В Ижевске открыта выставка к 75-летию художника Петра Ёлкина
Статьи

В Ижевске открыта выставка к 75-летию художника Петра Ёлкина

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств стартовал новый проект «Круглая дата»: это серия выставок, посвящённых юбилеям ключевых для Удмуртии художников. До конца года в рамках проекта состоятся выставки Александра Ложкина и Вячеслава Михайлова. А первым героем «Круглой даты» стал Пётр Ёлкин – признанный классик изобразительного искусства, в этом году отметивший 75-летие.

На торжественном открытии выставки, где не раз звучали эпитеты «выдающийся», «неординарный», экс-министр культуры Удмуртии Анэтта Сидорова напомнила собравшимся, что Пётр Ёлкин был одним из тех, благодаря кому существует сейчас УРМИИ: он даже стал участником небольшой интриги, позволившей открыть музей в обход воли прижимистого и не слишком инициативного министра культуры Евгения Ильиных (художники-«заговорщики» дождались, пока министр уедет в отпуск и передаст право подписи своей заместительнице, Анэтте Петровне – её рукой и подписали указ об учреждении музея). Сегодня в УРМИИ хранится внушительная коллекция картин Петра Ёлкина, они и составили основу выставки.

Поэт, философ, гражданин

Экспозиция разделена на пять частей, которые как будто прорастают одна в другую. В первом зале, названном «Родина», представлены работы, в которых запечатлена красота родного края художника, удмуртская символика и колорит. Здесь нет ура-патриотических, плакатных работ, но сама красота этой земли на картинах Ёлкина пробуждает любовь к ней. «Искусство гражданственно и воспитывает нравственные качества человека», – уверен Пётр Ёлкин. Здесь он предстаёт как внимательный, тонкий пейзажист и философ.

В зале «Семья» собраны изображения самых близких людей художника – матери, жены, детей (в двойном портрете, где он написал себя и жену, почти растворяющихся в глубоких синих сумерках, он поднялся до высокого поэтического обобщения на тему извечного, космического противостояния и взаимодействия Мужчины и Женщины).

Объединяющим для обеих тем, семьи и родины, стало важное для творчества Ёлкина полотно «Материнский стол». Сам художник говорит:

– Это была задумка написать портрет матери и портрет удмуртского народа не буквально, а через художественный образ. Так появился образ накрытого стола в материнском доме. Это очень эмоциональная работа: материнский стол – тема душевно-интимная, которую человек проносит с самого детства через всю жизнь. Мы, удмурты, отмечаем православные праздники. Моя мама к Пасхе готовила все те национальные блюда, которые можно увидеть на картине – шанежки, перепечи, пельмени, пирожки, яйца в масле, табани с зыретом. На столе обязательно был мёд. Эта деталь не бросается в глаза, но на столе есть и удмуртский самогон, кумышка, в старинной бутыли. Важно было, чтобы национальный колорит был узнаваем – не только по перепечам, но и по орнаменту ковра цвета «лемлет» (так по-удмуртски называют малиново-розовый). Таким образом я связываю национальную кухню с декоративно-прикладным искусством, показываю, что и на кухне, и в ремёслах удмуртский народ проявлял талант и самобытность. Я хотел сделать натюрморт, который выражал бы красоту материальной культуры удмуртского народа. Добиться не натуралистичности (это несложно), а выразить поэзию цвета и быта, показать свой восторг перед национальным миром удмуртского народа.

В третьей части экспозиции представлена главная для Ёлкина ценность – человек. Больше всего в этом зале лиц жителей Удмуртии, написанных в разные годы. Четвёртая часть, «Дружба», позволяет нам заглянуть в творческий мир Удмуртии 70-х, 80-х, 90-х: Пётр Ёлкин был (и остаётся) дружен со многими выдающимися профессионалами и общественными деятелями региона. Пятая часть, «Жизнь», позволяет глазами художника посмотреть на дальние страны.

Умение видеть главное

Деление на залы и темы оказывается чистой формальностью. У художественного мира Петра Ёлкина нет границ.

Он пристально вглядывается (и переносит на холсты) в самый «близкий круг» – им написаны десятки, сотни портретов жителей Удмуртии: и представителей удмуртской интеллигенции (он писал поэтов, учёных, художников, врачей – всю профессиональную и интеллектуальную элиту республики), и тех, кого мы называем «соль земли» – селян с крепкими, натруженными руками и красивыми морщинами на лицах (в их годах – и правда их богатство), и юных девушек, и молодых матерей. В этой традиции Пётр Ёлкин наследует одному из основоположников удмуртской академической живописи Алексею Холмогорову, который писал деревенских девушек так, что зрители качали головами: «Удмуртская Богоматерь!». В полотнах Ёлкина с деревенскими девушками портретное сходство тоже не самоцель (хотя он мастер фотографически точных портретов): в их непосредственных позах, простых и милых интерьерах за их спинами – весь менталитет красивого в своей скромности и естественности удмуртского народа.

И так же внимательно взгляд художника изучает лица людей, которых он встретил во время своих путешествий по Индии, Вьетнаму, Африке (их графические портреты украшают коридор УРМИИ). Для Ёлкина эти смуглые или совсем тёмные лица, скуластые, с крупными рельефными губами и особым разрезом глаз, такие же родные, одновременно понятные и загадочные, как лица жителей маленьких удмуртских деревень.

Один из блоков работ на выставке посвящён жителям деревни Баграш-Бигра и демонстрирует творческий метод художника. Он приезжал в Удмуртскую деревню, по нескольку дней жил в разных семьях, делал бытовые зарисовки и большие портреты членов семей. «Когда я начинал говорить с ними на удмуртском языке, они доверялись мне, готовы были отдать мне всё, что имеют, позировали часами без устали», – вспоминает Пётр Ёлкин. На выставку в Ижевск приехали жители Баграш-Бигры, которые были подростками, когда к ним приезжал художник (и это было настоящим событием!). Вглядывались в портреты на стенах музея, узнавали односельчан и их родных. Житель Баграш-Бигры Владимир Ботников вспоминает:

– В 1978 году Пётр Ёлкин жил и работал в нашей деревне несколько недель. Я наблюдал за ним и не понимал, как устроено его видение мира: мы с ним смотрели на один и тот же пейзаж или какую-то работу, и я видел совершенно обыденные вещи, а он делал набросок – и вдруг на бумаге или холсте проявлялся художественный сюжет, настоящий «портрет» природы или деревенской работы. В этом и есть секрет настоящего художника: он видит окружающее не так, как обычные люди, он подмечает то, что другой просто пропустит. Там, где мы смотрим на несколько деревьев, он видит лирический или драматический сюжет. А уж в людях он умеет разглядеть самое потаённое. За несколько недель он написал больше 50 портретов бигринцев. Многие отнекивались сначала: он ведь летом приехал, в самый разгар полевой работы, некогда было часами сидеть и позировать ему. Но он умел убедить, а когда были закончены первые портреты, другие жители деревни уже сами захотели, чтобы их нарисовал художник. Чтобы не отвлекать от страды сразу целые семьи, он писал всех по очереди, а потом из этих этюдов «монтировал» одну картину. А с некоторых, самых колоритных жителей деревни, он писал по несколько портретов – в разных «состояниях», в разных позах. В нашей семье Пётр Васильевич написал несколько портретов: мой (мне тогда было 15 лет) и моей мамы. Я был непоседа, было трудно несколько часов сидеть и смотреть в одну сторону, как велел художник, не крутясь, но было и чувство ответственности: для настоящей картины позирую! А портрет матери попал в хрестоматии, как и картина «Напутствие», которую Ёлкин писал в доме наших соседей (там изображена сцена проводов стариками-родителями сына в армию). В быту он был очень простым человеком, сердечным – он ведь сам деревенский. Тем, что учится в Москве и знаком с разными выдающимися людьми, не кичился.

P.S. Разумеется, в выставку не вошла даже десятая часть работ Петра Ёлкина. Например, здесь нет ни одной из его многочисленных картин и графических зарисовок, посвящённых животным (каких вздыбленных коней он писал, каких собак – не менее выразительных, чем людей; одну из его Кошек в эти дни можно увидеть на вернисаже «Кошачья жизнь» в ВЦ «Галерея»).

Выставка «Круглая дата. Пётр Ёлкин» (0+) действует в УРМИИ до 24 октября.

Досье «УП»

Пётр Васильевич Ёлкин родился 5 июня 1946 года в д. Шудья Завьяловского района. Был двенадцатым ребёнком в крестьянской семье. Рисовать начал в младших классах. В 1969 году окончил художественно-графический факультет УдГУ. В 1979 г. успешно окончил аспирантуру в мастерских Академии художеств СССР, прошёл большую творческую школу под руководством известных мастеров живописи, академиков братьев А.П. и С.П. Ткачёвых. Неоднократно выезжал в творческие командировки – от стройки БАМа до Вьетнама. С 1992 года по 2003 год был председателем Союза художников Удмуртии.  В 1982 году Пётр Ёлкин стал лауреатом Государственной премии УАССР, в 1987 году получил звание народного художника Удмуртии, а в 1996 году стал заслуженным художником России. В 2006 году Петру Ёлкину присвоили звание Почётного гражданина Завьяловского района УР.

Творческий путь Петра Ёлкина продолжается уже более 50 лет. Он одинаково успешно работает в разных жанрах живописи и графики: ему принадлежат портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Своеобразным лейтмотивом его творчества стал образ Человека – реалистичный, психологически глубокий, одухотворённый. В жанровых картинах отражён философский подход художника к проблемам бытия, глубокое осмысление своей эпохи и истории. Немало в творчестве Ёлкина тонких по цвету, настроению пейзажей, сочных, удачных по композиции натюрмортов. Во всех работах художника чувствуется своеобразный национальный колорит. Изобразительное искусство Петра Ёлкина давно уже стало достоянием не только удмуртского, российского, но и зарубежного зрителя (его хорошо знают от Германии до Вьетнама).

08.10.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта