Одного рода ягоды: учитель из Бобьи-Учи собрала в умирающей деревне 4 поколения родственников для знакомства
Интервью, Статьи

Одного рода ягоды: учитель из Бобьи-Учи собрала в умирающей деревне 4 поколения родственников для знакомства

Большое дерево никогда не погибает враз: оно может засыхать, начиная с нижних старых веток, может гнить изнутри. Хороший садовник старается предупредить болезни и ведёт правильный уход: ставит заслон вредителям, поливает и удобряет, бережёт корневую систему, формирует крону.

Почему же мы редко задумываемся о подобных работах с семейным древом жизни? Система рода также нуждается в капельном поливе и удобрениях, в регулярных и своевременных уходовых манипуляциях. «Надо же хотя бы один раз за 50 лет встретиться», – сказала учитель, педагог-организатор, жительница Бобьи-Учи Лариса Бородина и начала подготовку.

Всё хорошее – от родни

– Лариса, как родилась мысль о том, что надо собрать всех представителей твоего рода?

– Видимо, старею, становлюсь сентиментальной, ностальгирую, скучаю. Захотелось увидеться, обняться.

– Какие перспективы у этого мероприятия? Что дальше?

– Я так не думала, чтобы именно «перспективы». Хотелось, чтобы мои дети и внуки знали, что у них есть близкие родственники, что они не одиноки, что кругом, везде и всюду есть наши – свои.

– И всё-таки – как долго формировалась идея? Из чего-то она вытекла?

– В школе, где я работаю уже 19 лет, детьми изучается родословная в рамках авторской программы «Шаерчиос» («Краеведы»). Программа была разработана задолго до моего прихода по инициативе директора школы. Не каждый год, но регулярно в школе проводятся встречи родов. Я запомнила одну, куда приезжал Валентин Кузьмич Тубылов. Мероприятие обычно проводится в октябре: мы отмечаем День родного языка. О программе «Шаерчиос» впервые рассказываем родителям второклассников. С этого момента направляем семьи на изучение своей родословной. Обязательно нужно оформлять альбом в течение всего курса. Начинается же долгий исследовательский путь с праздника, где дети поют песни и читают стихи на удмуртском языке, где звучит мысль о том, что всё хорошее передаётся через родственные связи. И далее на протяжении всей учёбы продолжается эта тема. Есть, например, мероприятие «Реликвия моей семьи». Дети приносят вещи, которые сохранили бабушки от своих бабушек, и рассказывают о них. У семиклассников слёзы стоят в глазах, когда они рассказывают. Это особое воспитание, особая доброта души. В нашей школе у ребят сформировано трепетное отношение ко всему, что связано с родителями, с вещами, передающимися из поколения в поколение. Мы находим людей, которые составляют гордость рода. Вот, например, по мужу мы – Бородины – родственники Анатолия Леонтьева. Это писатель, поэт, художник, открыл в Можге школу искусств. И для моей младшей дочери факт очень важный, потому что она рисует. Так что подспудно идея зрела давно.

– Среди родственников твоего рода немало обрусевших. А есть те, кто никогда и не относил себя к удмуртам. Будут ли они дружить с теми, кого впервые увидели?

– Мы записали сегодня в альбом всех, кто приехал. Фамилию, имя, дату рождения, телефоны. Мы не должны потеряться. Лично для меня важно, чтобы мои дети знали двоюродных и троюродных. Они интересуются. Они хотят гордиться. Мы сегодня общались. У нас были песни под гитару и гармошку, привезли специальную полевую печку и напекли табаней с зыретом. Столы, конечно, ломились – даже по этому штриху видно, какие мы все хлебосольные и радушные. В процессе подготовки и непосредственно сегодня обнаруживались такие случаи, когда, например, двое детей учились в педагогическом колледже Ижевска чуть ли не в одной группе и не знали, что они близкие родственники. Я сама по работе часто бываю в Малой Пурге в Доме культуры и сотрудничаю со специалистом много лет, не подозревая, что она моя родственница. Так неужели же мы теперь не будем общаться? Наши отношения укрепятся окончательно. Я так рада! Даже если кто-то снова захочет дружить, как в детстве, даже если кто-то один найдёт для себя среди родных человека, которым он захочет гордиться, считаю, что встреча состоялась. Конечно, уже состоялась.

– Почему деревня Косоево? Эта деревня занесена в неофициальный список умирающих деревень, который составила редакция газеты «Удмурт дунне».

– Я родилась здесь. Правда, жили мы тут, пока мне не исполнилось два года. Ну и, отсюда восходит наш род – выжы. Серка Миколай выжы. Мои дети тянутся сюда. Зов крови? Дом бабушки заброшен, развалился уже. Но я мечтаю увезти этот дом в Бобью Учу в качестве экспоната. Я вижу, как люди создают музеи просто на территории своих хозяйств. Бобью Учу, кстати, уже тоже можно причислить к умирающей деревне, потому что на сегодня продаётся 31 дом. К нам приезжают жить люди, очень далёкие от удмуртской культуры. Мало того, они приводят детей к нам в школу и очень яро противятся удмуртскости. А ребятам нравится. Умрёт ли Косоево окончательно как деревня, превратившись в место для дачников, зависит тоже от нас. Вот одна моя троюродная сестра – мать троих сыновей, молодая женщина – мечтает выйти на пенсию и жить здесь. Они приезжают практически каждый выходной, мама её построила новый добротный дом, держит скотину. Многие ребята не хотят отрываться от земли.

Живее всех живых

Из материалов статистики Вятской губернии (источник rodnaya-vyatka.ru), подворная опись 1884-1893 гг. «Деревня расположена в 108 верстах от города и 4-х верстах – от школы и церкви. Население состоит из русских и вотяков. Первыми приехали вотяки, но не помнят, когда и откуда. Русские переселились из села Суны Нолинского уезда, из деревни Коробейники Киясовской волости и из Сарапульского уезда. Ревизских душ числится 59. В ревизию 1858 года земля была разделена на 52 надела. Скот ходит без пастуха на своих полях».

По переписи 1905 года, в деревне проживало 250 человек, 1924 год – 293 человека, 2002 год – 121 человек, 2009 год – 107 человек. На данный момент, по неофициальным данным, в деревне постоянно проживают около 50 человек, летом приезжают дачники.

Деревня находится в статусе «умирающей». 5 улиц, где вперемешку стоят заброшенные домики с разбитыми окнами и лебедой по пояс и добротные дома со стеклопакетами и воротами из профнастила. Магазин не изменил своего месторасположения за 50 лет, но на его торце появился «красный» социальный телефон. Сегодня здесь торгуют не столько хлебом и «дунькиной радостью» в хлебных крошках, а пепси-колой и майонезом «Махеевъ».

Тут же появилась крытая остановка для рейсового автобуса. В те времена, когда Косоево ещё не собиралось «умирать», добраться сюда, особенно после дождя, было почти невозможно, а уж об общественном транспорте даже не мечтали. Вообще не мечтали ни о чём – работали. Добирались тремя способами: до деревни Абдэс-Урдэс автобусом или автомобилем, а затем через заболоченную местность примерно 3 километра. Для этого маршрута годилась только сухая погода.

Следующий вариант: на поезде до деревни Гожня, а потом полем-лесом до Косоево. Пешком было страшновато, потому что водились волки.

И третий путь – исключительно автомобильный – через лес на трассу. Густая почти тайга, схожая с той, что мы видели в фильме «Тени исчезают в полдень», расположена практически вертикально. После дождя по глинистой дороге здесь всё-таки рисковали в надежде сэкономить время. Не у всех получалось.

«Умирающее» Косоево сегодня принимает гостей так же через Гожню, а ещё через село Ильинское. Где не асфальт, там хотя бы отсыпано. В деревне проведён газ. Двух имеющихся школьников увозят-привозят на школьном автобусе. Один раз в неделю приезжает фельдшер. На берегу речушки построили беседку для отдыха (кого?), там даже висят зеркала. Здесь никогда не было много работы, но жители кормили себя огородничеством, собирательством, держали крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Небольшие масштабы уменьшились ещё более, но традиции живы. Деревня показалась тоже очень живой.

Серка Миколай выжы

Род Серка Миколая большой. Женат был на Матрон (Матрёне), родили 12 детей, 6 не выжили, 6 продолжили род: Анна, Крестинья, Анастасия, Евдокия, Сергей. Семью Серка Миколая раскулачили, хотя это был просто крепкий хозяин, работавший до седьмого пота вместе со своей семьёй. Хозяйство состояло из двух домов, крытых одной крышей, имелись коровы, лошадь и другая живность.

Лариса Бородина и Римма, урождённая Николаева, с портретом родоначальницы Матрёны Николаевой

Серка Миколай отказался вступить в колхоз, и его вместе с маленькими детьми выставили на улицу. Долгое время семья жила в домике, где несли вахту караульные, следящие за тем, чтобы не случился пожар.

Любимого коня звали почти как и хозяина – Серко. Чтобы его не забрали, мужчина вбил гвоздь в ногу животного (так многие делали), но хитрость не удалась. Дом и хозяйство растащили «колхозники». Серко Миколай не выдержал и пошёл возмущаться в сельский совет, где и нашёл бесславную свою смерть: местный житель Миквор (Никифор) зарубил его прямо в воротах.

Но родовое дерево продолжает расти, образуя красивую густую крону. Более 100 человек из 4-х поколений съехались, чтобы обняться и почувствовать родную кровь. Не приехали лишь родственники, которые проживают за пределами Удмуртии: сроки для сборов оказались для них коротки. Не приехали те, кто оказался занят работой.

Растёт красивая достойная молодёжь: прапраправнуки Серка Миколая учатся, работают, рожают детей. В роду очень много творческих работников и педагогов со стажем, и педагогическая поросль всё ширится. Есть медики, пожарные, работники железной дороги, продавцы. Один представитель СОБРа. Совсем свежая победа семьи – первое место в дуатлоне Дмитрия Николаева на республиканских сельских играх-2021. Много семейных историй просятся в художественную литературу.

…Мне моя подруга недавно сказала:

– Хорошо тебе: у тебя была свекровь. Ты приезжала, а тебя ждал чистый дом, парное молоко и шаньги. А меня ждал лишь свёкр. И я должна была его кормить и наводить в доме чистоту.

Я никогда не задумывалась о том, как хорошо, что у меня была свекровь. А сейчас радуюсь, глядя на невестку, что у неё есть ещё и свёкр.  Когда чего-то в нашей жизни нет, мы остро чувствуем пробел, а когда есть, принимаем как должное. Я исправляюсь и принимаю силу своего рода с благодарностью и любовью. Потому что я – Николаева. Мой прадед – Серка Миколай.

Фото Татьяны Николаевой

16.07.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта