Красавица и Левиафан
Статьи

Красавица и Левиафан

Разорванное единство ансамбля города-завода на Иже.

Красуется в историческом центре нашего города бывшая «супружеская пара». Первый век своей жизни она была теснейшим образом связана между собой как функционально, так и эстетически. Прошёл ещё один век, переполненный кризисами и войнами, и пара оказалась разорванной. Очень уж контрастны стали абсолютная гармония в одном случае и полный хаос – в другом. Хотя отцом для них был один зодчий, причём воспитанный в Италии на лучших образцах античности.

«Чистейшей прелести чистейший образец»

Наш великолепный Арсенал, проектировать который Дудин начал ещё в годы итальянской стажировки, мне как-то ради защиты его от варварской пристройки пришлось сравнить с пушкинской красавицей. Действительно, эдесь поражают рациональность и гармоничность плана, чёткость и благородство архитектурных форм. Если бы ещё как драгоценное украшение красавицы восстановить имперских орлов во фронтонах портиков! Красота Арсенала усилилась от того, что он включён в ансамбль задуманной Семёном Емельяновичем эспланады, которая выводит нас на другой его шедевр, выстроенный вдоль плотины. Замечу, это единственный на заводах Урала пример именно такого расположения главного корпуса. В нашем сходились все производственные потоки из расположенных перпендикулярно к нему цехов, и ружья приобретали законченный облик. Их выносили по мосткам на плотину и везли в телегах на тогдашнюю окраину селения. Полны стеллажи Арсенала – значит, крепка держава – значит, хорошо поработали в Главном корпусе ижевские мастеровые.

В годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, когда все стволы сразу шли на фронт, производственная необходимость заставила изменить назначение классического здания на Арсенальной (Карлутской) площади. Вместо складских функций, бывших основными, и частично производственных, здесь пришлось разместить ложевые цеха, а к ним сразу потребовались всяческие дополнительные пристройки и надстройки, в том числе экологически вредные.

Специфику исторического Арсенала я определяю термином «кремль города Ижа», имея в виду как градостроительную роль этого государственного здания стратегической важности, так и наличие в прошлом крепостной стены с бойницами. Этот, южный фасад всегда считался главным. Именно там Дудин сделал единственный вход в Арсенал, оформив его как кордегардию. Народ долго поминал её как «царские ворота». Конечно, ровно двадцать лет назад «президентский дворец» (так называли в народе нынешнюю Резиденцию Главы УР) внёс нотку дисгармонии в ансамбль «лебединой песни» зодчего. Но эту нежданную добавку можно считать более-менее терпимой с архитектурной точки зрения. Особенно если новое здание всё же перекрасят в нейтральные цвета, отличные от классической расцветки Арсенала. Он единственный такой, уникальный для России, и никакие новые постройки не должны ни спорить с Арсеналом, ни подделываться под него по своему облику.

Ближайшими соседями ложевого цеха «Ижмаша» стали в 1965 году в соответствии с генпланом Дом правительства УАССР, а внепланово в 1983 году здание Удмуртского обкома КПСС. Всего через восемь лет бывшую партийную собственность займёт наш парламент. Дымящие трубы, древесная пыль, клубы пара, заборы с колючей проволокой – всё это настолько раздражало высшее руководство, что ложейников придётся постепенно выселять. Всего через год после новоселья первый секретарь обкома В.К. Марисов жёстко потребовал от «Ижмаша» вывести на окраину цех № 111. А более демократичный, «перестроечный» преемник первого секретаря П.С. Грищенко даже лично возглавил 15 февраля 1986 года субботник во дворе Арсенала. Начиналась реставрация, но за чистоту архитектурного стиля дудинского наследия там придётся сражаться, как и сейчас по поводу второго шедевра.

Из хаоса к гармонии?

В эти дни специалисты от фирмы ООО «А1-Эксперт» с помощью большого лазерного сканера тщательно, вплоть до миллиметра, фиксируют не только архитектурные элементы, но и все трещины и сколы на всех плоскостях гигантского заводского корпуса. Надо понимать, что возводился он фактически на болоте с 1808 по 1843 год, а затем вплоть до конца XX века, даже став объектом культурного наследия федерального значения, нещадно эксплуатировался. Параллельно с обмерами и шурфами идут историко-архитектурные, архивные исследования. Всё это станет основой для будущего научно обоснованного проекта реставрации. Разработка его начнётся следующим летом.

Очень надеюсь, что будущие проектировщики не ограничатся собственно Главным корпусом, а запланируют ещё и расчистку южного откоса плотины. Здесь предстоит не менее затратная работа, чем по самому корпусу, но только это позволит открыть для людей всю красоту и масштабы памятника, бывшего «секретным». В самые кондовые советские времена его и фотографировать-то вблизи запрещалось, а зарисовывать, по себе знаю, можно было только издали, в бинокль и тайком. Но горожане должны получить возможность, как и в добрые старые времена, прямо с плотины заходить в западный и восточный флигели корпуса. Расчистка откоса, разумеется, потребует удаления чугунной ограды 1950-х годов. Любители китча могут не расстраиваться. Звенья ограды, в орнаментах которой переплетается советская символика и виноградная лоза (а позже и орлы), вполне могут послужить оградой большого прямоугольного участка перед южным фасадом. Эта пустующая территория официально причислена к Главному корпусу.

Уже сейчас можно сказать: да, состояние исторического объекта не только федерального, но и мирового уровня удручающее: в промасленных стенах и прогнивших перекрытиях кое-где прорехи и провалы, есть проблемы с фундаментами… Ситуация всё же не катастрофическая. Корпус не рухнет. Его можно возродить в былом виде, превратив Левиафана в красавицу, такую же, как Арсенал. А вот что, где и как размещать в Главном корпусе после реставрации, всем нам вполне демократично предложила обсудить:

«Концепция наилучшего использования»

Она была презентована около двух лет назад, и авторы как бы нехотя признают Корпус архитектурным шедевром. Они даже вынесли на титульный лист «Концепции» проектный чертёж Дудина. Почему же тогда помимо дудинских залов к реставрации и последующему использованию нам вдруг предлагаются к «наилучшему использованию» помещения, которые выстроены в начале XX века, а также в 1930-е и даже 1970-е годы. Все эти пристройки и надстройки заслоняют и уродуют Главный корпус, лишают его той гармонии и симметрии, что радуют нас в Арсенале. Ни одна профессиональная экспертиза не признает равнозначной историко-архитектурной ценности за всем тем, что добавилось после 1843 года. Сходная ситуация тридцать лет назад случилась с Арсеналом. Ушлые хозяйственники требовали сохранить надстройки вторых этажей на всех его четырёх углах, но к осени 1990 года всё же удалось с боем добиться их сноса. Оттого и превратилось тогдашнее чудовище в «пушкинскую красавицу». А чем хуже Главный корпус?

Только в результате включения чуждых по времени и стилю объектов авторы «Концепции» ухитрились набрать гигантскую полезную площадь в 21 тысячу квадратных метров. Все музеи Удмуртии поместятся! И на метры те уже заявляются десятки претендентов. Безусловно, точное исполнение всех благопожеланий из «Концепции» грозит формированием настоящего Вавилонского столпотворения около плотины, где и сейчас-то стоит до сотни машин. С ужасом представляю себе также, что всякие замечательные офисы и другие уважаемые структуры, эскизно намеченные в «Концепции», неизбежно начнут перегораживать «евростенками» мощные дудинские арки всех восьми залов четырёхэтажной части Корпуса. Это будет конец великой архитектуры и рождение очередной «Вороньей слободки». Таковой сейчас стал, например, старый Дом правительства на Советской, который во многом всего лишь надстройка и пристройка к историческому зданию Правления оружейного завода.

Сразу предлагаю облегчить затраты на реставрацию, отдав бизнесу восточный, неисторический, параллельный течению Ижа трёхэтажный цех. Он был опрометчиво включён кем-то в состав Главного корпуса.

По-хорошему, на дальнюю перспективу, если уж мы действительно претендуем на звание «столицы российских оружейников», следовало бы вернуть Арсеналу его историческую функцию, разместив там только лишь объединённый музей ижевского оружия. Цельной коллекции такового оружия сейчас нигде нет. В огромных же залах обновлённого Главного корпуса логичнее всего смотрелись бы экспозиции, ярко рассказывающие не только о старом заводе, но и о научных, индустриальных и художественных достижениях всей Удмуртии. Так сказать, наша ВДНХ под эгидой Национального музея УР.

Евгений Шумилов

Фото Сергея Рогозина

07.11.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта