Болезнь гениев или несформированная речь?
Статьи

Болезнь гениев или несформированная речь?

В прямом эфире состоялось Всероссийское родительское собрание на тему дислексии.

По данным Министерства просвещения Российской Федерации, из почти 7,5 млн детей дошкольного возраста (7-8 лет) нарушения речевого развития имеют около 300 тысяч человек. Это группа малышей, которая потенциально предрасположена к нарушениям письменной речи. В школьном возрасте из 18 млн школьников в прошлом году более 62 000 обучались по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи. В общей численности таких школьников 0,37 процента. Но это третья категория по численности среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и специалисты не открещиваются от факта, что детей с подобным ОВЗ намного больше.

Не каждый дислексик – Альберт Эйнштейн

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Так сложилось, что в понятие «дислексия» включены все проблемы, связанные с письменной речью: проблемы с овладением навыков чтения и навыков письма; проблемы с грамотностью и овладением арифметикой; проблемы, связанные с нарушением моторики и координации, поддержанием внимания.

Каждый третий ребёнок в России с трудом учится читать и писать. У каждого десятого, по неофициальным данным, дислексия. Сейчас появилась мода относиться к дислексикам как к невероятно одарённым. Ещё не так давно подобное отношение можно было встретить к тем, кто пишет левой рукой. «Мой Вася – левша», – таинственно сообщала мама «необыкновенного» ребёнка своим подругам. Те от зависти бледнели, а Вася, не подозревая о своей «избранности», наряду со всеми приносил домой «пятёрки» и «двойки».

«Мода» пришла с толерантного Запада. Проще принять проблему и возвести её в некий культ, нежели решать. Тем, у кого тяжёлый кошелёк, легче приставить тьютора к не читающему школьнику на экзамене, отдать его в частную школу, чем потратить собственное время и силы на ежедневные разговоры и общение со своим ребёнком.

В результате спрос родил предложение: появились «специалисты», предлагающие курсы коррекции и обещающие взрастить «талант». Да, дислексией страдали многие известные люди. Среди них Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль. Шарлатаны, огласив список, обещают за курс коррекции сделать из ребёнка, по меньшей мере, Стива Джобса.

Крайне опасная тенденция – уверять родителей ребёнка с дислексией, что это какой-то особый дар. Скорее, необходимо говорить о том, что проблема не является нерешаемой. Рассказывать о путях и способах её решения. Поддерживать в этом нелёгком труде. Этим занимается Ассоциация родителей детей с дислексией. Её основала в 2016 году Мария ПИОТРОВСКАЯ. Участники ассоциации хотят добиться того, чтобы всех детей при поступлении в школу проверяли на дислексию. Мария Пиотровская – внучка востоковеда Бориса Пиотровского, дочь востоковеда и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Она и сама получила диплом арабиста, но дважды круто изменила жизнь: сначала ушла в банк, потом – в благотворительность: у её дочери дислексия.

Всероссийское родительское собрание в открытом эфире на важную тему начала Мария Михайловна:

В стране есть замечательные специалисты по дислексии. Они провели много исследований и предложили несколько решений. Однако для родителей, чьи интересы мы представляем, данные знания почти неведомы. И это не моё заявление – это результат социологического опроса. 5 лет мы делаем всё возможное, чтобы родители понимали, что это за проблема. Знали, к кому обратиться и как помочь своему ребёнку, чтобы его жизнь не превращалась в ад в школе, в буллинг – со стороны педагогов, одноклассников, а зачастую и самих родителей от незнания. В юриспруденции существует понятие, что незнание закона не освобождает от ответственности. Я считаю, что это должно быть основополагающим и среди родителей, у которых есть права и обязанности. Незнание того, что происходит с ребёнком, обзывание бездельником и лоботрясом лишает его прав на знания. Родитель несёт прямую ответственность за то, что на выходе ребёнок становится невротичным, асоциальным и т. д. Наша задача – задача родителей – объединиться и сделать всё возможное, чтобы знанием владели и мы, и наши дети. Мы знаем, что делать, когда ребёнок простужен, но мы не знаем, что делать, когда ребёнок получает «тройки» и «двойки».

Далее Пиотровская передала слово тем, кто о данной проблеме знает всё.

Серьёзные «глупые» ошибки

На родительское собрание «пришли» представители Министерства просвещения Российской Федерации и ведущие специалисты в области педагогики и психологии. Благодаря онлайн-формату любой желающий мог присоединиться к событию и быть услышанным на уровне федеральных органов. Спикеры рассказали, к кому обращаться за диагностикой, если ребёнок столкнулся со школьными трудностями; обсудили систему взаимодействия педагогов, родителей и детей в детских садах и школах, рассказали о современных методиках и программах для детей с трудностями в обучении.

Начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Таис ДАЦЮК рассказала, что первые признаки дислексии и другие нарушения речи проявляются в самом детстве и при должной коррекции могут нивелироваться до уровня, который позволит жить и эффективно учиться в будущем. Страхи родителей о том, что у плохо читающего ребёнка дислексия, чаще всего бывают напрасными – этот диагноз встречается реже, чем о нём принято говорить. Но гораздо серьёзнее, когда взрослые не осознают проблему ребёнка, страдающего дислексией, упорно пытаются стандартными методами научить его тому, что он не в состоянии делать.

Если у родителей имеется на руках заключение медико-педагогической комиссии (МПК), они вправе никуда его не предоставлять. Но если заключение предъявлено в детское учреждение, оно является обязательным к исполнению. Таис Дацюк подчеркнула, что для ребёнка должны быть созданы специальные условия, предусмотренные Федеральным законом об образовании в статье 79.

Каковы же действия родителей в сотрудничестве с детсадом или школой, если замечено, что ребёнку требуется помощь? Об этом рассказала заместитель директора городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, ведущий эксперт ассоциации инклюзивных школ Ольга ЕГУПОВА:

– Маме кажется, что её ребенок делает большое количество «глупых» ошибок. Среди них большое количество пропусков, перестановок, смешение букв, одно большое слово вместо трёх. И вроде бы ребёнок в устной речи не демонстрирует никаких трудностей, но в процессе овладения письмом становится «нерусским».

Мама также замечает, что то количество усилий, которое затрачивается дома, то количество повторов, которое присутствует в тетрадях, прописях и прочее не приводят ни к какому положительному результату. Кажется, что ещё чуть-чуть, и ребёнок должен стать чуть более сосредоточенным, чуть более внимательным, а динамики положительной нет. Вот тогда маме стоит обратиться к учителю. Зачем? Для того чтобы проговорить эти «глупые» ошибки.  

Разговор состоялся, учитель поддерживает мамины опасения. Что предложит школа семье? Может предложить семье посетить психолого-педагогический консилиум. Комиссия и консилиум – это разные вещи. Это некое собрание педагогических работников школы, куда входят учителя-дефектологи, логопеды, психологи, учителя, представители администрации. И вот это профессиональное сообщество в разговоре с мамой решает один непростой вопрос: состояние ребёнка требует создания специальных условий для получения образования, нужно обращаться в МПК? Либо ошибки не столь серьёзны, и школа сама может назначить занятия с логопедом и учителем без посещения МПК. Если комиссия с учётом мнения врачей принимает решение о том, что ребёнок относится к категории обучающихся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий, она выдаёт своё заключение.

Легче предупредить

Дислексия имеет много ликов, очень разнообразна по типологии, причинам возникновения. Одна из форм дислексии обусловлена недостатками устной речи. Всегда легче предупредить, чем корректировать. Ещё в дошкольном возрасте необходимо проверить, насколько ребёнок готов к чтению. Об этом говорила кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО» Ольга ГРИБОВА. Какие же речевые компоненты влияют, по её словам, на качество будущего чтения ребёнка? Среди них, например, умение слышать звуки в слове, умение их различать. Например, ребёнок должен различать, что «суп» и «зуб» – разные слова для начала. Он должен слышать, в каком слове есть звук «р», в каком – нет, и т.п. Это и является в том числе основанием для начала обучения чтению.

Недостатки устной речи, нескорректированной в дошкольном возрасте, ведут к дисграфии и дислексии и нарушениям письменной речи детей в возрасте 7-10 лет.  Плохо говорит, значит, скорее всего, будут проблемы, связанные с чтением и письмом. Если есть нарушения звукопроизношения, если у ребёнка скудный словарный запас, если есть нарушения лексико-грамматического характера, надо бить в колокола.

Если у ребёнка существуют проблемы, которые вызовут риск появления дислексии, то надо эти проблемы сначала убрать в устной речи. Лучше в дошкольном возрасте отвести ребёнка к логопеду, не ждать, когда это пройдёт. Играть. Специальных игр много в интернете. Не надо надеяться, что ребёнок пойдёт в школу, и там всё сделают. Там учитель, который будет обучать по стандартной методике.

Дислексия – это не болезнь, это определённое состояние, процесс несформированности, ненормативное формирование той или иной речевой деятельности.

На сайте Ассоциации для родителей детей с дислексией, в группах в соцсетях можно послушать бесплатные вебинары, пройти бесплатные тесты, получить бесплатную диагностику логопеда и нейропсихолога. Если есть сомнения, не надо ждать. Всё, что устоялось и закрепилось, исправить сложнее.

Фото: pexels.com

18.11.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта