Жирное, жареное, солёное – всё должно быть в меру.

Анна ВАРДУГИНА:

Принято ругать молодое поколение: учатся хуже, не то, что их родители. Каковы нынешние студенты-медики?

– У нас прекрасная молодёжь. Тема «отцов и детей» уже давно исследована нашими литературными классиками. И точка в этом дискуссионном вопросе поставлена. Когда ругают наших студентов, мне хочется напомнить некоторым докторам об их успеваемости и поведении во время учёбы. Но вопрос этот имеет и другую сторону. В настоящее время формат обучения в медицинских вузах изменён. Мы в своё время проходили субординатуру на 6-м курсе, интернатуру или ординатуру после 6-го курса. Сейчас наши студенты лишены данных этапов. Какое образование лучше – покажет время. Но у меня ответ на этот вопрос уже есть.

– Вы учите их только медицине?

– Нет. Мне хочется, чтобы они стали не только грамотными специалистами, но и счастливыми людьми. Я учу их порядочности и мудрости в профессии, культуре в речи и одежде. Мне очень хотелось бы предостеречь их от ошибок как в специальности, так и в жизни.

Владимир БАЙМЕТОВ:

Давайте перейдём к вашему научному труду. Что вкладываете вы в понятие «качество жизни»?

Первоначально качество жизни было социологической категорией, выражающей степень удовлетворённости материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, структура досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний). Такое определение качества жизни используется в философском словаре. Следовательно, качество жизни рассматривалось как явление социально-экономического порядка, отражающее уровень жизни населения или определённых его слоёв в масштабе отдельно взятого государства или сообщества государств.

В настоящее время понятие «качество жизни» является одним из важнейших понятий, описывающих интегральные характеристики человеческого существования. Будучи сравнительно новым, оно свидетельствует о том, что жизнь всё в большей степени связывается с индивидуальным переживанием и самооценкой человека.

Всемирной организацией здравоохранения были разработаны основополагающие критерии качества жизни человека конца ХХ века, которые лежат в основе современных представлений об этом показателе: физические, психологические, уровень самостоятельности, общественная жизнь, окружающая среда и духовность.

1. Физические – это сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых.

2. Психологические – положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания.

3. Уровень независимости – повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения.

4. Общественная жизнь – личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность.

5. Окружающая среда – благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология.

6. Духовность – религия, личные убеждения.

Таким образом, качество жизни является многомерной конструкцией, включающей в себя информацию об основных составляющих благополучия человека: физической, психологической, социальной и духовной.

– Почему вы решили изучать качество жизни?

В последние десятилетия понятие «качество жизни» стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования. Постепенная смена биомедицинской модели здоровья и болезни моделью БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ привела к необходимости учёта субъективного мнения человека о своём благополучии. Разработка критерия качества жизни сделала это возможным.

Елена БОРОДИНА:

Расскажите, пожалуйста, о методике исследования.

Пοпуляционное исследοвание качества жизни детей в Удмуртской Республике проведено при консультативной и методической поддержке лаборатории сοциальной педиатрии и качества жизни οтдела информационно-аналитической работы ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» МЗ РФ (руководитель лаборатории – главный научный сотрудник, профессор И.В. Винярская). Качество жизни детей изучено у 6374 респондентов 2-17 лет. Исследование проведено в Ижевске и 24 районных центрах Удмуртии (Алнаши, Можга, Воткинск, Сарапул, Глазов, Кизнер, Кез, Шаркан, Балезино, Ува, Сюмси, Селты, Вавож, Грахово, Якшур-Бодья, Малая Пурга, Каракулино, Камбарка, Киясово, Красногорье, Дебёсы, Яр, Завьялово).

Исследование в Ижевске проведено на базе средних общеобразовательных школ №№ 11, 27, летних детских лагерей «Связист» и «Берёзка». В районных центрах исследование проведено в общеобразовательных школах и детских садах.

Оценка качества жизни детей выполнена однократно в каждом населённом пункте. Исследование проводилось с использованием междунарοдного опросника PedsQLтм4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory). Опрοсник прошёл мультицентровые исследοвания в разных странах мира и доказал свою высокую инфοрмативность и чувствительность.

В состав включено 23 вопроса, кοторые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование – 8 вοпросов, эмоциональнοе функционирование – 5 вопросов, сοциальное функционирование  – 5 вопросов, школьное функционирοвание – 5 вопросов, суммарный балл по всем шкалам опрοсника – характеристика шкал физического, эмоционального, сοциального и школьного функционирования. Общее количество баллοв рассчитывается по 100-балльной шкале пοсле процедуры шкалирования: чем выше итοговая величина, тем лучше качество жизни ребёнка. Исследование было проведено в соответствии с международными требованиями.

Для изучения влияния социально-общественных и познавательных факторов была разработана оригинальная анкета. В неё вошли вопросы о взаимоотношении с родителями и сверстниками, школьной успеваемости, проведении досуга. Школьникам также предложено высказать своё мнение о чтении книг, любимых кинофильмах.

Анна ВАРДУГИНА:

Каково же качество жизни наших детей?

– По нашим исследованиям, у детей с 2-18 лет в Удмуртской Республике среди всех аспектов качества жизни наиболее высокое значение установлено у показателя «физическое функционирование» и «социальное функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «функционирование в детском саду», «школьное функционирование» отличались более низким уровнем. Выявлены гендерные особенности: качество жизни девочек 2-18 лет ниже, чем у мальчиков аналогичного возраста по всем аспектам и в большей степени в эмоциональной сфере.

Параметры качества жизни детей, проживающих в сельской и городской местности, имеют возрастные особенности: сельские дети раннего возраста и младшего школьного возраста демонстрируют более низкие показатели качества жизни, чем у городских детей. А вот на показатели качества жизни дошкольников проживание в городской или сельской местности не влияет.

– Влияет ли на качество жизни география республики?

– В зависимости от возраста результат получен разный. Изучение особенностей качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике в зависимости от географического положения территории показало, что наиболее высокий уровень качества жизни регистрируется в центральных промышленных районах республики, а у детей старшего школьного возраста географическое место проживания не оказывает влияние на показатели качества жизни.

Сергей РОГОЗИН:

Как отражается на качестве жизни детей чтение книг?

– Фактор «чтение» присутствовал в нашем опросе. Младшие и старшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют достоверно более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники, а девочки, кроме того, растут социально активными, лучше приспособленными к жизни и физически более сильными. Также мы учли фактор «количество прочитанных книг». Он влияет положительно только на аспект качества жизни «школьное функционирование».

Гендерные особенности. Так, чем больше книг прочитано, тем более высокие показатели качества жизни по всем линиям демонстрируют младшие и старшие школьницы. Младшие школьники демонстрируют неблагоприятные тенденции: более социализированы в обществе и чувствуют себя более защищёнными в эмоциональном плане нечитающие мальчики. Мальчики подросткового возраста: чем больше книг читают, тем лучше учатся в школе и чувствуют себя более сильными.

Татьяна НИКОЛАЕВА:

Какие ещё факторы следует знать родителям о своих детях?

– Фактор «успеваемость»: чем лучше учится ребёнок, тем выше у него по всем шкалам показатели качества жизни. Фактор «друзья»: чем больше друзей имеет ребёнок, тем выше его показатели качества жизни; у младших школьников, не имеющих друзей, прежде всего страдает психосоциальное здоровье. Фактор «жанры кино»: все школьники, предпочитающие ужасы, а старшие школьники – ещё и мелодрамы другим жанрам кино, имеют по всем шкалам самые низкие показатели качества жизни. Самым благоприятным жанром являются комедийные фильмы. Фактор «время, проведённое с родителями»: мальчики младшего школьного возраста, которые много времени общаются с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники. Количество же времени общения с родителями девочек младшего школьного возраста не влияет на показатели качества жизни. Подростки, много общающиеся с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники. Фактор «проведение свободного времени»: наиболее высокие значения показателей качества жизни установлены у школьников, которые проводят свободное время с родителями, другими родственниками и друзьями, а самые низкие значения показателей качества жизни имеют дети, которые проводят свой досуг одни. Фактор «тип личности»: лучшие показатели качества жизни демонстрируют дети, которым присущи черты и экстравертов, и интровертов.

Владимир БАЙМЕТОВ:

Республиканской детской больнице в этом году исполняется 50 лет. Расскажите, пожалуйста, об истории её создания.

История создания республиканской детской клинической больницы неразрывно связана с именем профессора Александры Ивановны Перевощиковой. Будучи талантливым учёным, врачом и организатором, Александра Ивановна создала школу педиатров и детских хирургов в Удмуртии, определила основные научные направления кафедры педиатрии (физическое развитие, рахит, болезни органов дыхания), подготовила 2 докторов и 18 кандидатов медицинских наук, что послужило базой для открытия в 1975 году педиатрического факультета. Благодаря неуёмной энергии, целеустремлённости и настойчивости профессора Перевощиковой шло становление материальной базы детского здравоохранения в республике. В 1971 году в Ижевске была построена первая специализированная детская больница – трёхэтажное здание. В дальнейшем уже под руководством ученицы Александры Ивановны профессора Лидии Степановны Мякишевой наша больница была реорганизована (построен 9-этажный корпус, поликлиника). Сейчас Республиканская детская клиническая больница является основным учреждением для помощи детям Удмуртии и базой для обучения студентов педиатрического факультета.

УП Задание

Меня волнуют следующие общественные проблемы:

1. Гражданские браки. Мужчины не берут ответственность за семейное благополучие. Это прозападная идеология, не характерная для России.

2. Неправильное половое воспитание подростков, беспорядочные половые связи, инфекции, передающие половым путём. И, к сожалению, бесплодие, как финал данной цепочки.

3.Честное и правильное преподавание истории в наших школах. Как показывает практика наших родных и дорогих нашему сердцу соседних государств, искажение данного предмета ни к чему хорошему не приводит.

Хочется, чтобы эти вопросы поднимались на страницах вашей газеты.

УП Вопрос

Начальник Управления мер социальной поддержки Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики Оксана Иутина спрашивает, что нужно сделать для того, чтобы женщины начали рожать много детей. Не одного-двух, а хотя бы троих. Как их нужно простимулировать?

– С женщинами, особенно молодыми, нужно разговаривать. Почему обязательно стимулировать? Жизнь иногда преподносит человеку горькие минуты. Родители уходят. Не надо оставлять ребёнка одного на этой Земле. В сложной жизненной ситуации всегда подставят плечо брат или сестра. Только воспитать надо детей правильно. Есть ещё одна причина рожать, о которой не задумываются женщины. Правда, она эгоистичная по отношению к детям. К сожалению, случаются трагические истории. Родители теряют единственного ребёнка и остаются одни. Да, один ребёнок другого не заменит, но останется человек, которому можно отдавать свою любовь. А третья причина – государственная. Дети – это наша национальная безопасность. Не надо нам демографических ям. Большая семья – это всегда счастье.

Следующего гостя «Планёрки» я хочу спросить, как справляться с жизненными трудностями, стрессами и конфликтными ситуациями?

Фото Сергея Рогозина

25.11.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта