Музыка старого Ижевска
Статьи

Музыка старого Ижевска

От русской дудки и вятской тальянки до собственных опер.

Утверждаю: именно Ижевск являлся в старину самым музыкальным городом на территории современной Удмуртии. Судите сами, ещё до революции только здесь сумели сочинить и поставить свою собственную полноценную оперу! Причём главная мелодия из неё станет для всего мира самым узнаваемым на слух символом России! А ещё ижевские меломаны сумели сами поставить несколько других опер, в том числе «Жизнь за царя», что про Ивана Сусанина.

Музыку сочиняет народ

Музыка пронизывает всю жизнь человека. Некоторые учёные говорят, что даже и Вселенная развивается под «звучание синхронизированных циклических процессов». Издревле, чтоб стало веселее, у нас на Иже пускали в дело всякие самоделки – дудки и свистульки, рожки и свирели… С горнозаводских времён играли мы и на балалайке. В 1880-е годы этот щипковый инструмент существенно модернизируют, и он станет общеславянским брендом. Видно, не случайно вскоре к нам приедут четыре чеха-музыканта. А вот гармонь, изобретённая хитроумными немцами в 1822 году, в наших краях примерно через полвека перерастёт в вятскую тальянку или «вяточку», умеющую имитировать перезвон колокольчиков. На рубеже веков при заводе даже работали три гармонных мастера. Выходит, это самый любимый инструмент ижевцев? Скрипичных-то мастеров ни одного не числилось.

В 1840-е годы на ижевский гарнизон, который включал в себя 440 «нижних чинов», приходилось четыре штатных музыканта: барабанщики и горнисты. Музыка от них была, прямо скажем, так себе – порой тревожная, даже зловещая. Например, под барабанную дробь на главной, соборной площади или на плотине проводили публичные экзекуции провинившихся. Зато радость и надежду несли колокольный звон и церковное пение. Неслучайно для тех мастеровых, что являлись певчими Александро-Невского собора, в 1860 году за счёт завода сшили 16 особых кафтанов, полагаю, из зелёного сукна – то есть как и знаменитые «мастеровые кафтаны с золотым галуном». Ещё раньше певчих Благовещенского собора Воткинского завода обшивали из голубого сукна.

К концу XIX века гарнизонный духовой оркестр стал насчитывать уже 20 человек, и в качестве капельмейстера в сентябре 1900 года пришлось нанять питомца Пражской консерватории, чеха Ф.И. Боганского. Этого бывшего дирижёра Полтавской оперетты оформили как классного оружейного мастера, пообещав доплату за преподавание в будущей музыкальной школе. Посулили также ежемесячные отчисления из кассы Офицерского собрания «заигранных денег» и дали право на два-три бенефиса в год. Имелась в виду возможность давать концерты в пользу себя и оркестрантов. Так что спрос на музыку у заводчан был. Осенью 1903 года Боганский заболел, и его сменит другой чех, тоже выпускник Пражской консерватории – Константин Преучил. Его оформят «младшим классным оружейным мастером». Эту же фиктивную должность получит и его сын Павел, который станет управлять заводским оркестром балалаечников. Позже на заводе будет и музыкант А.И. Немечек.

Специально для детей рабочих в память об Александре III власти учредили 21 ноября 1902 года «Школу хорового пения и оркестровой музыки». Артиллерийское ведомство будет отпускать на её содержание по тысяче рублей в год! Контроль за всем этим поручили начальнику ствольной мастерской, подполковнику Н.В. Пировскому. Занятия у детишек шли в зале под башней Главного корпуса, по очереди с репетициями театра.

Мелодии благородного общества

Некоторые выпускники Вятской духовной семинарии, приезжавшие по назначению в Ижевск, умели неплохо играть на скрипке. Первым в июле 1807 года у нас стал Василий Блинов (позже один из домашних учителей Пети Чайковского), а весной следующего года на смену ему приедет Захарий Лятушевич. Игре этих просвещённых батюшек иногда аккомпанировал на домашних вечерах сам Андрей Дерябин, предпочитавший флейту.

Заводской чиновник в разных должностях (в том числе и полицмейстера) Фридрих Николаи (1802-1879) освоил не только скрипку, но и виолончель. В его большом уютном доме на Куренной (Красной) улице имелись также, судя по публикуемой здесь фотографии, какие-то небольшие клавишные инструменты (клавикорд и фисгармония?). Немцы, как известно, большие мастера по всяким музыкальным механизмам. А жена этого чиновника Луиза ещё с 1845 года преподавала музыку в ижевском «пансионе для благородных детей». Дочь меломанов Клара выйдет за артиллерийского офицера Василия Новикова (1838-1899), будущего начальника завода. Так что и в Генеральском доме музыка будет регулярно звучать. В конце 1870-х годов Фридрих, он же Фёдор Лаврентьевич, сделает для домашнего ансамбля переложение фортепианного цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Его у нас считали совсем своим, никак не разделяя Воткинский и Ижевский заводы. Для заводских лютеран с помощью арендаторов завода чуть восточнее Александро-Невского собора в 1872 году был построен в неоготическом стиле небольшой храм – кирха. Никаких описей её или фотографий интерьера не сохранилось, но вполне вероятно, что лютеране смогли поставить там небольшой орган.

А вот первый настоящий, салонный рояль появится в Ижевске только в 1895 году в связи с оборудованием на втором этаже здания в самом начале Троицкой (Советской) – Офицерского собрания. Престижный инструмент поставила фирма Якова Беккера, что обошлось казне в 844 рубля – с годовой оклад какого-нибудь чиновника. Через десять лет для того, чтобы дорогой инструмент не «заиграли» при становящихся слишком частыми музыкально-танцевальных вечерах, господам офицерам придётся закупить себе ещё и более дешёвое пианино. Среди знаменитых пианистов – уроженцев Ижевска – наряду с Асей Корепановой, очевидно, навсегда застрявшей в США, упомяну и Мариониллу – старшую из пяти дочерей нашего самого выдающегося доктора медицины, а немножко и литератора, католика Ивана Андржеевского. Она родилась в 1869 году, закончила Московскую консерваторию, стала профессиональной пианисткой. В конце 1890-х годов Марионилла концертировала в Сарапуле и Ижевске. В 1913 году она создаст частную музыкальную школу в Уфе.

Путь к ижевской опере

Оперные спектакли всегда считались показателем высокой культуры города. И она была у нас. Вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года полковник Ермолай Грен организовал «благородный» театр, предшественник «рабочего», общезаводского театра, что под башней. А где спектакли, там и музыка обязательно будет. Так, на Рождество 1816 года ижевцы поставили «комическую оперу» композитора М.И. Сокольского «Мельник-колдун, обманщик и сват». Ей, кстати, предшествовал «Недоросль» Д.И. Фонвизина, где мужскую роль сыграла Надежда Дурова. На музыкальном фронте Ижевска дела оживятся в начале 1870-х годов, что заслуга мирового судьи, композитора, литератора и фольклориста И.П. Ларионова. Почему он вдруг оказался у нас, –  читайте в «Шкатулке» № 1 (21 мая 2020 г.). При клубе, будущем Гражданском, старшиной которого его избрали, благодаря судье заработали любительские хор и оркестр. Силами «ларионовцев» поставили отдельные акты из опер «Аскольдова могила» А.Н. Верстовского и «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Наконец, в начале 1875 года состоялась премьера самого большого сочинения Ларионова – оперы «Барышня-крестьянка». Здесь счастливо переплавились элитарная культура и простонародная основа – всё как в пушкинском сюжете. В конце первого акта оперы впервые столь мощно (то есть не просто как отдельная песня, а в драматургически обоснованном контексте) прозвучала «Калинка-малинка», созданная Иваном Петровичем незадолго до Ижевска. Не сделать ли эту знаменитую мелодию основой городского гимна?

В 1908 году наши меломаны (офицеры, чиновники, учительницы) решили объединиться, и 28 августа вятский губернатор утвердил Устав «Ижевского общества любителей музыкального и драматического искусства». Председателем его стал В.Э. Эрлич, потомственный дворянин, чиновник Хозяйственного комитета завода. Среди главных активистов – скрипач К.Е. Рублёв, пианистка Е.Я. Коновалова, хормейстеры Э.В. Миронова и П.Н. Сорочинский. Развитию музыкальной культуры простых обывателей будет способствовать и то, что этим летом на самом берегу пруда, под окнами Генеральского дома выстроили деревянный павильон для заводского оркестра.

Весной 1910 года в женской гимназии состоится новая премьера – «Гензель и Грета» немецкого композитора-вагнерианца Э. Гумпердинка. Эту оперу поставила Х.Н. Миронова (дочь ижевского генерала), окончившая двумя годами раньше Московскую консерваторию. А через три года в честь 300-летия династии Романовых там же, в гимназии, снова прозвучит «Жизнь за царя» с хором в 35 человек. Несмотря на то, что мужские партии пришлось исполнять девушкам, успех был полный. Благодарные слушатели даже одарят хормейстера Э.В. Миронову (жену сына генерала) золотыми часами. Оперу повторят ещё несколько раз, в том числе во время грядущей войны.

Война ничуть не помешала открытию «Ижевских музыкальных классов». Это торжество прошло 7 сентября 1914 года в присутствии трёх генералов. Учить ижевцев взялись выпускницы трёх консерваторий – Петербургской, Пражской и Варшавской. Только по классу фортепиано пожелало преподавать 10 человек «сверх комплекта». Уже за первый учебный год, устроив восемь концертов, классы заработают 3574 рубля. Через год директором Ижевских классов по рекомендации столичного композитора А.К. Глазунова назначат композитора и пианиста М.А. Скорульского. В классе сольного пения будет преподавать его жена Л.М. Андриенко.

В ижевских концертах военных лет будет участвовать, приезжая на студенческие каникулы из Москвы, лирический тенор, будущий солист Большого театра А.И. Алексеев (1895-1939). Это внук И.Ф. Петрова, самого выдающегося оружейного фабриканта Ижевска. Брат деда певца, тоже фабрикант, весной 1917 года пожертвовал на развитие «классов» 20 тысяч рублей, а поэтому из столицы разрешат назвать их «имени В.И. Петрова». От всего этого ижевские меломаны настолько воспряли духом, что начали хлопотать об организации собственного отделения Русского музыкального общества, но грянут известные события…

Евгений Шумилов

29.10.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта