Екатерина Емельянова: «Учёба в колледже может оказаться полезнее высшего образования»
Интервью, Планерка

Екатерина Емельянова: «Учёба в колледже может оказаться полезнее высшего образования»

В редакции газеты обсудили ценность среднего профессионального образования в век технологий, поговорили о навыках студентов колледжей и техникумов, за которые им прямо на экзамене предлагают работу даже в других регионах страны, и узнали, где может получить вторую профессию абсолютно каждый житель республики.

В последнюю неделю августа в Уфе более 1700 конкурсантов WorldSkillsRussia определяли, кто из них лучший, в сотне компетенций: от сварочного и кондитерского дела до квантовых технологий и интернет-маркетинга, от ювелирного дела и ресторанного сервиса до ландшафтного дизайна и гейм-дизайна. В их числе была и команда Удмуртии, которая в этом году на финале национального чемпионата представила 17 участников. Об их подготовке и в целом о развитии среднего профессионального образования по мировым стандартам журналистам «УП» рассказала Екатерина Емельянова, которая заняла кресло главного редактора на этой неделе.

В недавнем прошлом она более трёх лет была руководителем регионального координационного центра движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Удмуртии. Сегодня Екатерина Емельянова – директор новой площадки республики по повышению квалификации всех жителей по новым и перспективным профессиям – Центра опережающей профессиональной подготовки.

Анжела ПОЗДЕЕВА:

Кто вы, помимо вашего общественного статуса, должности и регалий?

– В первую очередь, я – мама троих детей. Во вторую очередь – педагог и специалист в области профессионального образования. Начинала путь с педагога, потом 10 лет проработала заместителем директора одного из крупных колледжей Ижевска, позже возглавила кафедру профессионального образования в Институте развития образования и уже там начала руководить региональным координационным центром движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Получается, что весь мой профессиональный путь связан с системой профобразования, а последние 4 года – с дополнительным профобразованием (повышение квалификации, переподготовка педагогов Удмуртии). В этом году исполнится 20 лет, как я работаю в этой области.

Значит, вы тот самый человек, который в школьном сочинении писал «хочу быть учителем»?

– Когда в садике спрашивали, кем я хочу стать, когда вырасту, отвечала: учителем математики, да. В итоге поступила в УдГУ на математический факультет, по образованию я математик. Но так сложилась жизнь, что пошла в педагогику. Хотя педагогического базового образования нет, я его приобрела, уже получая второе высшее.

Можно считать, что я продолжила поколение педагогов в нашей семье: у меня мама, дедушка и тётя тоже работали в системе образования.

Сергей РОГОЗИН:

Помните свой первый урок?

– Один из первых помню. Это был первый курс студентов ИПЭК по рабочей профессии, по-моему, «Электрогазосварщик», урок по дисциплине «Информатика». Их построили по стойке «смирно», завели в класс и посадили за парты – для меня это было шоком. И дальше начался урок.

– Чем отличаются старшеклассники от студентов колледжей и техникумов, которые, по сути, являются ровесниками?

– Стоит учесть, что в колледжи и техникумы ребята приходят из разных образовательных организаций. Первые полгода у них идёт адаптация. Все они с разным уровнем развития, образованности. Поэтому первая задача – сплотить их как коллектив, привести к единому знаменателю и уже потом обучать.

Студенты более мотивированы на обучение, чем школьники: они уже пришли получать профессию. А будущие выпускники школ сейчас ориентированы больше на подготовку к ЕГЭ, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. После первого курса у студентов СПО появляются специальные предметы, и тут у них начинают гореть глаза. Тот троечник с первого курса (когда ещё изучались общеобразовательные предметы) может стать круглым отличником на 3-4 курсах. У него появляется другая мотивация, и он понимает, ради чего учится. У школьников же профессиональный выбор – это ещё отдалённая перспектива, которую они чаще всего решают, когда пройдут «уровень» в виде ЕГЭ.

– Получается, они намного позже определяют свой жизненный путь…

– Когда мы реализовывали в республике проект по ранней профориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», оказалось, что 70% детей, которые стоят перед выбором профессии, не понимают, куда они идут учиться и кем будут работать. Выбор происходит неосознанно. И перед государством стоит задача это изменить.

Сейчас такая тенденция, что большинство выпускников СПО, в отличие от выпускников вузов, после окончания учебного заведения работают по специальности. По статистике выпускники колледжей и техникумов устраиваются на работу лучше, чем выпускники вузов, потому что на СПО учат прикладной профессии. Если ты программист, то умеешь создавать веб-сайты, электромонтёры знают, как провести проводку… То есть без куска хлеба, если хорошо учились, они не останутся.

Анна ВАРДУГИНА:

То есть ценность высшего образования переоценена в обществе?

Я бы не сказала так категорично, но она меняется. В большинстве случаев в вуз идут ради «корочки», чтобы получить социальный статус. Ребята, которые окончили колледж и техникум и, начав работать, поняли, что хотят получить другую профессию или дополнительный навык, тоже потом идут получать высшее образование. Но они это делают уже более осознанно и выбирают ту специальность в вузе, которая им необходима для выполнения каких-то трудовых действий. Например, в вузе можно получить управленческие навыки, поучиться менеджменту. Это позволяет быть специалистом уже более широкого профиля.

Игорь ЕГОРОВ:

Чтобы поступить в вуз, нужно сдать ЕГЭ. Как поступают выпускники СПО?

– Они поступают без сдачи ЕГЭ. По многим программам формой поступления считается собеседование. Получается некий обход ЕГЭ, но сейчас уже та гипотеза о том, что люди идут в СПО, чтобы легче поступить в вуз, не подтверждается. Молодые люди всё чаще выбирают не степень образования, а получение конкретных навыков.

За последние несколько лет в учреждения СПО поступают порядка 54% выпускников 9-х классов. С каждым годом количество ребят, которые уходят в колледж или техникум после 9 класса, растёт. Особенно это прослеживается в Москве и Санкт-Петербурге, где колледжи очень хорошо оснащены.

Сергей РОГОЗИН:

Раньше после 9 класса уходили те, кому не по силам дальше учиться. Не хватало ума, усидчивости, желания. Сейчас поступают в колледжи и техникумы тоже неуспевающие школьники?

– Такое мнение среди старшего поколения существует до сих пор. Но сейчас другая ситуация. В некоторые техникумы и колледжи на престижные специальности средний проходной балл достигает до 5. И тем троечникам, которые решили вместо школы выбрать техникум, просто нет места. Чаще всего такая ситуация по IT-специальностям, экономическим направлениям. В престижные колледжи, где можно получить хорошие престижные специальности, высокий конкурс.

– Ещё недавно только ленивый не готовил юристов, экономистов, дизайнеров, что полностью обесценило эти профессии. Сейчас есть «модные» среди молодёжи  специальности?

– Сейчас очень популярны специальности IT-направления – веб-дизайнеры, программисты, тестировщики, графические дизайнеры. До сих пор остались востребованы среди абитуриентов юристы, электрики, автомеханики. Как раз именно по этим специальностям из года в год высокий конкурс. Но, как вы подметили, сейчас государство понимает, что эти специальности обесценились, и бюджетных средств выделяют меньше. Но по этим направлениям массово идут и на платное обучение.

А вот новым перспективным профессиям для села с недавнего времени можно обучиться в районных колледжах. Три из них выиграли гранты и создали современные мастерские. Теперь у них можно получить совершенно новые специальности по направлениям сити-фермерство, геномная инженерия, сельскохозяйственные биотехнологии, зоотехния.

Анжела ПОЗДЕЕВА:

Многие эти специальности входят в перечень компетенций WorldSkills. На последнем чемпионате в Уфе в каком количестве компетенций выступали участники из Удмуртии?

– У нас команда впервые выступает по 14 компетенциям. Раньше представляли только 4-5. Ещё до этих соревнований в копилке республики уже были 3 медали. Их завоевали в рамках отборочных соревнований: одна золотая – среди юниоров по компетенции «Агрономия», серебро – по компетенциям «Документационное обеспечение и архивоведение» и «Преподавание технологии».

– По каким компетенциям республика выступает впервые?

– Традиционно в финале чемпионата мы участвуем в компетенциях «Веб-дизайн и разработка», «Поварское дело». Все остальные для нас новые – такие как «Охрана труда», «Технологии информационного моделирования (BIM)», «Мехатроника», «Агрономия», «Сельскохозяйственные биотехнологии», «Электроника». Последние две впервые в этом году были представлены даже на региональном уровне и сразу попали в финал.

Анна ВАРДУГИНА:

УчастникиWorldSkills – это «сливки из сливок» в рамках реализации образовательной программы колледжа или техникума. При этом многие профессионалы разных областей говорят об очень низком качестве образования у молодых специалистов. Получается, есть небольшая часть отличников-олимпиадников и оставшиеся, уровнем образования которых недовольны работодатели?

– Действительно, соревнования WorldSkills – это как олимпиадное движение, но при этом ещё и спортивное. Потому что конкурсанты выполняют задания на время, идёт сильная психологическая подготовка. Надо суметь сконцентрироваться, работать в ситуации неопределённости, когда много отвлекающего шума. Тут нужно проявить не только hard skills (профессиональные навыки), но и soft skills (личностные качества).

Что касается общего уровня подготовки студентов СПО, то в системе профобразования появилась такая форма аттестации, как демонстрационный экзамен. Это итоговая аттестация тех, кто прошёл обучение в колледжах и техникумах. Все они сдают экзамены по стандартам WorldSkills Russia, а значит, должны им соответствовать. Демонстрационный экзамен представляет из себя выполнение практического задания, которое приближено к реальной профессиональной деятельности выпускника. Будущие электрики, к примеру, собирают электрический щиток, прокладывают провода, подключают розетки и демонстрируют элементы программирования.

Каждому, кто прошёл демонстрационный экзамен, выдаётся Skills-паспорт с перечислением конкретных навыков, которыми обладает выпускник. Таким образом подтверждаются его компетенции. Это всё происходит в рамках нацпроекта «Образование». В Skills-паспорте прописан каждый приобретённый навык и на сколько процентов он выполнен. Работодатель может при приёме будущего специалиста воспользоваться этими данными и узнать реальный уровень его подготовки. Но сейчас на предприятиях ещё мало знают про демонстрационные экзамены и поэтому, возможно, считают качество среднего профобразования низким.

– Насколько показательные выступления WorldSkills отражают реальный уровень подготовки студентов?

– Те, кто едут на чемпионат, – это лучшие студенты. Но демонстрационные экзамены включают те же задания, только немного в упрощённом варианте. То есть если все выпускники сдают сейчас демонстрационный экзамен, то они готовы работать по своим компетенциям. При этом экзамены принимает комиссия, в которую могут входить только те, кто не представляет одну и ту же образовательную организацию с обучающимся. Я считаю, что и чемпионаты, и любые другие демонстрации навыков по стандартам WorldSkills отражают реальную ситуацию по подготовке студентов.

Анжела ПОЗДЕЕВА:

Кто такой конкурсант WorldSkills, если по стандартам этого движения сейчас обучаются все студенты СПО? Маленький гений, натренированный ремесленник, амбициозный студент?

– Это те, кто делает лучше, чем основная масса. Но они, конечно же, тренируются. На региональных чемпионатах задания состоят из трёхдневного модуля и уровень выше, чем на демонстрационном экзамене.

Хоть и в упрощённой форме, но итоговую аттестацию студентов проводят по тем же заданиям. У агентства WorldSkills Russia существует шкала перевода результатов экзамена на уровень соответствия международным стандартам. По итогам первого полугодия из всех студентов СПО, кто сдал демонстрационный экзамен, соответствуют международным стандартам 25%. Пока такой уровень.

Анна ВАРДУГИНА:

На участников чемпионата выстраивается очередь из работодателей?

– Если у колледжа или техникума хорошее социальное партнёрство с какими-то предприятиями, то чаще всего работодатели входят в состав комиссии демонстрационного экзамена или ГИА. И они прямо на экзамене предлагают работу выпускникам. Если взять педагогический колледж, то там большая очередь на выпускников, потому что всё ещё есть дефицит кадров в школах и детских садах.

– Было ли так, что прямо на соревнованиях кому-то предложили работу?

– В 2018 году мы ездили на чемпионат на Сахалине. Один из студентов участвовал по компетенции «Электромонтаж». Он не занял никакого призового места, получил медаль за профессионализм, но ему прямо тут же, на острове, предложили работу.

Игорь ЕГОРОВ:

Уже почти 10 лет как Россия присоединилась к движению WorldSkills. Но до этого по стране тоже проходили конкурсы профмастерства, популярные ещё в советские годы. Что изменилось с приходом WorldSkills, кроме стандартов и выхода на международный уровень?

– WorldSkills – это вектор развития системы профессионального образования. Благодаря этому движению наши колледжи и техникумы стали активно развиваться. Во-первых, началось масштабное обновление материально-технической базы. Чтобы участвовать в соревнованиях, она должна соответствовать заданным стандартам. При этом с появлением новых компетенций обновление оборудования не прекращается. К примеру, модели беспилотных летательных аппаратов с каждым годом всё больше модернизируются, а, значит, требуют каждый раз пополнения мастерских.

Во-вторых, WorldSkills – это повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Они ездят в академию WorldSkills, чтобы обучиться работе на новом оборудовании и новым технологиям. Раз в три года педагоги могут сделать это бесплатно. А из этого следует повышение качества подготовки будущих специалистов в учреждениях СПО.

– Насколько хорошо оснащены сегодня учреждения СПО для подготовки конкурсантов международного уровня?

– Оснащение современных мастерских на базах учреждений СПО идёт по  федеральному проекту «Молодые профессионалы». У нас в республике создано 29 таких мастерских. Там такое оборудование, которого ещё нет даже на некоторых наших современных предприятиях. Например, Увинский профессиональный колледж оснащён оборудованием по сити-фермерству, которое ещё не найти на предприятиях.

– Тогда как они будут работать уже на самом предприятии, когда выучились на высокотехнологичных станках?

– Как раз созданный в республике Центр опережающей профессиональной подготовки – это та площадка, которая готова «соединить» работодателей и учреждения среднего профессионального образования. Мы можем по заказу работодателей на площадках СПО, оснащённых современным оборудованием, обучать и людей с предприятия. К примеру, работодатель планирует закупить новое оборудование – подобное тому, что есть на площадках СПО. И он делает заказ: обучить 5 сварщиков каким-то видам сварки. Мы их направляем в Строительный техникум, где они проходят курсы и уже готовы работать на новом станке.

Анжела ПОЗДЕЕВА:

Современные мастерские даже в отдалённых районах Удмуртии соответствуют мировым стандартам, потому что их оснащают по инфраструктурным листам WorldSkills. Если организованы одинаковые условия для всех, то насколько сейчас конкурентоспособны участники республики по сравнению с участниками из других стран?

– Лидерами движения в России остаются развитые города и регионы – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан. Если посмотреть на результаты прошлого финала, то по итогам медального зачёта команда Удмуртии поднялась на 14 позиций и вошла в 15 лучших регионов. Но стоит учесть, что в прошлом году из-за эпидобстановки соревнования проходили на домашних площадках, и не было той сильной атмосферы соперничества.

После регионального этапа те, кто его прошёл, едут на отборочные соревнования, которые проходят в разных регионах страны. Этот уровень всегда очень тяжело пройти и выйти в финал. 2021 год у нас показательный – в финале регион представляли 17 участников.

Игорь ЕГОРОВ:

Можете привести примеры исключительно российских компетенций в WorldSkills?

– Это те, которые связаны с педагогикой, например «Преподавание в младшей школе». К тому же появляются совсем новые компетенции по всему миру, стандарты которых описывают в настоящее время, – это Future Skills, которые разрабатываются для подготовки специалистов по профессиям, перспективным на рынке труда.

Каждая страна прописывает стандарты по каким-то компетенциям. Россия также является разработчиком некоторых мировых стандартов WorldSkills. Это было и в 2019 году, когда проходил чемпионат мира в Казани.

Анжела ПОЗДЕЕВА:

Очень многие сравнивают чемпионат WorldSkills из-за соревновательного духа, медалей призёров и победителей с Олимпиадой. Но, в отличие от спортсменов, участники движения не могут участвовать в соревнованиях дважды?

– Это касается победителей в основной возрастной группе – золотой медалист может участвовать только единожды. Призёры и участники могут побороться за звание лучших ещё раз. И у нас есть такие случаи, когда серебряные и бронзовые призёры повышают своё мастерство и доходят до «золота».

– Помимо студентов СПО движение WorldSkills охватывает ещё и других жителей?

– На сегодня у нас четыре возрастных категории: основная – от 16 до 22 лет, куда входят студенты СПО; юниоры – школьники младше 16 лет; отдельный вузовский чемпионат среди студентов от 22 до 28 лет; и три года на уровне региона мы проводим соревнования по категории «Навыки мудрых» – это люди старше 50 лет. Последние в октябре будут соревноваться в девяти компетенциях уже в финале.

Татьяна НИКОЛАЕВА:

Вовлечение школьников в WorldSkills – это элемент профориентации. Но в Ижевске был случай, когда ученик стал лучшим в компетенции «Преподавание в младших классах», но при этом он не собирается быть учителем…

– Действительно, WorldSkills – это большая профориентационная работа. Основная группа конкурсантов – от 16 до 22 лет. Но у нас уже на протяжении трёх лет есть возможность раннего погружения в профессии через движение юниоров – это возрастная группа младше 16 лет. Как раз одним из них был мальчик, о котором вы говорите. Но главное в WorldSkills – это не победа, а как раз та возможность апробации профессии. Он попробовал себя и, может быть, понял, что это не его профессия. Но он это понял. Было бы хуже, если б он и дальше собирался идти работать педагогом и уже в реальности столкнулся с тем, что его что-то не устраивает. Важно, чтобы ребята осознанно выбирали свою будущую профессию.

И немаловажный факт – у нас всегда все площадки во время соревнований WorldSkills открыты для зрителей. Мы проводим отдельные экскурсии для школьников, которые могут попасть на эти площадки и познакомиться с рабочими профессиями. Уже там они могут сделать для себя какие-то выводы.

Игорь ЕГОРОВ:

В Удмуртии была проблема недобора студентов в аграрные учебные заведения по таким специальностям как «Зоотехния», «Агрономия», «Механизация сельского хозяйства», к примеру. Сейчас такая же ситуация?

– Приведу пример Асановского аграрно-технического техникума в Алнашском районе. Это один из трёх техникумов, которые выиграли гранты на оснащение новым оборудованием. Теперь на его базе уже 5 современных мастерских, и он стал площадкой проведения соревнований WorldSkillsпо двум компетенциям. А один из студентов стал в этом году финалистом чемпионата. У техникума тесное взаимодействие с работодателями и многие выпускники становятся молодыми специалистами сельхозпредприятий в районе. Проблем с набором студентов там нет.

Анна ВАРДУГИНА: Для чего создан Центр опережающей профессиональной подготовки?

– У него несколько задач. Первая – профориентация любой категории жителей, начиная от школьников. Знакомство с миром профессий, проведение профессиональных проб с самого раннего детства. Вторая задача – это профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование любой категории граждан. Мы можем выполнять заказы работодателей на подготовку или повышение квалификации их  сотрудников в сетевом взаимодействии с учреждениями СПО или вузами. Или же если человек понимает, что ему нужно повысить свои профессиональные навыки, то тоже может сделать заявку, и мы построим для него индивидуальную образовательную траекторию.

Центр – это та площадка, которая владеет информацией о ресурсах всех учреждений СПО в республике и понимает, где тот или иной человек может пройти повышение квалификации или получить новую профессию. К 2024 году на территории России будет создано 100 таких Центров. Из них 29 открыли за прошлые два года, и в этом начнут работу ещё 14.

Владимир БАЙМЕТОВ:

Можно ли пройти переподготовку в самом Центре опережающей профессиональной подготовки?

– В скором времени Центр получит лицензию на образовательную деятельность. На своей базе мы сможем готовить специалистов по IT-направлению, техническим специальностям. В наши мастерские закупили VR-шлемы и VR-очки, компьютерные комплексы и программное обеспечение, которых нет ни в одном учреждении СПО. Мы готовы проводить и дистанционное обучение: для записи видеоуроков у нас есть своя монтажная мастерская.

С 1 сентября начал работу сайт Центра, на котором можно познакомиться с каталогом программ и записаться на обучение.

– Будете ли вы сотрудничать с Центрами занятости, чтобы могли прийти на переподготовку люди, которые встают на учёт после потери работы?

– Эту работу мы начали ещё в Институте развития образования. В республике по нацпроекту «Демография» реализуется проект «Содействие занятости». Его цель – обучение и переподготовка людей, оставшихся без работы. Одним из операторов реализации как раз является региональный координационный центр WorldSkills. В будущем этот проект будет курировать Центр опережающей профессиональной подготовки, как и в других регионах России.

Анна ВАРДУГИНА:

В начале интервью вы сказали, что всё-таки главное в вашей жизни – это семья. Есть ли в вашей семье какие-то традиции?

– Старшие дети сейчас учатся и живут в Москве, поэтому встречи в большом семейном кругу стали редкими. Но они обязательно приезжают на дни рождения и в Новый год.

– Что для вас лучший отдых?

– Природа. Мне нравится гулять по лесу или ездить на Каму. И так как я родом из Воткинска, очень люблю Воткинский пруд и дом-музей П.И. Чайковского, поэтому часто приезжаем просто погулять по набережной.

УП вопрос

Вопрос от предыдущего гостя «Планёрки», заслуженного работника культуры Удмуртии, лауреата премии Главы УР «Признание», директора и учителя Селтинской музыкальной школы Натальи Погребовской:

– Как вы совершенствуете свою душу? Как вы это понимаете и чувствуете ли в этом потребность?

– Я очень люблю учиться и читать. Если попадаются какие-то интересные курсы, семинары, то я первая в очереди. Никогда не прекращаю самообучение, саморазвитие. И у меня в течение всей жизни были и есть наставники, на которых я ориентируюсь.

У следующего гостя хочу спросить, какие профессии, по его мнению, исчезнут через 10 лет?

УП задание

Предлагаю сделать серию публикаций о качестве среднего профессионального образования в Удмуртии и достижениях нашей команды в WorldSkills, чтобы работодатели понимали реальный уровень подготовки их будущих специалистов.

Фото Сергея Рогозина

02.09.2021

Автор материала:

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта