Электросчётчики набираются ума
Статьи

Электросчётчики набираются ума

Рассказываем о новых правилах установки и поверки приборов учёта электроэнергии.

С 1 июля 2020 года ответственность за приборы учёта электроэнергии перешла от потребителей к поставщикам. Теперь все хлопоты по их установке, обслуживанию и поверке, а также связанные с ними расходы несут энергокомпании. А с начала следующего года все вновь устанавливаемые в стране электросчётчики должны быть подключены к интеллектуальной системе, а проще говоря, к интернету, что позволит потребителям взаимодействовать с поставщиками электроэнергии приблизительно так же, как сейчас это происходит с интернет-провайдерами, операторами сотовой связи и цифрового телевидения.

Обо всех нюансах цифровой трансформации электросчётчиков корреспонденту «УП» рассказал заместитель директора по реализации услуг филиала «Удмуртэнерго» «Россети Центр и Приволжье» Ленар ГАРАЕВ.

– Ленар Аптулаевич, в соответствии с Федеральным законом № 522-ФЗ с 1 июля 2020 года вся ответственность за организацию учёта электроэнергии ложится на сетевые компании и гарантирующих поставщиков. Ваша компания готова устанавливать потребителям бесплатно «умные» счётчики электроэнергии?

– Бесплатную установку «умных», а правильнее сказать, интеллектуальных приборов учёта электрической энергии мы начали с момента вступления в действие федерального закона, то есть с 1 июля 2020-го. Напомню, в соответствии с законом в зоне ответственности филиала «Удмуртэнерго» «Россети Центр и Приволжье», как сетевой компании, находятся юридические лица и частный жилой сектор, расположенный на территории республики. В многоквартирных домах новые приборы учёта должны устанавливать гарантирующие поставщики – это Удмуртский филиал «ЭнергосбыТ Плюс».

Конечно, это происходит постепенно, в первую очередь меняем электросчётчики потребителям, у которых приборы учёта не установлены, неисправны, выработали свой ресурс или требуют поверки. Так, в 2020 году мы установили по всей республике порядка 8 тысяч интеллектуальных приборов учёта, до конца этого года установим порядка 7,7 тысяч таких приборов, а в следующем – ещё более 10 тысяч штук.

– Расскажите, чем отличаются новые приборы учёта от тех, к которым мы привыкли. В чём их преимущество для потребителя?

– В первую очередь в том, что потребителю не нужно ежемесячно снимать и передавать показания приборов учёта, они снимаются дистанционно. Вы можете уехать в отпуск, перебраться жить к родственникам и не беспокоиться о том, что не смогли вовремя передать показания вашего счётчика. За вас всё сделает интеллектуальная система. Согласитесь, это очень удобно.

При этом приборы, подключённые к интеллектуальной системе учёта, более корректно рассчитывают объём потреблённой электроэнергии, так как показания считываются ежемесячно в один и тот же день. Новые приборы не только сами передают показания, но и фиксируют качество электроэнергии по основным параметрам, таким как напряжение и частота. При этом «умный» счётчик ничего не забывает – сбор и хранение данных о показаниях и показателях качества заложены в его функциональные возможности, и в случае поставки электроэнергии ненадлежащего качества информация фиксируется в журнале событий прибора учёта. В дальнейшем она будет отражаться в личном кабинете потребителя на нашем официальном сайте.

Ещё один немаловажный момент – возможность перехода на другой тариф без замены счётчика. Раньше, чтобы перейти на тариф «день/ночь», надо было установить специальный двухтарифный счётчик, теперь в этом нет необходимости, достаточно подать заявку на смену тарифа, и наши специалисты сами удалённо перенастроят прибор учёта.

– А функция удалённого отключения должников в новых приборах есть?

– Есть, и мы её используем, но, конечно, с соблюдением всех процедур, предусмотренных законодательством. Энергосбытовая компания уведомляет должника о необходимости погасить задолженность, иначе последует отключение. В случае непогашения задолженности, энергосбытовая компания подаёт заявку на ввод ограничения в сетевую организацию, после чего вводится ограничение, что выполняется одним нажатием кнопки.

Скажу больше, интеллектуальная система учёта позволяет в онлайн-режиме фиксировать вмешательство в работу прибора учёта. Например, если какой-то «умелец» попытается вскрыть электронные пломбы на счётчике, то сигнал о несанкционированном вмешательстве мгновенно поступает в наш сервисный центр. Мы видим, что работа прибора была нарушена, и оперативно принимаем меры.

– А житель может контролировать, какие показания передаёт его «умный» счётчик?  

– Как правило, интеллектуальные приборы учёта мы устанавливаем на границе балансовой принадлежности – на линиях электропередачи, чтобы у потребителя не было соблазна вмешаться в его работу, и нам было легче их обслуживать. При установке такого прибора потребитель получает дистанционный пульт, с помощью которого он может посмотреть количество потреблённых киловатт и сверить с выставленным счётом.

– А если случится сбой и «умный» прибор насчитает потребителю лишние киловатты? Как проверить, что прибор работает корректно?

– При возникновении сбоев в дистанционной передаче показаний приборов учёта или предоставлении некорректных данных информация зафиксируется. Наша система сразу это увидит, и оперативно будут приняты необходимые меры для устранения возможных неполадок. Тем более что опрос приборов учёта ведётся ежедневно, а не раз в месяц. Кроме того, как я уже говорил, прибор учёта имеет свойство не только считывать, но и накапливать информацию – она сохраняется в памяти счётчика. В случае необходимости существует возможность просмотреть историю показаний. Поэтому, если вы обнаружили, что ваш прибор сломался, некорректно передаёт показания, нужно сообщить об этом в офис клиентского обслуживания и мы разберёмся в причинах.

– А если новый прибор сломался, менять его придётся за свой счёт?

– Нет, как я уже сказал, – теперь это обязанность Гарантирующих поставщиков и сетевых компаний. Это относится как к новым приборам учёта, так и к ранее установленным. Если прибор сломался, вам ничего самостоятельно покупать и менять не нужно и даже запрещено. Сам прибор учёта, его установка, замена и опломбировка – всё предоставляется бесплатно. Поэтому хотел бы предупредить излишне доверчивых граждан: если вам предлагают заплатить за установку или замену электросчётчика, знайте – это мошенники.

– А какие обязанности потребителя по содержанию приборов учёта есть?

– Если прибор учёта находится в границах земельного участка или внутри помещения потребителя, то он несёт ответственность за его сохранность и обязан осуществлять к нему допуск для его обслуживания и проведения проверок. Если он его разбил, сломал – ему придётся компенсировать энергокомпании убытки.

В противном случае его ждут серьёзные штрафные санкции. И, конечно, необходимо своевременно и в полном объёме оплачивать потреблённую электрическую энергию.

– На таких условиях многие бы захотели поменять свои старые счётчики на новые. Есть ли какие-то ограничения или любой может обратиться за этой услугой?

– Законом установлено, что бесплатно замена электросчётчиков с 1 июля 2020 может производиться только в определённых случаях: если у потребителя отсутствует счётчик, если истёк срок его эксплуатации или подошёл срок его поверки, а также в том случае, если электросчётчик вышел из строя.

Потребителям, у которых вышел срок поверки или эксплуатации прибора, никаких действий предпринимать не надо. Его счётчик есть в нашей базе данных на замену, и когда подойдёт очередь, мы уведомим домовладельца и установим ему новый прибор. А вот если старый электросчётчик вышел из строя, то потребитель должен обратиться к нам с заявлением о его замене. Сделать это можно удалённо – в личном кабинете на сайте. По законодательству, мы должны установить новый прибор в течение полугода с момента поступления заявки. Но, как правило, это происходит намного раньше.

– Что будет, если домовладелец не заявит о том, что электросчётчик вышел из строя?

– Несвоевременное информирование об утрате или повреждении (неисправности) прибора учёта, а также вмешательство в его работу и повреждение нанесённых пломб и знаков контроля приравнивается к неучтённому потреблению электроэнергии. Если представитель гарантирующего поставщика или сетевой организации выявит указанные факты при проверке, то составит акт, и потребителю доначислят плату – это весьма существенная сумма. Её рассчитают исходя из мощности не санкционированно подключённого оборудования и его круглосуточной работы или исходя из десятикратного норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению. Согласитесь, потребителю это не выгодно.

– Как будет начисляться плата за электроэнергию, пока домовладелец ждёт замены прибора учёта?

– Если у счётчика истёк межповерочный интервал, потребитель обязан уведомить об этом гарантирующего поставщика или сетевую компанию. До его замены объём потребления будет определяться по среднемесячному электропотреблению, которое существовало в доме до момента выхода из строя прибора учёта или истечения межповерочного интервала. Если домовладение потребляло, к примеру, в среднем ежемесячно по году 300 киловатт-часов, то столько и будет начисляться до момента установки нового прибора.

– Можно ли самостоятельно заменить электросчётчик?

– Можно, но при предварительном уведомлении гарантирующего поставщика или сетевой компании не менее чем за 2 рабочих дня и в присутствии их представителей. К потребителю мы направим специалиста, который снимет старую пломбу, составит акт ввода в эксплуатацию нового прибора и заново установит пломбы.

– А отказаться от установки «умного» прибора учёта можно?

– По закону гражданин имеет право отказаться от установки «умного» счётчика. Но в таком случае сетевая организация имеет право установить прибор учёта в ином месте и принять его в качестве расчётного в одностороннем порядке. То же самое может произойти, если собственник отказывается допускать представителя гарантирующего поставщика или сетевой организации для замены вышедшего из строя счётчика или счётчика с истекшим межповерочным интервалом.

Фото «Удмуртэнерго»

25.11.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта