Олимпийский чемпион из Удмуртии: математик Матвей Исупов
Интервью, Статьи

Олимпийский чемпион из Удмуртии: математик Матвей Исупов

Выпускник лицея №41 завоевал золотую медаль на Международной математической олимпиаде.

Международная математическая олимпиада проводится ежегодно с 1959 года среди старшеклассников. Участники отвечают на вопросы по геометрии, теории чисел, алгебре и комбинаторике. В 2021 году в 62-й олимпиаде приняли участие 600 школьников из 109 стран мира. Россиян среди них было 6 человек. На место в российской команде претендовали 200 старшеклассников. Российская команда завоевала 5 золотых медалей и одну серебряную и в результате стала серебряным призером математической олимпиады в абсолютном зачёте.

Просто повезло?

Каково это – быть родителем ребёнка, который стал олимпийским чемпионом? Да, в данном случае спорт интеллектуальный, но можно ли сравнивать, какую из мышц тренировать легче? Если, конечно, вообще можно приравнять мозг к мышце. Родители Матвея – Дмитрий Юрьевич и Анна Васильевна Исуповы волнуются и уже не рады той шумихе, которая поднялась вокруг их сына. Да и сам Матвей, похоже, не в восторге от побочного эффекта: вкус победы и вкус славы ощущаются очень по-разному. Настолько, что даже приходится иногда отключать телефон.

Мы беседуем в Центре современного образования «7 пядей»:здесь работает мама Матвея Анна Васильевна, здесь дополнительно занимался и сам Матвей. Как только ушла скованность, молодой человек обнаружил замечательное чувство юмора. Ну вот же! Где ум, там и юмор. Так, рассуждая про то, как он попал в шестёрку участников из России, Матвей, в частности, говорит: «Мне повезло. И, наверное, я хорошо выспался». А вспоминая, как проходила олимпиада, рассказывает: «Нам выдали костюмы, чтобы мы прилично выглядели на фотографиях». К слову сказать, образ безумного по виду и растрёпанного математика достаточно популярен. Матвей не опровергает картинку: да, математики не самые аккуратные во внешности люди. На протяжении всего разговора я вместе с родителями Матвея периодически с удовольствием смеюсь. Нормальный, в общем, парень, свой. Хоть и чемпион. Ещё и поесть любит.

– Как рано ты понял, что твой путь – математика? Какой это был возраст?

– Никогда не задумывался, будет моя жизнь связана с математикой, физикой или, например, биологией. Ничего специально для этого не делал. Что-то решал, у меня получалось, и было прикольно. Обсуждал с родителями задачи. Заниматься предметно начал класса с четвёртого. Я выиграл олимпиаду, после которой меня нашла тренер Ольга Сергеевна Нечаева. И с того времени я неразрывно с ней занимался. Она направляла, подсказывала, где и какую информацию можно почерпнуть.

– Так ли важна роль учителя? Всё-таки и мама – педагог, и 41 лицей – один из самых серьёзных учебных заведений города. Талант пробился бы всё равно.

– Ольга Сергеевна невероятно много сделала, её колоссальный труд не с чем даже сравнить. Сначала это были занятия после уроков на уровне кружка по математике. Конечно, помогали родители, и изначально достаточно было их поддержки. Но их уровень – это одно: и мама, и папа хоть и учились на физмате, но их специализация – физика. Физика не математика, как литература не русский язык. Родители воспитали и передали мне интерес, а Ольга Сергеевна подхватила, затем отточила, отполировала…

– …и огранила алмаз. Для учителя тоже большое счастье – талантливый ученик. Не она – кто-то бы другой.

– Я многих теперь уже знаю учителей, но, кажется, в России редки преподаватели подобного уровня. В Ижевске она одна точно. Мне повезло. Ольга Сергеевна очень много сделала, в том числе, для математического сообщества республики.

– Как к тебе относились в школе учителя-предметники? Так называемая физра, музыка, технология не всегда воспринимаются серьёзно. Но для каждого педагога именно их предмет самый важный, и некоторые не могут простить пренебрежения. В конце концов учителя – тоже люди.

– Да, какие-то из предметов у меня не очень получались. Та же физкультура. Я вынужден был много пропускать занятий в связи с олимпиадами. Но мне всегда помогали. Где-то, может, завышали оценки. Но это не выглядело так – это была прежде всего поддержка. Английский язык, русский, ещё какие-то предметы – учителя относились с пониманием и всегда шли навстречу, помогая преодолеть какие-то пробелы в знаниях. Подсказывали, где что нужно доделать или почитать, чтобы школьная программа была усвоена в полном объёме.

– Хотелось уйти вперёд в школьной программе?

– Нет, какого-то желания взять учебник за другой класс не было. Школьная программа – это о том, чтобы научить всех и каждому дать знания, рабочие алгоритмы. Я же математику рассматривал как нечто абстрактное, что можно исследовать, что растёт из одной точки и во все стороны. И я стараюсь понять не только верхний слой, на котором уже можно работать. Не просто брать примеры и результат, а исследовать, откуда это всё происходит. Математика – это, скорее, логика, построение причинно-следственных связей. Один из её разделов – комбинаторика, она рассуждает о том, как можно проводить сопоставления, аналогии. Считать примеры и рисовать геометрические рисунки – это лишь часть математики. А там столько всего интересного ещё есть.

– Расскажи, пожалуйста, про олимпиаду.

– Сама олимпиада – верхушка айсберга. Семь лет подготовки. В 10 классе я очень мечтал туда попасть, но из-за пандемии не получилось. В 11-м решил: нет так нет, жизнь – она вообще хороша, и зацикливаться не стоит. Мама помогала понять и принять эту мысль, признать её. У меня получилось, я осознал и был готов к тому, что просто закончу год без олимпиады. Но она состоялась. Мы, участники, приехали в Питер. До этого ещё был подготовка – специальные летние сборы, где мы в течение месяца трудились по 8 часов в день. Это не просто кто-то взял и победил, это колоссальный труд. Прошло за год 12 отборочных олимпиад, по результатам которых вычислялся средний результат. Тем, кто набрал баллов больше, возможно, просто повезло с вариантом. Да, я считаю, что и мне просто повезло. Там было столько профессионалов, и как отбирать из них – честно, я не понимаю. Так что во многом это везение.

– А чем прекрасна жизнь, кроме математики?

– Я бы мог сказать, что ничего, прекраснее математики, в жизни нет. Но я люблю и поспать, и покушать, с друзьями погулять, в компьютерные игры поиграть, спортом позаниматься, почитать что-нибудь.

Стратегия успеха

Дмитрий и Анна Исуповы – родители Матвея – познакомились друг с другом во время учёбы на одном факультете. Два физика в семье – это дисциплина, помноженная на два, это чёткость задач и целей, это усидчивость и умение трудиться до седьмого пота, даже если ты семи пядей во лбу.

– Анна Васильевна, когда вы поняли, что у вас неординарный сын?

– Не было такого. Для меня это человек, которому надо дать всестороннее образование, чтобы он вырос гармоничной личностью. Чтобы на выходе из школы у него было много возможностей и способов их реализации. Возможно, это была стратегия успеха – участие в олимпиадах, система выездных соревнований, математические бои.

– В чём вы видите составлющие успеха?

– Их много. Поддержка семьи, труд. Конечно, данные. Олимпиады – это спорт высоких достижений. Как в любом спорте, здесь есть команда тренеров. Личность тренера также важна.

– А как вы переживаете неудачи? Как вы помогаете сыну их пережить?

– В прошлом году, когда отменили финал Всероссийской олимпиады, был тяжёлый период. Одиннадцатиклассникам выдали диплом призёров, а десятиклассники, которые шли долго и упорно к финалу, оказались без всего. Дети были лишены шанса, возможностей, была даже запущена петиция в интернете о несправедливости такого решения. И тогда мы поехали в горы.

– Дмитрий Юрьевич, ваша была идея?

– Мы с женой это придумали, но Матвея пришлось уговаривать. Хотели под физическим воздействием забыть о моральных переживаниях. Хорошее было путешествие. Расширили угол зрения, по-другому взглянули на жизнь. Путешествия – это одна из традиций нашей семьи, они позволяют не только отвлечься, но и загрузиться новыми смыслами.

– Вот вы по первому образованию физик, по второму – управленец, затем вы заканчиваете с отличием московскй вуз МЧС. Всё-таки яблоко упало прямо под яблоню. Вы помогали сыну с уроками?

– У нас не было проблемы с выполнением уроков. Чтобы даже спрашивать, сделал ли – никогда. У Матвея очень высокая работоспособность и ответственность. Не всё и всегда получается, но он добивается результата. Кому-то, наверное, представляется, что одарённый мальчик ушёл когда-то в первый класс и вышел из школы медалистом. Но это системная длительная работа. Система заложилась ещё в начальной школе. Зульфия Филиксовна Хасанова – первая учительница – стояла на том, чтобы не подавить ребёнка, спокойно принимать нестандартность. Мы ей бесконечно благодарны. Наша миссия с женой, педагогическим коллективом выполнена: увидели, не мешали, помогали, поддерживали.

Основатель Центра современного образования «7 пядей», «тренер по интеллекту», учитель математики Ольга Нечаева прокомментировала достижения своего «спортсмена»:

– В Матвея очень много вложили его родители. Важный был сделан шаг с их стороны в самом начале: они доверились мне. Это редкость сегодня – доверие родителей к учителю. И все годы, что мы занимались с Матвеем, у нас было сотрудничество с его родителями. Надо сказать, что мало быть одарённым – надо быть упорным, особенно когда достигаешь межнара (международной олимпиады – прим. авт.) И без умения работать самостоятельно тоже ничего не получится. Последние шаги к победе ты делаешь один. Многие родители мечтают об одарённых детях. Но это надо хорошенько подумать, прежде чем запускать подобную мысль во вселенную. Кто из них знает, от сколького нужно отказаться ради результата? Мало кто представляет, какой колоссальный труд и упорство нужно проявлять.

…Однажды Матвей пришёл ко мне со словами: «Я хочу вам помочь. Чем я могу быть полезен?». Это была исключительно его инициатива. И я предложила ему попробовать… взять 9 класс. Мы вместе составляли задачи, составляли планы. Я всегда занята, мне некогда, но он звонит, пробивается и настаивает на разговоре, если он ему необходим. И у него получается с девятиклассниками. Конечно, я всегда рядом, но Матвей ведёт себя абсолютно по-взрослому. Как настоящий педагог.

Победа в международной олимпиаде открывает для Матвея путь, куда угодно. Своими мозгами он заработал премию от Президента России Путина в размере 1 млн рублей. Эти деньги могут быть потрачены только на обучение и только в российских вузах. Но я не сомневаюсь ни на секунду, что Матвей сделает верный выбор.

Фото из личного архива Матвея Исупова

10.08.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта