«Не на живот, а на смерть»
Журнал "Родина"

«Не на живот, а на смерть»

Кулачные бои в русском городе XVIII века.

Любой культуре присущи военные игры, участники которых соревнуются между собой в силе, ловкости и удали. У русских одной из таких игр был кулачный бой. Он мог принимать различные формы – от боя один на один до столкновения групп бойцов («стенка на стенку»). В XVIII веке это явление было одной из традиций не только сельской, но и городской жизни.

Сражения на городских улицах

«Каких вы, зрители, тут ищете утех, где только варварство – позорища успех?» – задавался вопросом А.П. Сумароков в своей притче «Кулашный бой». Поэт недоумевал: «За что они дерутся? За что? Великой тайны сей не ведает никто». Наблюдая воочию за людьми, которые «посредством кулака расквашивают губы и выбивают зубы», Сумароков искренне изумлялся, почему они это делают без всякого принуждения.

Внешне кулачные бои действительно походили на потасовку, а порой и на самую настоящую битву. «Со стороны может показаться, что драка идёт не на живот, а на смерть», – отмечал в 1722 г. в своём дневнике Ф.В. Берхгольц, находившийся в России в составе свиты голштинского герцога Карла Фридриха.

«Не пулей и не бомб тут раздаётся звук, но крепких кулаков ужасной слышен стук», – вторил в 1790 г. Н.И. Страхов, описывая масленичные народные гуляния в своем «Сатирическом вестнике». Окровавленные лица, разбитые носы, сломанные рёбра – обыкновенные последствия подобных «развлечений». На сопутствовавшие этому человеческие жертвы обыватели смотрели хладнокровно.

В указе 1726 г., регулировавшем проведение кулачных поединков в Санкт-Петербурге, подчёркивалось, что убийство во время боя не считалось в народе преступлением: «и в убийство, и в грех не вменяют».

В городах биться «стенка на стенку» выходило одновременно несколько сотен и даже тысяч человек. Тульский мещанин А.А. Булыгин, живший во второй половине XVIII в., на страницах своей «автобиографии» хвастал, что он, руководя группой бойцов, «пятьюстами двух тысяч побивал». На кулаках бились даже «самые маленькие ребята». Во время боёв стоял оглушительный шум. Один из иностранцев отмечал, что бойцы «так страшно и дико вопят, что слышно с расстояния в четверть мили». Поединки зачастую затягивались не на один час, причём иногда применялись даже палки. Если прибавить, что бои нередко предварялись активным употреблением спиртного, то картина общего разгула выходит крайне выразительной.

В атмосфере праздника

Кулачные бои отличались от обыкновенных драк и военных баталий праздничным антуражем. Люди выходили «драться на кулачки» на Масленицу, Ивана Купалу и даже обычными воскресными днями. В непосредственной близости от дерущихся кипела праздничная суматоха: шла бойкая торговля, люди пили водку и пиво, плясали. Колоритное описание оставил воронежский епископ Тихон (св. Тихон Задонский), в 1765 г. своими глазами видевший, как рядом с ранеными и окровавленными жертвами «драк» люди пьянствовали, пели «скверные песни» и плясали. Тут же продавался всякий съестной харч, а в размещённом в палатке кабаке – выпивка.

Некоторые богачи устраивали кулачные бои на потеху себе и гостям. Граф А.Г. Орлов-Чесменский (1737-1807) собирал в манеже собственных крепостных, которые делились на две партии и по очереди боролись друг с другом. По словам наблюдателя, крестьяне то и дело порывались броситься стенка на стенку, но граф каждый раз словом или жестом остужал их пыл. В 1722 г. голландский купец И.П. Тамес (Тамсен) заставлял работников принадлежавшей ему в Москве полотняной фабрики «драться на кулачки» на свадьбе своей экономки. Интересно, что при этом присутствовали только иностранцы, включая дам из Немецкой слободы.

Будучи элементом праздника, кулачные бои обыкновенно проходили во вполне дружелюбной атмосфере. Берхгольц проницательно подметил: «Бойцы, когда бьют разом и руками и ногами, готовы, кажется, съесть один другого, так свирепо выражение их лиц; а всё-таки остаются лучшими друзьями, когда дело кончено»; даже когда люди «разбивают себе в кровь носы и физиономии», они «вовсе не сердятся» друг на друга.

Моральный кодекс кулачного бойца

Поединки регламентировались освящёнными традицией правилами. «Если кто-нибудь из участвующих в бою упадёт, никто не смеет его трогать, пока он опять не встанет», – писал Берхгольц. Использование «жёстких кожаных варежек» (рукавиц), не позволявших легко сжать руку в кулак, также снижало вероятность нанесения увечья. Ещё одно неписаное правило запрещало бойцам прятать в рукавицу или сжимать в кулаке «закладки» (например, камни, кости или металлические гирьки), которыми можно было убить соперника.

Тем не менее, данное правило, судя по всему, регулярно нарушалось, что привело к появлению специального именного указа 1726 г. С этого времени жители Санкт-Петербурга были обязаны предварительно выбирать из своей среды лиц, на которых полицией возлагалась ответственность за соблюдение правил боев.

Впрочем, самих бойцов-шулеров, несомненно, гораздо больше страшила не перспектива оказаться под арестом, а угроза народной расправы. По материалам XIX-XX вв. известно, что таких людей толпа избивала до полусмерти «с драконовской беспощадностью».

В лучах народной славы

Наиболее сильные кулачные бойцы пользовались почётом и уважением (что, вероятно, и побуждало некоторых использовать «закладки»). Ещё С. Герберштейн, оставивший первое подробное описание кулачного боя, писал, что «всякий, кто побьёт больше народу, дольше других остаётся на месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем».

Один из наиболее известных бойцов рубежа XVIII-XIX вв., московский фабричный Семён Трещала, был даже увековечен А.Е. Измайловым в сказке (стихотворной новелле) «Кулачные бойцы». После очередного «сражения» восторженная толпа настолько усердно угощала Семёна вином, что тот на следующий день очнулся, лёжа в канаве. Сей народный любимец обладал поистине богатырской силой: «зараз из печи изразец своею вышибал железной пятернёю». Рассказы о похождениях Трещалы бытовали в Москве и много десятилетий спустя.

Дворяне – кулачные бойцы

В XVIII столетии на кулаках бились отнюдь не только простолюдины. «Здесь есть много знатных людей, которые не только с удовольствием смотрят на эту забаву, но и сами принимают в ней участие», – писал Берхгольц. В начале века это ещё не считалось зазорным. То же можно сказать и об обычной борьбе, изображённой, например, на лубочной картинке «Удалые молодцы – славные борцы», показывающей схватку бородатого мужика в лаптях с одетым по-европейски дворянином.

Впрочем, даже в екатерининское время эта традиция ещё не угасла. А.А. Чесменский, незаконнорождённый сын графа А.Г. Орлова-Чесменского, рассказывал, что его отец любил биться на кулачках и выписывал в свою московскую усадьбу знаменитых бойцов. Однажды во время боя с каким-то рязанским мясником он промахнулся и попал кулаком в печку, отчего будто бы вылетела одна из кафельных плиток (похожие истории, как мы помним, рассказывали о Семёне Трещале). Некоторые современники Орлова-Чесменского разделяли его любовь к кулачному бою. В усадьбе графа бились не только простолюдины, но и охотники «из господ».

Традиция против закона

Кулачные бои неизменно вызывали неприятие церковных иерархов – ведь бойцы часто наносили друг другу тяжёлые травмы, иногда приводившие к смертельному исходу. Многие умирали, не принеся покаяния за грехи, что по христианским представлениям обрекало их души на вечные страдания. В середине XVII в., на фоне жарких споров о неустройствах в церковной жизни, на кулачные бои обратила внимание и светская власть. В ряде указов проведение боёв было запрещено.

Впоследствии запрет кулачных боёв был подтверждён соответствующими статьями «Свода законов Российской империи» 1832 г. К тому времени религиозный аспект утратил былую актуальность, и на первый план вышло стремление не допустить гибели людей. Но, несмотря на все усилия, уничтожить древний обычай государству было не под силу.

Кузьма Жильцов (аспирант), исторический журнал «Родина».

Иллюстрация: В. Васнецов. Кулачный бой. Иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

26.08.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта