Ижевск в электрических снах: художник Тимур Герасимов создаёт психоделическую, фантастическую версию города
Статьи

Ижевск в электрических снах: художник Тимур Герасимов создаёт психоделическую, фантастическую версию города

В ВЦ «Галерея» открылась выставка Тимура Герасимова – молодого художника, которого многие ценители современного искусства открыли для себя под именем Tiger Bloom.

Выставка называется «Без Ижевска никуда», но привычных урбанистических пейзажей столицы Удмуртии вы тут не увидите – скорее, это Ижевск из снов, вдохновлённых компьютерными играми, психоделической культурой эпохи хиппи и богатой, не знающей границ и рамок фантазией.

Дополненная реальность

Тимуру Герасимову 26 лет, и последние 2-3 года он – один из самых заметных и оригинальных молодых художников Ижевска. В 2019-м состоялась его первая персональная выставка в Арт-галерее, тогда же он стал участником инициированного Энвилем Касимовым выставочного проекта «100 лет! Молодость Удмуртии», в этом году он принял вызов арт-баттла ВЦ «Галерея», когда несколько художников писали с натуры один и тот же сюжет. Кстати, именно тогда можно было увидеть, как «объективная реальность» преображается на его полотне, превращается в «мир Герасимова» с его особыми цветами, внутренним ритмом, подчёркнуто условной манерой письма (удивительным образом лица его героев оказываются похожи и на персонажей Гогена, и на лица с плакатов поп-арта, и на аватары компьютерных игр, и при этом остаются отдельными от них, не вторичными, а «своими собственными»).

Сакраментальное «он художник, он так видит» в случае с Тимуром Герасимовым можно произносить без иронии – он правда видит мир таким, как будто в его глаза встроен особый «преобразователь реальности», совмещающий её с миром сна, вселенной фильма в эстетике кибер-панка, симулятора виртуальной реальности… «Можно сказать, я вижу одновременно два города. Один – бытовой, с переполненными урнами, с облезлыми фасадами домов, с бедными людьми у мусорных баков. Другой – как если бы его перенесли в киберреальность, где видна (не ощущается, а именно видна глазами) суть его улиц, их аура, энергия, – подтверждает Тимур. – Мои отправные точки – это Гоген, Ван Гог, Пикассо. Они не изображают фотографически точную реальность, а интерпретируют её. Я использую эстетику компьютерных игр, дополненной реальности. Кроме того, меня вдохновляет культура Вудстока, психоделия 1960-х. Ещё я использую систему фракталов, паттернов: графический символ используются многократно, сам превращаясь в форму, задавая ритм. При этом в основе многих картин – совершенно реальные городские сценки. Например, сюжет одной из картин я увидел, когда мы с друзьями гуляли по ночному Ижевску в городке Металлургов. Мы взяли кофе в круглосуточном ларьке, небо уже было рассветное, сложных оттенков. Я отошёл от нашей компании на несколько шагов, увидел всё это со стороны и понял, как это красиво, гармонично. Постарался запомнить, как я увидел эту картину, и потом попытался воспроизвести. И большинство городских картин появились именно так».

Между прошлым и будущим

Эстетика кибер-панка, неосознанно выбранная Тимуром Герасимовым, оказалась абсолютно органична для города-завода. Заводские трубы, стальные рельсы трамвайных путей, громады зданий, мокрый от дождя ночной асфальт и бетон на картинах Тайгера наполнены лилово-розовыми неоновыми бликами и отсылают к миру «Бегущего по лезвию». «Но тогда уж не к оригинальному фильму Ридли Скотта, который я, признаюсь, до сих пор не смотрел, а к продолжению, снятому в 2019 году Дэни Вильнёвом, – уточняет Тимур. – Потому что мне важно рассказывать про наше время, а не другую эпоху, только так я могу быть честен». И, глядя на картины Герасимова, безошибочно угадываешь: обитатели этого мира огромных зданий и потоков машин испытывают настоящие боль, счастье, нежность и острое чувство красоты.

Его картины – это и фантазия о будущем. На одной из них – прильнувшие друг к другу то ли в танце, то ли в объятии существа в чём-то вроде скафандров. «Может быть, это действительно следующая, космическая эра нашей истории, а может быть – мир после коронавируса, где мы все обязательно будем носить не только маски, а полные защитные костюмы, и всё же останемся людьми», – предполагает художник.

Над существами в скафандре – светящиеся нимбы. Над Егором Летовым («Гражданская оборона») с котом в руках – тоже, как и над многими другими персонажами. «Это не про святость, хотя недавно я был в Третьяковской галерее, смотрел старые иконы и очень ими вдохновился. Круг мне нравится как самая гармоничная, безупречная форма, для меня она – про любовь и жизнь, – предупреждает зрителей Тимур. – На меня оказывает влияние всё, что со мной происходит. Пару лет назад работал в Театре оперы и балета и бесконечно «наматывал» круги для спектакля «Юнона и Авось» (видимо, мне от них никуда не деться). И, возвращаясь в свою мастерскую, автоматически снова рисовал круги – мышечная память руки как будто заставляла меня это делать. Или вот недавно расписывал интерьеры базы отдыха «Костоваты» в Воткинском районе – как просили, в средиземноморском стиле, в голубых и белых тонах. И меня это так вдохновило, что я написал несколько собственных картин в бело-голубом колорите».

Ещё один сквозной мотив работ Тимура Герасимова – цвет. Оттенки жёлтого, салатового переходят из одной картины в другую. И собранные в одном пространстве (например, выставочного зала) эти отдельные картины превращаются в цикл, в главы одной истории. И, конечно, это история об Ижевске, каким бы фантастическим он ни казался: «Сквозной сюжет – моя жизнь в Ижевске. Буквальные отсылки, подписи, есть всего на паре работ (например, здесь есть картина «Соцык», посвящённая Соцгороду). Но для меня важно знать, что каждая из этих картин – из Ижевска и про Ижевск. Этот город меня сформировал, если бы не было Ижевска, не было бы художника Тимура Герасимова».

Весь мир может быть Удмуртией

Среди картин со сложными, многоуровневыми пространствами, открывающими перед зрителями целый мир, особенно выделяется минимализмом одна работа. Она выглядит как фотоколлажи в старых квартирах, где портреты домочадцев собирались вместе и оформлялись в одну общую рамочку. Серия миниатюр «Мир через линзу» – это портреты известных, порой даже легендарных героев современной культуры, которые вдохновляют Тимура. «Они из разных стран, разных эпох, но я поместил их в единое пространство удмуртской культуры – они ведь на самом деле так или иначе здесь, со мной, в Удмуртии. Там Виктор Цой, рэперы Скриптонит и Федук, Артур Ли (лидер психоделической группы Love). Они объединены общим стилем рисунка и красными восьмиконечными «удмуртскими» звёздами. Энвиль Касимов и Сергей Орлов делали проект «Почётный удмурт», помещая известных, важных для мировой культуры людей в контекст нашей жизни, приближая их к нам. Работая над серией «Мир через линзу», я об этом не вспоминал, а теперь вижу, что эти проекты рифмуются – я тоже «добавил» многих знаковых людей в «удмуртскую» реальность. Удмуртия снова оказалась пространством, где сходятся разные времена, культуры – мы принимаем всё», – представляет Тимур Герасимов этот «проект в проекте».

Цветущий тигр

Афиша выставки с именем «Тимур Тайгер» озадачила знатоков современного искусства. Большинство зрителей знает Тимура Герасимова под псевдонимом Tiger Bloom – артистичным, подчёркнуто художественным и эстетским, как многое в его творчестве, отсылающим к психоделической культуре 60-х с именами и названиями вроде «Капитан Бычье сердце», «Полная ложка любви» или «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера»). Оказалось, что это каламбур в духе Герасимова – художественный образ с опорой на самую что ни на есть реальность. Он объясняет: «Tiger (англ. «тигр») – это первые буквы моих имени и фамилии, Тимур Герасимов. Bloom (англ. «цветение») – это напоминание о том, что в нашей жизни много мрачного, тёмного, но на этом фоне сияет и горит что-то прекрасное. Буквальный перевод имени Tiger Bloom – цветущий тигр, в этом есть и парадоксальность нашего мира, и что-то из параллельной реальности, и художественное начало, потому что это чистая фантазия, выросшая из правды».

О себе и своём месте в художественном сообществе Ижевска он говорит:

– Я начал рисовать в три года, нарисовал портреты всех окружающих меня близких людей – мамы, папы, дедушки. И автопортрет нарисовал. Конечно, все дети рисуют, но я решил заняться этим профессионально, с полным погружением. Мой дед был профессиональным художником, учителем ИЗО и черчения. На самом деле он мог построить карьеру, его приглашали в Москву через Союз художников СССР, но он выбрал семью и остался в Ижевске. Я взял его фамилию и продолжаю его путь. У меня остались его трафареты, и я использовал их в своих работах. Учился в ДШИ № 9, рисовал не переставая. Потом учился в институте искусств и дизайна УдГУ. Учился не у Сергея Орлова, и в то время об этом сожалел – считалось, что все лучшие молодые художники Ижевска – его ученики. Но сейчас я этому рад, потому что спустя годы мы встретились с Сергеем Анатольевичем как два самостоятельных, самодостаточных художника, и оказалось, у нас много общего в восприятии художественной реальности и средств выразительности. В каком-то смысле мы работаем в одном пространстве.

P.S. Выставка Тимура Герасимова (Тайгера) «Без Ижевска никуда» (0+) продлится до 29 августа в Выставочном центре «Галерея» на ул. К.Маркса 244а.

Фото Сергея Рогозина

30.07.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта