Переселение с опережением
Статьи

Переселение с опережением

Темпы расселения аварийного жилья в Удмуртии будут увеличены.

Удмуртия войдёт в число регионов, в которых программа переселения из аварийного жилья будет реализована ускоренными темпами. Решение об этом было принято на прошлой неделе на совещании под председательством министра строительства России Ирека Файзуллина. До 15 декабря Минстрой УР должен подготовить и представить в Фонд содействия реформированию ЖКХ заявку на получение финансовой поддержки для реализации этапов переселения 2023-2024 годов с тем, чтобы завершить программу до конца 2023 года. Об этом «УП» рассказала заместитель министра строительства, ЖКХ и энергетики Удмуртской Республики Ольга ДУБОВЦЕВА.

– Расселение аварийного жилья осуществляется в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в национальный проект «Жильё и городская среда», – напомнила Ольга Владимировна. – Первоначально программа была рассчитана на шесть лет – с 2019 по 2024 годы, завершить её мы должны были до 1 сентября 2025 года. В сентябре Фонд содействия реформированию ЖКХ уже одобрил нашу заявку на финансирование расселения граждан из аварийного жилья в 2022-2023 годах на сумму 448 млн рублей. Плюс 16 млн – софинансирование из регионального бюджета. Эти средства будут направлены на переселение 739 человек из 310 аварийных помещений в 12 городах и районах республики. Сейчас перед нами поставлена задача увеличить темпы реализации программы и расселить все дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, до конца 2023 года. До 15 декабря мы должны подготовить и представить в Фонд дополнительную заявку на получение финансовой поддержки на ближайшие два года.

Конечно, завершение всех программных мероприятий по расселению почти на два года раньше срока потребует от нас напряжённой работы, но позволит уже в 2024 году начать реализацию следующей «аварийной» программы, которую анонсировал Президент России Владимир Путин. Она предполагает расселение жилья, признанного аварийным до 1 января 2021 года. А для Удмуртии – это ликвидация ещё 44,5 тыс. кв. метров непригодного для жизни жилья (порядка 250 МКД), в которых проживает 2,8 тысячи человек.

– Как сегодня идёт реализация программы по переселению из аварийного жилья в Удмуртии, и какие механизмы для этого используются?

– В соответствии с утверждённой региональной программой с 2019 по 2025 год мы должны были расселить 580 многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года – это около 93 тысяч кв. метров жилья, и переселить порядка 6,5 тысячи человек в 25 муниципальных образованиях. В Можге, а также в Можгинском, Селтинском, Воткинском и Сарапульском районах аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, не было, соответственно они не участвовали в этой программе. Общий объём финансирования программы – 3,5 миллиарда рублей. Софинансирование республики – около 110 миллионов.

На сегодня расселено порядка 19 тысяч кв. метров аварийного жилья, переселено 1250 человек. Причём Глазов и Ува уже полностью завершили программу, а до конца года к ним присоединятся Воткинск, Кизнерский и Вавожский районы.

Для расселения аварийного фонда используются практически все предусмотренные законом механизмы, кроме участия в долевом строительстве: покупка квартир на свободном рынке, компенсационные выплаты собственникам жилых помещений, а также строительство нового жилья. Так, сейчас в Сарапуле ведётся строительство 90-квартирного дома для переселенцев.

– Люди жалуются, что выкупная стоимость жилья в аварийном доме намного ниже рыночной. Может ли человек, которого не устраивает компенсационная выплата, требовать, чтобы ему предоставили квартиру?

– По существующим нормам Жилищного кодекса, если человек проживал в муниципальной квартире на условиях социального найма, то при расселении ему должны предоставить жильё той же площади, что у него была. А вот если он является собственником аварийного жилья, то он может рассчитывать на компенсацию или другую квартиру. Причём сейчас условия предоставления компенсационных выплат существенно ужесточены. Если человек приобрёл квартиру или комнату в аварийном доме после того, как он был признан таковым, то ему выплатят только ту сумму, которую он заплатил за это жильё. Это сделано для того, чтобы не допустить махинаций при приобретении аварийного жилья.

– В Фонде ЖКХ считают, что действенным инструментом расселения «аварийки» должен стать механизм комплексного развития территорий. Фонд уже одобрил несколько заявок по таким проектам от регионов. Планирует ли Удмуртия использовать его?

– Конечно, и эта работа уже ведётся. Сейчас в Удмуртии подготовлена вся нормативная база по комплексному развитию территорий, и определены две пилотные площадки по реализации таких проектов в городе Ижевске, одна из них – в посёлке Машиностроитель. Эта территория может стать очень перспективной для включения в программу расселения аварийного жилья. Там есть участки, ранее освобождённые от аварийных домов, есть дома, которые признаны аварийными, и их будут расселять, а также есть дома, которые не признаны аварийными, но находятся в ветхом состоянии.

Это достаточно большая площадка – около 17 гектаров. В ближайшее время будет выбрана управляющая организация, которая займётся реализацией этого проекта. Она подготовит мастер-план застройки этой территории: определит, сколько жилья можно там построить, какие социальные объекты и элементы благоустройства необходимы, чтобы людям было там комфортно жить.

– Фонд ЖКХ продвигает идею строительства в регионах наёмного жилья для переселенцев. Как вы считаете, насколько это перспективное направление?

– Тема строительства наёмного жилья, так называемых «доходных домов», не новая. В Жилищный кодекс ещё в 2014 году была внесена отдельная глава, посвящённая строительству такого жилья и вопросам коммерческого найма. На уровне республики была также подготовлена вся необходимая нормативная база. Мы даже планировали построить первый доходный дом в Глазове, чтобы привлечь туда специалистов из других регионов, но так и не смогли реализовать этот проект.

Сама идея строительства доходных домов связана, в первую очередь, с трудовой миграцией. Посыл был такой, что человек не должен быть привязан к одному месту собственностью, а мог легко переезжать из одного региона в другой, если там для него есть работа, и селиться в таких доходных домах. И второе – это вывести из серой зоны рынок арендного жилья и увеличить налоговые поступления в бюджет. Но, к сожалению, бума строительства таких домов в стране так и не произошло. Связано это, в первую очередь, с отсутствием средств в бюджетах регионов на их возведение. Застройщики также не хотят вкладываться в такое строительство, так как это «длинные» деньги, вернуть их они смогут в лучшем случае через 10-15 лет, а им это невыгодно. Поэтому я считаю, что строительство таких домов возможно только при поддержке ДОМ.РФ или за счёт средств Фонда национального благосостояния.

Недавно ДОМ.РФ расширил программу льготной ипотеки на индивидуальное жилищное строительство, поэтому более перспективным я считаю инициативу по строительству индивидуального жилья для переселенцев из «аварийки». Пока закон этого не допускает. Но Фонд ЖКХ подготовил соответствующие поправки в законодательство, позволяющие реализовать такие проекты. Сейчас они обсуждаются в Правительстве РФ и в ближайшее время могут быть приняты.

Между тем

Четыре региона России уже завершили программы по переселению граждан из аварийного жилья. Это Карачаево-Черкесия, Сахалинская область, Санкт-Петербург и Севастополь, а до конца этого года ещё пять регионов пополнят список передовиков. Об этом рассказал на межрегиональной пресс-конференции первый заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Олег Рурин.

Он отметил, что в настоящее время более 30 российских регионов реализуют программу переселения в ускоренном режиме. Это стало возможным за счёт реализации целого комплекса мер, предпринятых в начале этого года. Наиболее существенное влияние оказал запуск механизма ускоренного финансирования программ сверх текущих лимитов финансирования регионов.

– В этом плане очень помогает Правительство РФ, которое находит возможность сдвижки объёмов финансирования влево. В том году сумма сдвижки составила 50 млрд рублей, в этом году фонд уже получил 13 млрд. Сейчас рассматривается вопрос о возможности предоставления дополнительных объёмов финансирования до 79 млрд рублей, – сказал Рурин.

Всего с 2019 года в стране было расселено 233 тысячи человек, проживавших в аварийном жилье площадью 3,9 млн кв. метров.

– Это показатели, которые превышают планку, заданную национальным проектом. На конец года мы должны были расселить 3 млн 300 тысяч кв. метра, – отметил он.

Олег Рурин напомнил, что Президент РФ Владимир Путин ранее предложил запустить новую программу, по которой будут расселять из жилья, признанного аварийным на 1 января 2021 года, это свыше 11 млн кв. метров по всей стране. Принять её планируется до конца года. Стартовый объём финансирования программы уже заложен в госбюджете и составляет 45 млрд рублей (они будут выделены двумя равными траншами в 2022-2023 годах).

– Ключевой особенностью нового этапа станет то, что средства будут направляться тем субъектам, которые завершили действующую программу, именно между ними будут распределены запланированные лимиты средств, – отметил Олег Рурин.

Задача не меньшей важности – укрепление института комплексного развития территорий, который запустили в стране в этом году.

– Сейчас мы имеем возможность предоставлять средства, которые направляются застройщикам по программе переселения из аварийного жилья. Фондом одобрены две заявки на использование средств – в Марий Эл и Мурманской области, – сказал он.

Планируется, что до конца текущего года ещё восемь регионов подадут в фонд заявки на финансирование таких проектов.

Фото: pixabay.com

19.11.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта