Одной «левой» 10 тонн: Машинист башенного крана рассказал о буднях и романтике своей профессии
Люди, Статьи

Одной «левой» 10 тонн: Машинист башенного крана рассказал о буднях и романтике своей профессии

Таких, наверное, берут в космонавты: пройти медосмотр на машиниста башенного крана довольно сложно. Идеальными должны быть зрение, вестибулярный аппарат, нервная система. Руслан Ильфатович Халиуллин – представитель почти «космической» профессии. С 2019 года он работает в ООО «Фора». Начинал плотником, окончил курсы стропальщиков. На машиниста башенного крана обучился в 2015 году, но работать по данной специальности пошёл не сразу. Сейчас он и сам не ответит, почему. А почему всё-таки решился, говорит, что жена случайно нашла «корочку». Тут-то всё и закрутилось.

Кран работает – работают все

– Руслан, какой объект стал вашей «первой любовью»?

– Это был жилой комплекс «Республика» на Центральной площади. Я не привязан к разным стройкам, объекты меняются, всего у меня их было 6. Все они интересные, но «Республика» – самое яркое воспоминание и, думаю, теперь уже незабываемое. Я поднялся тогда впервые на высоту 14-го этажа и просто замер от восторга: весь город, как на ладони. Пруд увидел с другого ракурса. Не передать эмоции, я испытал настоящее счастье.

– Поделитесь впечатлениями: какую красоту можно наблюдать с высоты птичьего полёта.

– Самый красивый вид в центре, как я уже сказал. Дома «Республики» 25 этажей, с этой высоты и смотрел на город. Выпадает первый снег или иней ложится на деревья, а зимой же рано темнеет, город в огнях, ещё стройка фонарями подсвечена – очень красиво, дух захватывает.

– Сколько нужно учиться на машиниста башенного крана?

– Три недели профподготовки в системе дополнительного образования – теоретический курс – и полтора месяца стажировки. Стажировка проходит у всех в индивидуальном темпе. Кто-то может понять в процессе, что это не его специальность. Кому-то нужно чуть больше времени, кому-то – меньше.

– Как проходила ваша стажировка?

– Каждое утро вдвоём на кран – я и мой учитель. Кабина полтора на два метра, один сидит, другой, соответственно, стоит. Одного стажёра оставлять нельзя. Я очень благодарен своему наставнику Павлу Викторовичу Широбокову. Он замечательный. Объяснял, показывал. Во многом благодаря ему я и освоил быстро машину, и полюбил работу. Очень важно, кто твой учитель.

– Страшно ли подниматься на кран? Сколько времени занимает подъём? Из каких обязательных пунктов состоит ваш обычный рабочий день?

– Подниматься не страшно. Поднимаюсь я в среднем минут 5. Очень быстро подняться – устанешь. Поэтому я даю себе передышку на площадках. Каждый день машинист башенного крана осматривает свой кран. Все механизмы, тормоза, цепи, стропаль. Заполняем вахтенный журнал. Только после того, как его подписал прораб, я иду на рабочее место. В 8 утра я должен уже работать, поэтому прихожу раньше. На осмотр крана даётся полчаса.

– А что входит в ваши обязанности?

– Кран на стройке почти не останавливается. Кран работает, и все должны работать, кран – главный. И ты ещё в ответе за тех, кто внизу. Не дай бог кого ударить. Машину надо разгрузить. Арматуру подать. Опалубку собрать. Но самая серьёзная часть работы – люди. На каждом новом объекте новые люди. Бригада в 30 человек, и ко всем необходимо найти подход. Это нужно, в первую очередь, мне. А когда налаживать контакт «на земле»? Я же прихожу на стройку, когда ещё никого нет. И вот то пытаешься по рации договориться, объяснить, почему надо так, а не иначе, то выходишь из кабины и сверху «разговариваешь» руками. Они там по-своему видят ситуацию, а я её вижу всю, а не частями. Иногда, конечно, достаточно одного слова. Есть такой язык между мужчинами. Очень понятный и доходчивый, даже если ты родился в Узбекистане. Работа у нас нервная. Если не достигнуть взаимопонимания, многие процессы замедляются.

– Какими качествами должен обладать машинист крана?

– Внимательность и стрессоустойчивость. Я уже говорил о том, что есть риск кого-то задеть, и это может очень дорого стоить. Есть риск повредить что-то на стройке, поэтому концентрация должна быть высочайшей. Напряжение рождает стрессы. Ещё нужно обладать хорошей физической подготовкой. Каждый подъём на кран и спуск требуют сильных рук и ног. Я часто тренируюсь, хожу вместе со своими детьми на стадион, 2-3 раза в неделю обязательно бассейн, гиря, бег. Это помогает и разрядить нервную систему, и укрепляет мышцы.

– Как решаются бытовые вопросы? На обед приходится спускаться?

– На обед не спускаюсь, не трачу время и силы. В кабине есть микроволновка, чайник. Сейчас практически не возникает таких случаев, что надо экстренно спуститься. Организм тоже привык работать чётко. Если уж что-то надо передать, то подцепляют на крюк. Воду, например, так доставляют. А раньше, бывало, приходилось возвращаться на землю. У меня есть напарник, мы работаем очень слаженно. Поддерживаем в кабине чистоту. График работы тоже – как договоримся. Стройка же работает без выходных.

– Насколько работа машиниста башенного крана опасна? Вы бы хотели, чтобы сын пошёл в эту профессию?

– Если соблюдать технику безопасности, меры предосторожности, то работа как работа. Современный кран оборудован по последнему слову компьютерной техники. Датчики не позволят нарушить грузоподъёмность и, например, поднять груз свыше 10 тонн, они же отреагируют на любую неверную операцию. Я работаю по команде стропальщика, здесь тоже никакой самодеятельности. Мои дети видят в городе стройки, знают, кем работает их отец, и сын говорит, что хочет быть, как папа: работать на кране. Нет, я бы этого не хотел. Я буду очень переживать. В общем, это, конечно, опасная работа.

– Вот начинается стройка. Ставят забор, вырыли котлован, и вдруг буквально из ниоткуда появляется кран. Как это происходит?

– Во-первых, заливается фундамент, строится площадка. Затем ставятся крестовина и башня. Сначала автокран собирает по секциям, а затем машинист с монтажниками. Секцию собрали, подняли. По сути, кран сам себя собирает.

– Скажите, что для вас – ваша работа?

– Понятно, что немаловажное значение имеет заработная плата. Но для меня это не только заработок. Работа машиниста башенного крана среди рабочих строительных специальностей – одна из самых важных. Следовательно, оплачивается выше, чем другие. Но невозможно же постоянно думать о деньгах. В конце концов, на работе проходит добрая часть жизни. Стройка – процесс творческий. Каждый день не похож на другой. Совсем недавно, кажется, приступили к строительству, а сейчас в домах, которые я строил, живут люди. Так приятно об этом думать. Хочется, чтобы им нравилось их жильё. Видишь стройку поэтапно – тоже здорово. Прихожу домой, рассказываю жене и детям, им интересно. Без работы не будет ничего. И я не только про булку с маслом. Это ощущение нужности. Я делаю свою работу хорошо. И мысль об этом тоже важна, чтобы жизнь была наполненной.

– Руслан, мы поздравляем с Днём строителя вас и всех, кто строит и созидает. Одна из самых благородных профессий – строитель, пусть вам будет тепло в ваших семьях, пусть будут здоровье и великие смыслы.

– Спасибо. Я хочу сказать, что у машинистов башенного крана не так давно появился свой профессиональный праздник – вот как важна наша работа. Но День строителя, безусловно, тоже считаю своим. Пользуясь случаем, поздравляю коллег и желаю здоровья и благополучия. Желаю, чтобы ценили на работе, чтобы ждали дома. Будьте счастливы каждый прожитый день!

Между делом


Между делом

Птицам – счастья

…Однажды Руслан поднялся в кабину своего крана и увидел чудом залетевшего стрижа. Птица была жива, но очень напугана. Весь рабочий день Руслан кормил стрижа крошками хлеба, давал воду, а по окончании смены они вместе спустились с крана. Мужчина принёс страдальца домой, и там уже открылся «лазарет» по выхаживанию то ли раненого физически, то ли пострадавшего эмоционально пернатого. Руслан рассказал, что стриж – птица, которая не взлетает с земли. Спустя дня три стрижа снова подняли на кран, хотя в этот раз путь оказался сложнее: окрепшая птица не понимала, почему её надо нести. И лишь на высоте 7-го этажа Руслан распрощался с другом поневоле. Стриж не обещал вернуться. Пусть летает.

Фото Сергея Рогозина

13.08.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта