Свободный художник
Статьи

Свободный художник

На новой выставке в Ижевске произведения искусства «звучат» как критические высказывания на общественно значимые темы.

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка Дмитрия Коротаева «Свобода начинается здесь». Это первая из выставок, говорящих с жителями Удмуртии на остросоциальные, «неудобные» темы, которые музей анонсировал в год своего 40-летия.

Дмитрий Коротаев за последнее десятилетие стал одной из ключевых фигур ижевского арт-пространства. А точнее, он становится едва ли не главным из тех, кто превращает Ижевск в арт-пространство, в площадку для сильных художественных высказываний. Он может быть бытописателем, поэтом промзоны и философом города-завода, – достаточно вспомнить его проект «Заводской блокнот» (2013-2016) – альбом со скетчами и заметками, посвящёнными работе на заводе. Может быть сатириком, говорящим о важных социальных проблемах – в 2013 году он создал получивший всероссийскую известность стрит-арт «Голодовка ижевских педиатров», где три фигуры в белых халатах силуэтами повторяли «Троицу» Андрея Рублёва (этой работой он фактически назвал врачей-бессеребренников святыми). Может быть горожанином, берегущим историю места: в 2019 году он написал портреты трёх оружейников, которые масштабировали и разместили на фасадах ижевских пятиэтажек. Может быть участником актуальных арт-процессов: в 2021 году проиллюстрировал книгу мини-рассказов Энвиля Касимова «Из бесед с Юрием Гагариным» (она уже готова к печати).

Первая персональная выставка Дмитрия Коротаева состоялась ещё в 2012 году.  После этого он много раз принимал участие в коллективных вернисажах (например, в 2018 году стал участником проекта «ДАР», когда современные художники, в том числе Владимир Дубосарский, Энвиль Касимов, Сергей Орлов и другие преподнесли в дар УРМИИ свои картины и арт-объекты, а в 2019 году представил свою работу на выставке «100 лет! Молодость Удмуртии», организованной Энвилем Касимовым). Персональная выставка в УРМИИ, по его словам, стала своеобразным итогом многолетнего занятия уличным искусством, обращения к «протестным» темам, к разговору о болезненных вопросах нашего общества. «Некоторые из сюжетов я уже готов был выполнить как уличные работы, но потом понял, что мне интереснее эксперимент: выставить эти работы в пространстве государственного музея. Существует стереотип, что государственный музей – несвободное пространство, связанное с нормами, правилами. А уличное искусство – это абсолютная свобода высказывания. Мне хотелось разрушить клише», – говорит художник.

Границы, заборы, забрала…

Выставка «Свобода начинается здесь» заняла весь второй этаж УРМИИ. Четыре зала делят выставку на четыре «главы» – «Типографика», «Витражи», «Обои» и «Заборы».

«Типографика» – это разнообразная прихотливая игра с начертанием слова «свобода»: на серии плакатов буквы то постепенно уменьшаются, то размываются, то закручиваются. Этим приёмом Коротаев напоминает: свобода – понятие зыбкое, не до конца понятное (или, скорее, «у каждого – своя свобода»).

В зале «Обои» собраны работы, выполненные из этого предмета декора. Смыслы, которые стоят за этим материалом (дом, уют, обывательские ценности) преломляются в драматичных сюжетах. На одной из картин – силуэт «силовика» из обоев камуфляжной расцветки. Часть его «одежды» надорвана, и под ней – кремовые, в нежный розовый цветочек обои его «истинной природы». Этот образ можно прочитать по-разному: можно вспомнить, что суровые бойцы, получив смертельное ранение, шепчут: «Мама», или констатировать, что правоохранительные органы защищают ту самую мирную жизнь в гостиных с обоями в цветочек (а любая революция – угроза спокойной жизни тысяч «обычных» людей), или вслед за художником увидеть в угрожающей фигуре в камуфляже – человека. Ранимого, испытывающего боль.

Третий зал, «Заборы» – интерактивный. Зрители могут присесть за стол, разделённый забором-решёткой, и почувствовать, что значит оказаться по разные стороны границ. На стенах здесь – напоминающие стрит-арт надписи (например, «Жизнь вдоль забора от детской колыбели до могильной оградки»). Чтобы подсластить пилюлю, не оставлять посетителя выставки с ощущением, что свобода невозможна, Дмитрий Коротаев заполнил целую стену рисунками своего шестилетнего сына: в этих непосредственных, трогательных рисунках – абсолютная свобода самовыражения маленького человека, в жизни которого заборов (и буквальных, и в кавычках) пока не много.

«Замахнуться на святое»

Четвёртый зал выставки посетители замечают не сразу – он отделён от анфилады остальных залов плотным чёрным занавесом. Заглядываешь туда, и в первую секунду испытываешь ощущение света и красоты – во всю стену здесь развернулся сияющий от подсветки витраж в золотых, охристых, лазурных тонах. Первая ассоциация – храм. Но уже во вторую секунду ты вглядываешься в сюжет и холодеешь: мужчина заносит кулак, чтобы ударить по голове женщину, устало заслоняющуюся от него ладонями. Посуда валится со стола, истошно свистит чайник. Девочка испуганно вжалась в плюшевую игрушку, чтобы хоть так спрятаться от происходящего. Мальчик крепче прижимает к ушкам наушники, чтобы не слышать ярость отца и боль матери. Лампы на витраже всё ещё льют тёплый свет, но он уже не заслоняет происходящий ужас.

Триптих «Святое» – самая сильная и важная работа на этой выставке. И у неё наверняка найдутся критики, которые обвинят художника в том, что он «замахнулся на святое» – на институт семьи и брака, который объявлен национальной ценностью. Однако тема домашнего насилия – одна из самых острых в современной России.

По официальной статистике, от насильственных преступлений со стороны мужей в 2018 году в России пострадало 12 516 женщин. Но правозащитники подчёркивают, что реальная цифра выше в несколько раз, потому что многие женщины боятся осуждения общества и не сообщают о насилии со стороны близких людей (до сих пор считается, что «если бьёт, значит, было за что бить» и вообще «сама виновата»), а многие подают заявления, а на следующий день забирают их под давлением родственников или потому, что материально зависимы от супруга. На драку в общественном месте полиция выезжает практически всегда, а на вызовы в квартиру, откуда соседи слышат яростный мужской голос и женские вскрики боли и крики о помощи, дежурные нередко отвечают в духе «сами разберутся» или даже «вот будет труп, тогда и приедем» (в 2016 году так ответили в полиции города Орла 36-летней Яне Савчук, когда она позвонила по 102 с сообщением, что её бывший муж угрожает ей убийством, – вскоре он действительно убил женщину, и подобных примеров, к сожалению, много). В 2016 году после флэшмоба #яНеБоюсьСказать для тысяч жителей страны стало откровением, что огромное число знакомых им женщин – успешных, внешне благополучных – носят в себе травму пережитого насилия (иногда продолжавшегося годами, и зачастую исходившего от кого-то из «домашних» – мужа, отчима, отца, деда, дяди). Многие женщины и мужчины рассказали, какую болезненную психологическую травму им нанесло наблюдение в детстве за тем, как отец унижает и бьёт маму (даже если он не поднимал руку на них самих), в какую серьёзную проблему взаимоотношений с противоположным полом это вылилось, когда они повзрослели.

И чрезвычайно важно, что так образно, точно и сильно о проблеме домашнего насилия языком искусства, но совершенно недвусмысленно, высказался молодой художник, мужчина.

Фото Сергея Рогозина

23.07.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта