Константин Щербаков: «На футбольном поле я по-настоящему становлюсь самим собой»
Интервью, Планерка

Константин Щербаков: «На футбольном поле я по-настоящему становлюсь самим собой»

В редакции обсудили, в чём причины неудачного выступления сборной России на Евро-2021, реально ли в Удмуртии с нуля создать профессиональный футбольный клуб и чего не хватает в республике для развития массового спорта.

Если бы футбол возник как новая религия, он совершенно точно составил бы конкуренцию основным мировым конфессиям. Посудите сами, десятки, сотни тысяч людей перемещаются из страны в страну, с одного континента на другой, чтобы посмотреть матч с участием своей сборной. А сколько россиян, итальянцев, датчан, бразильцев и т.д. болеют за «своих» в барах, на фан-зонах, дома перед экранами телевизоров? Своими мыслями о том, почему эта игра будоражит сердца миллионов людей, с журналистами «Удмуртской правды» поделился футболист, тренер, один из основателей и руководителей детской школы футбола «Юная лига» Константин ЩЕРБАКОВ. На «Планёрке» поговорили также о том, как должен строиться тренировочный процесс у самых маленьких спортсменов, когда у них появляется воля к победе и какие задачи стоят перед детским тренером по футболу

Анна ВАРДУГИНА:

Кто вы?

– Я человек, который работает ради будущего, а именно занимается развитием детей. Считаю, что это важно. Вообще, все мы находимся здесь для того, чтобы развиваться самим и помогать в этом друг другу. В частности, мы в школе футбола «Юная лига» помогаем детям развиваться физически, тем более что любая физическая активность очень полезна для здоровья, а здоровье, как известно, это жизнь.

– Как в вашей жизни появился футбол?

– Футбол является неотъемлемой частью моей жизни с самого детства. Вообще, раньше трудно было представить детство без футбола. Мальчики постоянно играли во дворе, буквально не уходили с площадки. Естественно, я не был исключением из правила. В те годы футбол уже был очень популярен. По телевизору показывали футбольные матчи, которые я с интересом смотрел. А когда в 96-м году мне предстояло поступить в школу, папа спросил меня, чем я хочу заниматься, и я, не задумываясь, ответил: «Футболом». К слову, мой папа Василий Игнатьевич Щербаков – сам спортсмен, волейбольный тренер, заслуженный работник физической культуры Удмуртской Республики. Надо отдать ему должное: он предоставил мне свободу выбора. Папа никогда не спрашивал меня о том, хочу ли я заниматься волейболом. Он именно так ставил вопрос: «Чем ты хочешь заниматься?» Кстати, моя родная сестра играла в баскетбол. Получается, что мы все были в разных секциях.

– Как вам пришла идея создать частную школу футбола для детей?

– Получается, что для этого были предпосылки. Во-первых, я люблю и с детства играю в футбол (к сожалению, травма колена не даёт мне сейчас заниматься полноценно). Во-вторых, мой папа – тренер по волейболу, а, как известно, яблоко от яблони недалеко падает, вот гены и дали о себе знать. А вообще, всё началось с того, что у нас в семье принято обсуждать спорт и, в частности, футбол: как выступает российская сборная, почему так, а не иначе, что нужно делать, чтобы положение дел в российском футболе менялось, как нужно воспитывать будущих футболистов и т.д. И как-то после таких обсуждений сестра сказала, что мне надо тренировать детей, и эта мысль меня зацепила. Прошло немного времени, как мой одноклассник, с которым мы играли в футбол, предложил организовать школу футбола для детей, тем более что в тот момент (более пяти лет назад) такой образовательной организации в Удмуртии не было. Это сейчас футбол очень популярен, и конкуренция на рынке образовательных услуг в области детского спорта большая.

Елена БОРОДИНА:

За какие команды вы играли?

– Пока учился в школе футбола «ФК «Зенит-Ижевск», выступал за неё. Потом играл в мини-футбол (если быть точнее, футзал) за различные организации, вузы (вообще, мини-футбол в России (в Удмуртии в том числе) очень хорошо развивается, и результаты у нас, в принципе, неплохие).

Надо сказать, что спортсменов любят везде, в них нуждаются, поэтому и относятся положительно. Это тоже сыграло свою роль при выборе жизненного пути. Ну и, конечно, пока играл, наблюдал за тем, как работают тренеры. Особенно ярко запоминаются первые учителя, первые спортивные наставники. В памяти навсегда останется то, что они хотели до тебя донести, как они к тебе относились, чему учили, как воспитывали. Всё это потихоньку откладывалось и вылилось в то, что сейчас я занимаюсь любимым делом. Футбол – это единственное, что никогда не оставляет у меня плохих воспоминаний, как бы ни закончилась игра для моей команды. Я в любой момент готов выйти на поле. Сам процесс игры приносит мне огромное удовольствие. Как только я надеваю бутсы и беру в руки мяч, я тут же забываю обо всех своих проблемах, у меня появляется ощущение свободы. Больше того, я по-настоящему становлюсь самим собой.

Сергей РОГОЗИН:

С какого возраста дети могут поступить в школу «Юная лига»? Принимаете всех желающих или дети проходят какие-то испытания, чтобы попасть к вам?

– Мы берём детей, начиная с трёх лет. Естественно, что в разном возрасте тренировочный процесс строится по-разному. В три года дети только знакомятся с азами футбола. У наших воспитанников это происходит в основном посредством развивающих игр. Кроме того, мы рассказываем детям о том, что такое здоровый образ жизни, прививаем им умение обращаться с мячом. Я вам скажу, что все упражнения с мячом они выполняют руками. В ногах трёхлетний ребёнок с мячом практически не работает. Чтобы контролировать мяч ногами, надо сначала научиться держать его руками.

Мы принимаем всех, у кого нет противопоказаний для занятий спортом. Для того чтобы к нам поступить, достаточно справки от врача-педиатра. Мы никого не отсеиваем, просто у более подготовленных ребят тренировки проходят отдельно от остальных. У нас также есть группы, которые занимаются в первую очередь для общего развития. Часть родителей приводят детей в школу футбола не для того, чтобы они стали профессиональными футболистами, а для того, чтобы они получали навыки занятий спортом и вырабатывали в себе волевые качества.

Елена БОРОДИНА:

А какую задачу сами вы как детский тренер ставите перед собой?

– Прежде всего, это физическое развитие ребёнка. Мы хотим, чтобы дети были физически активными. Ни для кого не секрет, что все чемпионами не станут, поэтому мы решаем в первую очередь социальную задачу – стараемся сделать так, чтобы дети любили спорт. Тем более что далеко не все готовы брать на себя подготовку детей с самого раннего возраста. Например, школы олимпийского резерва хотят, чтобы ребёнок уже обладал определёнными навыками (в принципе, как и общеобразовательные школы, которые требуют, чтобы при поступлении в первый класс дети уже умели читать), а мы занимаемся подготовкой детей с нуля. Неоднократно дети, которые на первый взгляд казались неспортивными, за счёт правильного подхода добивались хороших результатов, демонстрировали высокий потенциал и переходили в школу «ФК «Зенит-Ижевск», или в школу «Кристалл», или в «Торпедо». За пять лет работы более ста наших воспитанников перешли в специализированные спортивные школы олимпийского резерва или в детско-юношеские спортивные школы.

– Я знаю, что братья Березуцкие отказались тренировать детей, потому что это сложно. Почему вы решили работать именно с детьми?

– Я очень люблю детей. А если ты любишь то, чем занимаешься, тебе не будет это в тягость. В этом всё дело. Я не скажу, что с детьми сложно работать. У тех, кто тренирует взрослых спортсменов, другие задачи, соответственно, другой подход. Да, дети – это ответственность, но в работе со взрослыми другие сложности. Просто у всех разные цели. Каждый выбирает для себя, что ему ближе.

Анна ВАРДУГИНА:

У тех, кто занимается у вас сейчас, есть амбиции стать профессионалами?

– Конечно, есть. Это видно даже по тому, как дети относятся к тренировкам, насколько упорно они занимаются. Но все и не могут одинаково выкладываться на занятиях (хотя бы потому, что все мы разные – как взрослые, так и дети), поэтому мы ориентируемся в первую очередь на уровень подготовки ребёнка. Дети у нас делятся на группы не только в зависимости от возраста, но и от физического развития. Более опытному ребёнку может показаться неинтересным заниматься с начинающим, так сказать, игроком.

– Сколько у вас возрастных потоков?

– Получается, что разница в возрасте между ребятами в среднем 1 год. Сейчас у нас есть группы для детей 3 – 4 лет, 5 – 6 лет, 7 – 8, 9 – 10 и т.д. Иногда приходится набирать смешанные группы. Это зависит от филиала. На данный момент в Ижевске их 8. Все они находятся в разных районах города, где мы арендуем специализированные площадки для игровых видов спорта. Это сделано для того, чтобы у детей была возможность посещать секцию рядом с домом. Это очень удобно.

Кстати, в смешанных группах наравне с мальчиками занимаются и девочки. Пока их не так много, чтобы открывать отдельную группу. Конечно, в определённый момент между мальчиками и девочками всё-таки появляется разница: мальчики становятся физически сильнее. Кроме того, их отношение к девочкам в какой-то момент меняется. Тем не менее, в течение определённого периода они могут заниматься вместе. Например, у нас девочки занимаются в группах с мальчиками, которые младше их на год.

Сергей РОГОЗИН:

С какого возраста ваши воспитанники принимают участие в каких-либо соревнованиях? И чувствуется ли в них азарт и желание добиться победы?

– Сейчас проводится много различных соревнований – как официальных (например, первенство России, первенство Удмуртии), так и неофициальных. Последние отличаются от первых тем, что условия и формат проведения таких соревнований несколько проще. Мы организуем турниры для детей, начиная с четырёх лет. У них очень простой формат. На поле выходят по три человека с каждой стороны, одна игра длится пять минут. Таких игр в течение дня можно сыграть несколько. Получается, что за день мы успеваем провести такой мини-турнир.

Конечно, в четыре года дети ещё не понимают конечную цель соревнований, поэтому азарт в первую очередь испытывают родители. Дети не настолько стремятся к победе, насколько родители переживают за исход игры. Очень интересно смотреть, как они пытаются докричаться до детей, что надо дать пас или, наоборот, самому добежать до ворот противника, как они своими криками «Вставай!» или «Не плачь!» не дают детям раскисать.

На результат дети начинают играть уже где-то лет в семь. Они более осознанно подходят к игре, уже понимают, что от них требуется и чего они сами хотят, начинают чувствовать конкуренцию, осознавать, что результат зависит от них самих: хочешь побеждать – побеждай, не хочешь – сядь и отдохни. Тем не менее, по итогам любого турнира каждому ребёнку мы вручаем медали и грамоты, потому что они показали себя настолько, насколько смогли.

– Скажите, пожалуйста, с какого возраста у детей начинается специализация: кто-то начинает играть в нападении, кто-то встаёт к воротам и т.д.?

– Когда речь идёт о работе с детьми, тактические моменты не важны. Ребёнку нужно развиваться физически, и лишняя информация ему ни к чему. Детям лет до десяти не дают чёткого обозначения, у кого какая задача на поле. Если ребёнок активный, да, его ставят в нападение. Если он сам не идёт вперёд, его оставляют играть в защите. Пока дети маленькие, не надо их делить с точки зрения задачи, выполняемой на поле. Они сами чувствуют, где им комфортно играть. Если ребёнок говорит, что хочет стоять на воротах, пусть стоит. Для чего ставить его в нападение, заведомо зная, что он будет чувствовать себя не на своём месте?

Анна ВАРДУГИНА:

Сколько детей у вас занимается одновременно во всех возрастных группах?

– В Ижевске – около 250 детей. Примерно 50 человек – в Сарапуле. Кроме того, у нас есть филиалы в Воткинске и в Можге, но они пока маленькие: там у нас занимается от 20 до 40 человек. Мало того, что филиалы в Воткинске и в Можге начали работать только в этом году, в таких городах тяжело развиваться: там не всегда есть условия, которые мы хотели бы предоставить. Города размером поменьше тоже развиваются, но медленнее, чем, например, Ижевск.

– А вообще как Удмуртия выглядит в сфере детского футбольного образования, по сравнению с соседними регионами?

– В Удмуртии вообще и в Ижевске в частности спорт развивается колоссально. Удмуртия – очень спортивная республика. Это касается не только футбола. Люди готовы заниматься совершенно разными видами спорта. Это очень радует.

Если сравнивать с другими крупными городами, Ижевск находится где-то посередине с точки зрения развития спортивной инфраструктуры. Нестоличные города развиваются медленнее, и условий для массового спорта там пока особо нет: очень мало спортзалов. Но видно, что и в городах поменьше родители хотят, чтобы их дети занимались спортом.

Александр КИРИЛИН:

Всем хочется играть, а как вы приучаете детей разминаться правильно?

– Разминка нужна детям, начиная с восьми лет. До этого возраста дети пластичные, кроме того, у них нет таких нагрузок, при которых они могут что-то себе повредить. По крайней мере, в футболе. У детей до восьми лет тренировочный процесс строится так, что они не вступают в жёсткие единоборства. Больше того, они сами ещё не чувствуют, в какие моменты просто необходимо вступать в жёсткую борьбу. Первое время дети играют в своё удовольствие.

Разминка становится нужна примерно тогда, когда у детей уже складывается организм, и они начинают играть более контактно и более жёстко. Вот тогда тренировку нужно начинать с разминки, чтобы свести к минимуму риск получить травму. Ни для кого не секрет, что все контактные виды спорта в той или иной степени травмоопасны.

Анна ВАРДУГИНА:

Совсем недавно прошёл чемпионат Европы по футболу, на котором российская сборная выступила неудачно. С чем вы как профессиональный футболист связываете неуспехи россиян?

– У наших футболистов мало практики выступлений на европейских чемпионатах. Возьмите любую европейскую страну, например, Швейцарию, которая на недавнем чемпионате Европы показала отличный результат, сыграв вничью с испанцами в четвертьфинале. Дело не в том, сколько платят игрокам европейских сборных, а в том, что команды очень часто встречаются на товарищеских матчах. К тому же европейские футболисты, как правило, начинают играть в низшей лиге, постепенно совершенствуют своё мастерство, переходят в более знаменитые футбольные клубы и становятся высокооплачиваемыми игроками. А наши футболисты не готовы играть в европейских клубах за зарплату пониже или за те же деньги, что они получают в России, менять условия. Все европейские команды совершенствуют свою игру на практике. Сборная Дании периодически демонстрирует высочайший уровень футбола. В 92-м году они даже становились чемпионами Европы.

– То есть в ближайшее время ничего не изменится?

– Это зависит от того, в какой форме сегодня подрастающее поколение футболистов. Российские юниоры традиционно показывают неплохие результаты, а при переходе во взрослый спорт возникают проблемы. Например, у нас слабая селекция. Окончил школу футбола, и, если ты не супермегаталантливый, то ты, по сути, никому не нужен. Между тем, есть примеры, когда футболисты, на которых уже махнули рукой, при правильном подходе становились результативными игроками. Например, нападающий испанского клуба «Реал Мадрид» и сборной Франции Карим Бензема. В какой-то момент он оказался в тени, но тренер «Реала» Зинедин Зидан, который, кстати, три года подряд выигрывал Лигу Чемпионов, вытянул этого футболиста. Он так эффективно с ним поработал, что последние 2 – 3 сезона тот регулярно забивает.

В российских клубах (особенно в больших) чаще всего происходит так, что не команда борется за игрока, а игрок борется за место в команде. Чуть оступился – второй шанс тебе могут и не дать. Люди ломаются психологически, потому что выступать в большом спорте тяжело. К сожалению, человеческая природа такова, что далеко не все проходят испытание успехом. Когда спортсмен в 17 лет становится очень популярным, это может сыграть с ним злую шутку. Ему начинает казаться, что он достиг своего мастерства, расслабляется и перестаёт работать над собой. Конечно, среди футболистов с мировыми именами тоже есть такие, кто уже в 17 лет играл на уровне профессионалов, а в 22, 23 или в 24 года, то есть на самом пике, вдруг заканчивал свою карьеру. С этим ничего не поделаешь. Задача тренерского штаба как раз в том, чтобы помочь молодому спортсмену спуститься с небес на землю и объяснить ему, что нужно проделать ещё очень большой путь, прежде чем стать по-настоящему востребованным игроком.

Сергей РОГОЗИН:

Страны, которые сильны в хоккее, не сильны в футболе. И наоборот. В Бразилии нет хоккейной команды, сборная Финляндии никогда не побеждала в футболе. Может, нам не нужны футбольные амбиции? Может быть, удовлетвориться тем, что мы хоккейная страна?

– Давайте начнём с того, что из всех стран, когда-либо принимавших участие в чемпионатах Европы, победителями этого первенства становились только шесть. Вот если бы все или, по крайней мере, большинство национальных сборных континента побывали чемпионами Евро, а мы нет, то так можно было бы рассуждать. Посмотрите на ту же Англию, где зародился футбол, где множество футбольных лиг и действующих турниров. Так вот родоначальники футбола только один раз, в 1966 году, были чемпионами мира и ни разу не становились победителями Евро. И наоборот. Греция никогда не была футбольной страной, тем не менее, взяла и выиграла в 2004 году золото европейского чемпионата.

Поэтому я бы не стал так категорично рассуждать. Во-первых, повторю ещё раз, далеко не все европейские страны с их звёздными футболистами, чемпионатами, с их практикой игры между европейскими клубами становились чемпионами континентального первенства. Ну и, во-вторых, удержать звание чемпиона сложнее, чем завоевать его. Это ответственность, потому что, будучи чемпионом, психологически очень тяжело пережить плохое выступление – очень много критики сыплется в адрес такой команды. Легко не бывает ни в чём, просто нужно чётко понимать, какие перед тобой стоят цели и стараться их добиваться. Я думаю, что и Россия покажет ещё хорошие результаты, тем более что наша команда уже становилась бронзовым призёром чемпионата Европы. Это неплохое достижение. Немногие сборные могут похвастаться тем же.

Татьяна ИВАНЦОВА:

По-вашему, что из себя представляет футбол в философском, культурном смысле? Почему люди ассоциируют себя с той командой, за которую они болеют?

– Так сложилось, что футбол – один из самых интересных и зрелищных видов спорта. По сути, футбольный матч – это столкновение двух команд, которые стремятся попасть в ворота противника, забить ему гол. У зрителей это вызывает азарт, поэтому футбол – один из самых популярных видов спорта. Он на психологическом уровне притягивает к себе массы. Вспомните: олимпийские игры начали проводить для того, чтобы люди меньше воевали друг с другом. Эти соревнования зародились как альтернатива войне. А что такое война? Это столкновение двух армий. Так вот футбол – это тоже столкновение, конфликт. Мне кажется, что между военным конфликтом и тем, что происходит во время футбольного матча, есть сходство.

– Получается, что вы тренер и менеджер одновременно. Как вы совмещаете эти две роли?

– На данный момент я уже не тренирую, потому что на это не хватает времени. Тем более что у нас опытный тренерский штаб – он прекрасно справляется и без меня. В школе «Юная лига» работает шесть тренеров. Среди них есть те, кто обучал детей в школе футбола «Зенит-Ижевск», те, кто работают там параллельно, а также выпускники спортивных вузов – как бывшие, так и действующие футболисты, которые получили высшее спортивное образование и имеют квалификацию тренера.

Елена БОРОДИНА:

Каково это быть предпринимателем в области спорта? С какими проблемами приходится сталкиваться?

– Смотря как относиться к тому, чем ты занимаешься. Нужно начать с того, что нет ни одной сферы, где бы не возникало проблем, где бы всё доставалось легко. Всего приходится добиваться с упорством. Другое дело, что люди, которые занимаются любимым делом, вряд ли станут жаловаться, что им тяжело. Конечно, проблемы есть. Как и везде. Одна из них в том, что для развития не хватает спортивных площадок. Например, если бы во дворах были площадки для игровых видов спорта, спортивные секции можно было бы организовывать прямо там. Занятия стоили бы дешевле, потому что не пришлось бы арендовать зал. В стоимость входили бы услуги тренера и прокат инвентаря. Кроме того, родителям было бы гораздо удобнее, если бы ребёнок занимался прямо во дворе своего дома: не надо было бы, во-первых, вести его на тренировку, а во-вторых, беспокоиться о его безопасности во время прогулки. Такие вопросы тоже бы решались.

Анна ВАРДУГИНА:

Кто является кумиром для нынешнего подрастающего поколения футболистов?

– Криштиану Роналду. Сейчас это, наверное, самая популярная медийная личность (не только спортсмен), кто, как мне кажется, пропагандирует правильный образ жизни: он не пьёт, не дебоширит. Что касается российских футболистов, то дети чаще всего подражают Артёму Дзюбе.

– Нынешние юные футболисты знают кумиров прошлых поколений? Например, кто такой Пеле?

– Думаю, о том, кто такие Пеле и Марадона, ещё знают: это одни из самых известных футболистов в мире. Но ведь много таких, чьи имена не на слуху. О ком-то знают, о ком-то нет. Сейчас дети, уже начиная с 2 – 3 лет, умеют пользоваться интернетом, поэтому им не составит труда найти информацию о выдающихся спортсменах. У нас пока нет базы, чтобы заниматься образованием наших воспитанников. Для этого нужно выделять время, готовиться к занятиям, составлять программу. Это не такой быстрый процесс, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, у нас есть планы стать больше, чем просто школой футбола: мы хотим создать академию и обучать не только футболу. Хочется развивать детей не только физически, но и интеллектуально.

Но это даже не главная причина. Те ребята, кто показывает у нас хорошие результаты, переходят в спортивные школы олимпийского резерва и детско-юношеские спортивные школы. Конечно, далеко не всегда хочется отдавать своих воспитанников. Мы планируем открыть футбольную академию именно для того, чтобы ребёнок оставался у нас на протяжении всего периода обучения – до 17–18 лет. Если нам это удастся, в дальнейшем будем создавать профессиональный футбольный клуб, чтобы наши воспитанники из академии сразу переходили туда. Сейчас получается так, что мы ребёнка воспитали, обучили, он перешёл в футбольный клуб, а потом вдруг оказался там не нужен. Получается, то, чем мы сейчас занимаемся, – это незаконченное дело. Надо довести его до конца. Конечно, это долгий путь, но ведь клубы создаются. Почему нам это не по силам?

– Есть ли в вашей жизни что-нибудь, кроме футбола, что для вас имеет такое же значение? Чем вы увлекаетесь?

– Кроме футбола, люблю настольный теннис. Смотрю кино, с детства увлекаюсь комиксами, собираю небольшие коллекции. Например, у меня есть все юбилейные монеты (кроме одной), выпущенные к 75-летию Победы. Я собирал 25-рублёвые монеты, посвящённые сочинской олимпиаде 2014 года, разные купюры.

Храню коллекцию сотовых телефонов фирмы «Sony Ericsson», которыми я сам когда-то пользовался. Все они в исправном состоянии. Недавно я включал свой первый сотовый телефон, который появился у меня в 10 классе (единственное, что мне пришлось с ним сделать, – это поменять аккумулятор). Именно в те годы кнопочные телефоны Sony Ericsson как раз начинали набирать популярность. Они были оснащены технологией Bluetooth, устройством ИК-порт и т.д.

Задание «УП»

Я предлагаю написать о том, какие секции чаще всего выбирают родители для своих детей и чем обусловлен их выбор.

Вопрос «УП»

Директор ООО «Спецавтохозяйство» Иван Маринин спрашивает вас: «Как вы считаете, насколько важна роль личности в истории. Историю двигают отдельные люди-лидеры или все те миллионы людей, которые живут на Земле?»

– Я считаю, что история – это командная игра. Ни один даже самый выдающийся человек не сможет добиться желаемого без поддержки единомышленников.

У следующего гостя рубрики «Планёрка» я бы хотел спросить, какое значение для него имеет здоровое питание? Какой смысл он вкладывает в это понятие?

Фото Сергея Рогозина

22.07.2021

Автор материала:

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта