Цветной бульвар – Ижевск
Статьи

Цветной бульвар – Ижевск

В Государственном цирке Удмуртии празднуют столетие Юрия Никулина.

Ижевск стал одним из немногих городов, где на манеже цирка отмечается 100-летие со дня рождения великого клоуна и артиста Юрия Никулина. 25 сентября в Государственном цирке Удмуртии начала работать программа «Мой цирк цветной», посвящённая Юрию Никулину и представляющая ведущих артистов Московского цирка Никулина на Цветном бульваре.

Цирк из детских снов

Это неординарная, удивительная программа. Она открывается кадрами из «Бриллиантовой руки» на больших экранах под куполом цирка. Герой Юрия Никулина идёт по улице, поскальзывается и произносит известное каждому жителю нашей страны «Чёрт побери!». И тут же в параде-алле на манеж выходят все участники программы… в «загипсованных» руках, лежащих в повязках. От этого простого, ясного, непафосного жеста признательности Артисту ком подкатывает к горлу.

А затем представление несётся так, что дух не перевести. Во весь опор скачут по кругу точёные скакуны джигитов Мумидовых (наездники ныряют под их брюхо и вскакивают на конские спины на полном скаку). Кружат в танце их двугорбые верблюды. Маленький серый ослик резво перебирает тонкими ногами по борту манежа. Пушистыми молниями прыгают, танцуют, разве что не ходят колесом хаски и маламуты Дианы Рубцовой (она – представительница четвёртого поколения цирковой династии Рубцовых). Развернув жёлто-синие крылья, взлетают экзотические попугаи Екатерины Мирошниченко и Михаила Игнатова. Огромные яркие птицы парят над манежем, кувыркаются в кольцах, замирают, лёжа на спине, раскачиваются на качелях, держась за них только цепкими большими клювами. Поднимается под купол воздушная гимнастка на кольцах Диана Пухова (она работает без страховки, и это добавляет остроты каждому смелому трюку). Так же высоко долетают мячи жонглёра Дмитрия Чернова: он управляется с 9 большими мячами (никто в мире больше не берёт эту профессиональную планку). Кстати, в штат цирка Никулина этот артист был принят в 13 лет, став лучшим молодым жонглёром России. Сейчас ему 22, и он заставляет зал захлёбываться неистовыми аплодисментами.

Не меньше зрительской поддержки получает номер акробатов на китайской мачте, рассказывающий захватывающую историю взаимоподдержки и безусловного доверия между мужчиной и женщиной.

Два номера представляет акробатический ансамбль под руководством Ильи Тюфяева. Один из них, «Оригинальные акробаты на двойной палке», получил «Серебряного клоуна» на цирковом фестивале в Монте-Карло и золотые награды на международных цирковых фестивалях от Франции до Китая. Акробаты взлетают в воздух с пружинящих палок на немыслимую высоту, накручивают в воздухе сальто и вольты и, кажется, без труда приземляются… уже на другую палку. В эпоху, когда в экшн-блокбастерах каждый трюк доработан компьютерной графикой, кажется настоящим чудом видеть, как московские артисты вживую делают более впечатляющие вещи – на скорости и с улыбкой. Во втором акробатическом номере они обходятся вовсе без палок, перелетая с одних сцепленных рук в другие.

Государственный цирк Удмуртии внёс свой вклад в создание программы. Сквозным персонажем стал старый дворник Тихон в исполнении ижевского клоуна Владимира Шкелёва (конечно же, это оммаж роли Никулина в «12 стульях» Леонида Гайдая). А один из номеров представляет юных воспитанниц детской цирковой студии при цирке Удмуртии. Динара Мубаракшина и Алина Сайфутдинова выступают в жанре эквилибр: кажется, их гибкие фигурки перетекают из одной сложной поддержки в другую.

Всё это, безусловно, цирк настоящего и будущего.

На манеже клоуны!

В программе, посвящённой 100-летию великого клоуна, должен быть свой экстраординарный клоун. Здесь таких – два! Братья Артём и Андрей Аверюшкины – потомственные ковёрные (несколько лет назад в нашем цирке выступал их отец Андрей Аверюшкин, объединивший клоунаду и дрессуру хорьков). Братья Аверюшкины – клоуны новой эпохи, яркие, экспрессивные, острохарактерные, невероятно артистичные. Они создали дуэт, где каждый безупречно чувствует партнёра, при этом каждый из них – настоящий солист, артист-универсал.

Андрей Аверюшкин – блестящий музыкальный эксцентрик. Вот он садится за ударную установку, начинает жонглировать шариками, и они выбивают не просто бит, а целую музыкальную историю (барабаны подключены к электронике, и при касании мембраны издают странные, необычные звуки). Шарики мелькают белыми сполохами, барабаны отзываются вскриками, побулькиваниями, гудками. И из этой звуковой «чепухи» вырастает завораживающее музыкальное полотно. Артём принимает вызов и отвечает собственным номером: эксцентрика на моноцикле. К финалу номера он лихо кружит по манежу на трёхъярусном моноцикле, закидывая «с ноги» (буквально!) на голову блюдца, чашечки, ложку и вместо вишенки на этом торте – ложечку.


«От того, что ребёнок увидит в цирке, зависит то, каким человеком он станет»


В своих репризах Аверюшкины собирают все жанры. В иллюзии надевают на голову униформиста стальной цилиндр, и пока голова человека пылает, самозабвенно валяют дурака: честное слово, это впечатляет даже нынешнего зрителя. Аверюшкины с их драйвом, иронией, чувством стиля запоминаются раз и навсегда. Их сценические герои – не наивные балбесы, а отвязные ребята, наслаждающиеся возможностью творить всё, что в голову придёт.

Семейное искусство

На открытие программы, посвящённой 100-летию Юрия Никулина, приехал генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим НИКУЛИН. У главного цирка Москвы и Государственного цирка Удмуртии давние партнёрские и дружеские связи. Максим Юрьевич Никулин принимал участие в открытии нового ижевского циркового комплекса в сентябре 2003 года, неоднократно был членом жюри Международного фестиваля циркового искусства в Ижевске. Он рассказал:

– Из-за ковидных ограничений мы не смогли начать широко праздновать 100-летие Юрия Владимировича Никулина с начала 2021 года (сама дата – 18 декабря), но мы решили, что этому юбилею будет посвящён весь 2022 год, и в этом нет нечего страшного, потому что память не зависит от конкретной даты: если мы любим артиста, мы будем рады сделать что-то в его честь в любой день. Кстати, мир тоже празднует 100-летие Никулина. В 2021 году Монако выпустило серию марок «Великие клоуны мира»: на первой из этих марок был Юрий Владимирович Никулин.

Но уже в этом году есть российские города, где празднуют юбилей Никулина. 25 сентября открылись две цирковые программы, посвящённые этому событию – в Ленинграде и Ижевске, и мне кажется, это очень красноречиво (я говорю «Ленинград», а не «Петербург», поскольку Юрий Владимирович Никулин из-под блокадного Ленинграда уходил на фронт, и в Ленинграде потом работал на манеже). Для меня здесь важны оба события: открытие программы к 100-летию Юрия Никулина и 18-летие нового цирка в Ижевске. Мы открывали это здание, этот манеж как будто вчера, все детали до сих пор свежи в памяти. И все эти годы мне приятно знать, что здесь есть цирк, воспитывающий зрителей на лучших образцах циркового искусства: Государственный цирк Удмуртии представлял цирковое искусство России в Монако, в Париже, в других мировых столицах. А сейчас на новую программу своих детей могут привести молодые родители, которые 18 лет назад сами были на первых представлениях здесь ещё совсем детьми.

– Максим Юрьевич, а что такое современный цирк?

– Это один из немногих видов искусств, адресованных сразу всей семье, и для каждого из семьи там есть что-то привлекательное, увлекающее: красивые женщины – для пап, красивые костюмы – для мам, животные и клоуны – для детей. Маленького человека первым делом ведут не в оперу, не в филармонию, не в картинную галерею, а в цирк. Это его первое свидание с культурой, с искусством. И от того, что он там увидит, во многом зависит то, каким человеком он станет. И нужно, чтобы он увидел там что-то восхищающее, окрыляющее, вдохновляющее. На эту задачу мы и ориентируемся: мы ждём зрителей, чтобы воспитать их, вырастить их вкус.

– Как вы думаете, есть ли сейчас в российском цирке или кино артисты, 100-летие которых мы спустя десятилетия будем отмечать как событие национального масштаба?

– Нет. Видимо, «звёзды не встали» – ни в цирке, ни в театре, ни в кинематографе. Моё поколение (а мне в ноябре будет 65 лет) помнит Михаила Жарова, Анатолия Кторова, Марка Прудкина, Фаину Раневскую, и этот список можно продолжать. У поколения чуть помладше были Никулин, Папанов, Миронов. А кого запомнят нынешние 35-40-летние? Леонида Ярмольника? Он хороший актёр, но, что называется «труба пониже и дым пожиже». Я как-то уже говорил об этом в интервью, он прочитал и позвонил мне: «Спасибо, что упомянул меня в одном ряду с этими людьми». Калибр у нынешних не тот, будь то Безруков, Хабенский… Замечательные актёры, но масштаба не ощущается. Дай Бог, чтобы появился такой актёр-личность, который мог бы стать точкой отсчёта для своего поколения.

P.S. Завершается последний номер, и над манежем звучит песня «Мой старый цирк» в исполнении Юрия Никулина. Артисты выходят на общий поклон – уже без «гипса», исцелённые чудом цирка, и весь зал встаёт, награждая их нескончаемой овацией. Каждого из них и, конечно, незримо присутствующего здесь Юрия Никулина.

А цирк – продолжается! Программа «Мой цирк цветной» (0+) идёт в Государственном цирке Удмуртии по 17 октября.

30.09.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта