Иван Маринин: «За месяц мусоровозы проходят путь до Луны и обратно»
Интервью, Планерка

Иван Маринин: «За месяц мусоровозы проходят путь до Луны и обратно»

В редакции обсудили, сколько ещё контейнерных площадок должно появиться в республике, чтобы выбрасывать мусор стало удобно всем без исключения, нужно ли вводить штраф за отказ разделять отходы и как сдачей вторсырья можно возместить затраты на вывоз ТКО.

Гостем «Планёрки» стал Иван Маринин – директор ООО «Спецавтохозяйство», регионального оператора по обращению с ТКО, т.е. с твёрдыми коммунальными отходами. Именно регоператор организует процесс своевременного вывоза отходов от  баков возле наших домов, обеспечивает, чтобы мусор доставлялся на полигоны и отсортировывался и перерабатывался в соответствии с современными экологическими стандартами, а также ликвидирует несанкционированные свалки по всей республике.

Анна ВАРДУГИНА:

Иван Васильевич, кто вы?

– Я – коренной житель Удмуртии. Всё важное, что со мной произошло (рождение, детство, учёба, семья, работа), неразрывно связано с республикой.

Я очень люблю эту землю, интересуюсь её историей. Радуюсь, когда удаётся обнаружить интересные, редко упоминаемые факты. Есть факты, которые завораживают. Шпиль Александро-Невского собора, Михайловская колонна (вы наверняка видели её в сквере за Русским драматическим театром) и башня на Главном корпусе Ижевского оружейного завода были построены так, чтобы на карте через них можно было провести прямую линию. Эти три архитектурных объекта складываются в девиз «За веру, царя и Отечество». Представляете, какой символизм – в градостроительстве!

Или вот ещё один интересный факт. Коммунальное хозяйство Ижевска и Удмуртии начало формироваться более ста лет назад с вывоза мусора. Известно о подрядах на вывоз нечистот с улицы Базарной (нынешней ул. Горького). Именно с этого факта началось становление целой отрасли….

– Как вы заработали свой первый рубль?

– Ещё подростком работал в совхозе в деревне бабушки и дедушки в Граховском районе, на Граховском конном заводе (в детстве я жил там каждое лето с начала июня до конца августа), но там денег не платили, за мою работу бабушке ставили трудодни. Пас коров. За право пойти в ночное мы, мальчишки, буквально бились. Это же такая романтика: искры от костра взлетают в звёздное небо, трава от росы пахнет, свобода от домашнего надзора, ощущение вольной воли…

А официальные «свои» первые деньги я заработал, учась в 7-8 классе: на пару с товарищем подрабатывал в школе дворником. Мы чистили снег, мели двор… Заработанные деньги я отдал родителям. Конечно, мечта у меня была – купить мотоцикл. Но подработки дворником на осуществление этой мечты всё равно бы не хватило, поэтому я посчитал правильным отдать деньги папе с мамой. Видя моё ответственное отношение к своему будущему, они купили мне на 16-летие мотоцикл «Иж Юпитер-5». Этот мотоцикл до сих пор цел, стоит в моём гараже, хотя ему уже почти 30 лет.

– И вы никогда не хотели уехать из Удмуртии?

– Никогда не хотел уехать в другой регион, хотя слышал сентенции, что здесь масштабы не те – для карьеры, для жизни. Мне кажется, что человек сам задаёт масштаб своей жизни, где бы она ни протекала. И в Ижевске можно заниматься чем-то, что будет изменять к лучшему жизнь тысяч людей. Я даже учиться остался здесь и окончил экономический факультет УдГУ, хотя сначала были мысли о студенческих годах в Санкт-Петербурге. И не жалею. Двадцать лет отработал на муниципальных и государственных должностях, чаще всего работа была связана с коммунальной отраслью.

Мало кто обращает на это внимание, но в основе термина «коммунальная отрасль» – понятие «коммуна». То есть общность. Совместное владение и совместная ответственность. У нас общие сети, многоквартирные дома, территории общего пользования – дворы, тротуары, скверы, подъезды домов. И нужно научиться правильно вести это общее хозяйство, создать комфортную жизнь для себя и окружающих.

– В 2018 году была начата реформа по обращению с ТКО, и вы оказались её «двигателем» в республике.

– Да, три года назад меня пригласили возглавить ООО «Спецавтохозяйство» – предприятие, история которого ведётся с 1924 года. С апреля 2018 года предприятие стало региональным оператором по обращению с ТКО. Контракт с Правительством Удмуртии заключён на 10 лет. Наша работа предусматривает обращение с отходами, начиная с контейнерной площадки (местом накопления ТКО) и заканчивая переработкой, сортировкой, утилизацией ТКО.

– «Мусорная реформа» продолжается уже 2,5 года. Что за это время изменилось в сфере сбора, транспортировки и переработки мусора?

– На первом этапе работы мы ставили себе задачу организовать сбор мусора. В 2018 году на полигоны привезли 180 тысяч тонн отходов. За 2020 год – 337 тысяч тонн. Всего спустя два года с начала реформы на полигон стало попадать в два раза больше отходов. Но это не значит, что два (три, пять лет назад) отходов в республике производилось меньше. Это значит, что половина отходов не доезжала до цивилизованных мест накопления, до полигонов, а сваливалась в овраги, в леса, на обочины дорог. И взрывной рост количества отходов, вывезенных на полигоны, – главный результат реформы обращения с ТКО. Количество мусора, который сегодня не доезжает до полигона, сократилось вдвое. Жителю республики уже нет смысла вывозить мусор куда-то за город, выбрасывать его на обочину дороги или в лес, он всё равно платит за вывоз мусора. И он делает выбор – выбросить мусор в ближайший контейнер.

Уже в первый год работы мы поняли: чтобы организовать сбор мусора, нам нужно срочно устанавливать контейнерные площадки во всех населённых пунктах республики. К сожалению, в прошлые десятилетия этим вопросом вообще не занимались системно, у коммунальных служб не было общей картины сбора мусора по населённым пунктам, по районам. Если Ижевск к тому времени был более-менее оснащён контейнерными площадками (и то не в полной мере, в частном секторе их не хватало), то в других городах республики с этим была настоящая проблема. Даже сейчас на весь Сарапул – несколько десятков контейнерных площадок. А на Воткинск – 18. Мусор там до сих пор вывозят сигнальным способом: люди к определённому времени выходят на улицу с мусорными вёдрами, пакетами, по расписанию подъезжает мусоровоз и забирает их ТКО. Но это не уровень коммунальных услуг XXI века. Услуги существуют, чтобы повысить качество жизни людей. А какое же это качество жизни, если нужно подстраиваться под график вывоза мусора? Мы ставим себе задачу освободить людей от необходимости сверять свою жизнь с графиком вывоза мусора, подстраиваться под определённое расписание.

Убедившись, что площадок для сбора ТКО катастрофически не хватает, мы совместно с администрациями муниципальных образований и с жителями определили, где площадки должны появиться. Где-то появились постоянные, правильно оборудованные площадки, где-то приняли решение пойти на вынужденную меру и поставить контейнеры прямо на землю, хотя по санитарным правилам они должны устанавливаться на забетонированную площадку, а вокруг неё должно быть установлено ограждение. Но мы посчитали правильным как можно быстрее дать людям возможность выбрасывать мусор цивилизованно, предложить им правильный порядок сбора мусора. А площадки со временем обязательно будут оборудованы.

За 2 года реформы построено 2 739 площадок в разных районах Удмуртии. Но республике нужно ещё около 4 тысяч контейнерных площадок. В 2021 году Правительство УР выделило 30 млн рублей на их строительство (создание одной контейнерной площадки обходится в 50-100 тысяч рублей в зависимости от особенностей территории). Думаю, за следующие 5-6 лет мы справимся с этой ситуацией, контейнерные площадки появятся везде, где это необходимо. Много езжу по Удмуртии и нередко с радостью вижу, что площадки есть и в маленьких деревнях.

Ещё одно достижение, которым мы можем гордиться, – легализация отходов, которые производят юридические лица. Они не привыкли платить за свой мусор. Как правило, сотрудники предприятий складывали свой мусор в контейнеры у домов (особенно если офис, магазин или предприятие располагается на первом этаже многоквартирного жилого дома, но даже и сотрудники предприятий в отдельно стоящих зданиях старались выбросить свой мусор в баки к жителям). Сейчас по закону юрлица должны заключать с нами договор на вывоз мусора, и работа в этом направлении ведётся продуктивно. Уже порядка 70-80% юридических лиц в республике заключили с нами договоры. Работаем методом убеждения, объясняя, почему так важно упорядочить процесс сбора и вывоза мусора. Если убеждения не действуют, идём в суд.

Игорь ЕГОРОВ:

Сколько мусоровозов у вас работает?

– Ежедневно в Удмуртии в рейсы выходит 175 единиц спецтехники. Всего у нас более 200 единиц спецтехники (мусоровозы, мультилифты, грузовые автомобили на «сигнальном вывозе»), но какие-то машины проходят техосмотр, какие-то бывают на ремонте – как в любом транспортном парке. Каждая машина проходит в день до 200 км, собирая мусор и доставляя его на полигон. За месяц весь этот транспорт проходит почти 750 тысяч километров (для наглядности, протяжённость экватора – 40 тысяч километров, а расстояние от Земли до Луны – 384,5 тысячи километров, то есть наши мусоровозы за месяц проходят путь до Луны и обратно). Теперь понимаете, какой масштаб работы проводится?

– Водитель мусоровоза сам решает, на какой из полигонов везти мусор?

– Нет. Мы чётко соблюдаем территориальную карту, принятую на уровне Правительства Удмуртии, в которой обозначено, из какого населённого пункта на какой полигон нужно везти мусор. В Удмуртии пять специализированных полигонов – в Можге, Уве, Ижевске, Якшур-Бодье и Завьялово (для сравнения, в Татарстане – больше 30). Пока каждый из них соответствует современным санитарно-эпидемиологическим требованиям. Но были примеры, когда полигоны под Сарапулом, Воткинском и Глазовом надзорным органам пришлось закрыть, поскольку они нарушали природоохранное законодательство, они были переполнены.

– Много раз наблюдал, как дворник вывозит мусор из шахты мусоропровода в подъезде многоквартирного дома на тележке с ванной. Почему нельзя установить мусорный бак непосредственно под трубой мусоропровода?

– Полный бак весит больше 100 кг. Кантовать его из камеры мусоропровода на контейнерную площадку (часто – по не очень ровному асфальту) будет по силам далеко не каждому дворнику (это ведь часто пенсионеры, женщины). Подъехать мусоровозу к подъезду в большинстве случаев тоже невозможно: жильцы используют половину ширины дороги вдоль дома как стоянку для своих авто, там не могут разъехаться даже легковые машины. А мусоровоз огромный. Мы же не хотим зацепить частные автомобили. Именно поэтому контейнерные площадки устанавливаются за пределами дома – чтобы мусоровозу не приходилось пробираться к ней по двору.

Важно и уложиться в строгий график. Пять контейнеров с оборудованной площадки мусоровоз забирает за несколько минут и едет дальше – и успевает за день собрать мусор во многих дворах и отвезти его на полигон. Если мусоровоз будет пытаться доехать до каждого подъезда, график вывоза мусора он не выполнит. Где-то останутся не вывезенные переполненные баки. Учитывая всё это, целесообразнее оставить эту работу дворникам (эта система существовала ещё в советское время, и нет смысла от неё отказываться).

Татьяна ИВАНЦОВА:

С началом реформы по обращению с ТКО тема разделения мусора зазвучала громко. Для вас было принципиально не просто наладить сбор и перевозку мусора на легальные полигоны, но и приучить жителей республики к сортировке мусора?

– Одним из постулатов реформы было научить жителей и научиться самим сортировать отходы. Нашим первым шагом в этом направлении была установка контейнеров для раздельного сбора. Во многих дворах уже давно стоят жёлтые сетки, куда жители складывают ПЭТ, стекло, бумагу, плёнку. Всё это мы, не прессуя, увозим на мусоросортировочный комплекс. Специально для этого мы приобрели два больших мусоровоза, вы сразу узнаете их, увидев на улицах Ижевска – они яркие, у одного на боку написано «Чылкыт» («Чисто»), у другого – «Тау» («Спасибо»). Поскольку мы будем расширять это направление деятельности (раздельный сбор мусора будет организован и в других городах) – мы увеличим парк спецтехники, она будет выделяться внешним видом, вы обязательно узнаете эти мусоровозы. Совсем скоро появится третий мусоровоз для раздельного мусора. Мы специально сделали их заметными, «именными», чтобы привлечь внимание горожан к проблеме раздельного сбора мусора. Надеемся, постепенно мысль о том, что вокруг уже многие разделяют мусор, а значит, присоединиться к этой важной практике XXI века нужно и им, посетит головы многих жителей республики.

– Куда вы отправляете на переработку разделённые отходы и знаете ли, что из них потом производят?

– В Удмуртии на сегодня действуют 4 мусоросортировочные станции (самая мощная – под Ижевском, так же есть станции в Глазове, Якшур-Бодье и Уве; на полигоне в Можге мусоросортировочного комплекса пока нет, но скоро он там появится). На станциях из мусора отбираются полезные фракции – картон, стекло, ПЭТ, алюминий и т.д. Это непростая технологически и затратная работа, но для нас участие в переработке вторсырья – уже дело принципа. Многие виды вторсырья сегодня востребованы на рынке, их можно сдать в переработку, они станут материалом для новой продукции.

Большую часть вторсырья мы отдаём на переработку на предприятия Удмуртии. Так, например, стекло мы недавно стали отправлять на можгинский стекольный завод «Свет» – там оно превращается в новые бутылки и даже флаконы для парфюма. Пластиковые бутылки перерабатываются на ижевских предприятиях: из них производят заборы, теплицы, упаковочную ленту и другую продукцию – вплоть до колпачков для бахил. Плёнку перерабатывают и делают из неё тротуарную плитку. Из макулатуры на предприятии Общества слепых делают кассеты под куриное яйцо. Из пластиковых карт планируем делать светоотражатели, которые дети смогут закрепить на одежде, рюкзаках, велосипедах.

Сергей РОГОЗИН:

Сортировать удобнее ещё до мусоровозов. В спальных районах действуют пункты приёма стеклотары, металла, макулатуры, жестяных банок, – я часто прохожу мимо них вечером и вижу, что собрано много. А люди получают за сдачу вторсырья небольшую копеечку.

– Направление мысли абсолютно правильное. В СССР был лучший в мире оборот стеклотары. Бумагу не выбрасывали, а сдавали в макулатуру, потому что взамен тебе давали хорошую книгу. Пункты приёма вторсырья принимали ветошь, металлолом и другие группы отходов, которые шли в переработку. Сейчас мы хотим восстановить эту систему приёма вторсырья – это наш второй шаг в направлении раздельного сбора мусора. На сегодня открыто два наших пункта покупки вторсырья у жителей и юридических лиц. Городской «Экодом» находится в Ижевске, на ул. Молодёжная, 107а. Сельский (это «Экопост», пункт приёма вторсырья под навесом) – в Вавоже.

Ижевский «Экодом» был открыт 1 марта 2021 года, меньше полугода назад, и он уже бьёт все рекорды. За июнь мы собрали 50 тонн вторсырья. Мы видим большие перспективы в этом направлении, видим потребность людей в том, чтобы отнести вторсырьё не к мусорному баку, а в пункт, откуда оно уйдёт в переработку. Мы вышли к Правительству УР с предложением, что в Ижевске должно быть как минимум 5 «Экодомов», и свой «Экодом» должен появиться во всех городах республики. Уже можем проанонсировать появление «Экодома» в Сарапуле. Кроме того, «Экопункты» должны открыться в каждом из 25 районов Удмуртии.

– Какие в «Экодоме» расценки на вторсырьё? В пунктах приёма по городу за бумагу, например, дают 2 рубля за килограмм.

– В «Экодоме» за килограмм бумаги дают 6 рублей. Алюминиевые банки – 20 рублей за кг, ПЭТ-бутылки – 15 руб./кг. Всего там покупают более 15 видов отходов, расценки можно посмотреть в интернете. Средняя сумма, на которую люди продают нам вторсырьё, – от 80 до 130 рублей. Если вспомнить, что тариф на вывоз мусора для горожан 98 рублей, то можно сказать, что уже сейчас многие жители с помощью мусора компенсируют часть своих расходов на оплату вывоза мусора.

Елена БОРОДИНА: А из обычных мусоровозов, которые забирают смешанный мусор с контейнерных площадок, что-то пригодное для переработки извлекается на сортировочных станциях? Или из той «каши», в которую мусор превращается за время транспортировки, уже ничего не добыть?

– На 4 сортировочных станциях в республике (везде, кроме Можги) перед тем, как захоронить мусор, из него отсортировывают полезные фракции. Мы делаем это в соответствии с законодательством: сегодня нельзя захоранивать мусор, не отобрав из него предварительно полезные фракции. Они составляют 10-12% объёма мусора. Это немного, поэтому мы не устаём говорить: нужно разделять мусор до того, как он попадёт в общий контейнер, в один мусоровоз, а не после этого.

– Вы уже говорили о контейнерах для раздельного сбора, которые появились в некоторых ижевских дворах. После репортажа с установки контейнеров на ул. Авангардной в Ижевске я сама начала разделять мусор, потому что наглядно увидела целесообразность этого. А как горожане в целом воспринимают это новшество?

– Люди уже понимают их необходимость. У нас есть заявки на установку баков для раздельного сбора отходов. Это очень важный сдвиг в сознании, потому что количество мусора, который мы производим, постоянно увеличивается. Производители делают ставку на дизайн, на упаковку, чтобы из десятка похожих товаров на полке покупатель выбрал именно их. Мы уже не покупаем крупнолистовой чай на развес, печенье в бумажном кульке и конфеты без фантиков, – всё это теперь продаётся в «многоярусной» упаковке. И очень хорошо, что в городе уже есть жители, которые готовы разделять отходы в ежедневном режиме.

Проблема в том, что под баки для раздельного сбора отходов не строят специальные контейнерные площадки (управляющие компании и ТСЖ не хотят тратить на это деньги). Когда мы оснастим баками для раздельного мусора всю Удмуртию (в наших планах установка тысячи контейнеров для раздельного сбора отходов) и убедим всех жителей, что нужно разделять, начнётся следующий этап. Тогда мы будем рассказывать, что нужно разделять по видам: белое и цветное стекло – раздельно, разные виды пластика – отдельно… В Финляндии на площадках для сбора вторсырья стоит до 12 баков с разными маркировками. Но всё-таки мы делаем ставку на «Экодома», потому что туда люди могут не только сдать вторсырьё, но и получить за это деньги.

Анна ВАРДУГИНА:

Привычки взрослых людей (в том числе кидать всё ненужное в одно мусорное ведро) изменить довольно сложно.

– Сложно, но можно. Но, конечно, мы понимаем, что усвоенные с детства привычки гораздо крепче. Поэтому очень хотим, чтобы экологическое сознание сформировалось у юного поколения. В «Экодоме» мы проводим экскурсии для детей из детских садов. Когда дети понимают, что важно разделять мусор и что в «Экодоме» можно сдать вторсырьё, а на полученные деньги купить мороженое, – они становятся пропагандистами раздельного сбора в своих семьях. Родителям становится стыдно выбрасывать упаковку в одно ведро с овощными очистками, если в доме есть ребёнок, который точно знает, что это неправильно.

– В вашем доме разделяют мусор?

– Да, конечно. Инициатором была моя супруга, я её поддержал. У нас есть отдельный пакет для ПЭТ-бутылок, отдельно собираются макулатура (дети-школьники сдают её в школе), стекло (его мы относим в баки раздельного сбора). Я точно знаю, что из этих баков разделённый мусор доедет до сортировочного комплекса и оттуда отправится на переработку.

– Как вы относитесь к звучащим иногда предложениям сделать раздельный сбор мусора обязательным для всех и ввести штрафы за невыполнение этого правила?

– Я противник штрафов для тех, кто не разделяет мусор. Сначала нужно создать инфраструктуру для раздельного мусора – везде должны быть доступны баки для мусора разных типов, пункты приёма вторсырья. Вот когда у каждого без исключения будет возможность разделять, можно будет вводить штрафы.

Игорь ЕГОРОВ:

Ликвидация несанкционированных свалок тоже входит в обязанности регоператора?

– Да, вывоз мусора с несанкционированных свалок на легальные полигоны – важная часть нашей работы. В 2019 году мы вывезли мусор с 98 несанкционированных свалок, в 2020 году – со 106 свалок (в сумме это было 15 тысяч тонн мусора), план на 2021 год – ликвидировать 50 свалок. Кроме того, мы вывозим мусор с организованных весенних субботников – это тысячи тонн стекла, пластика, валежника.

– Вы вывозите мусор с несанкционированной свалки, а вскоре там снова вырастает куча мусора. Как с этим бороться?

– Только убирать раз за разом. Есть теория разбитых окон, сформулированная социологами из США. Если в здании разбито одно окно и стекло не вставляют, вскоре начинают разбивать стёкла в других окнах. Если на нарушения правил (нельзя ездить в общественном трамвае «зайцем», нельзя выбрасывать мусор, где попало) не обращать внимания, люди перестают считать исполнение правил обязательным. Но если раз за разом методично восстанавливать порядок, на 9-10 раз нарушители перестают нарушать правило! Сознание людей изменить сложно, но можно. В случае с мусором главное, чтобы у людей была законная альтернатива, чтобы они могли выбросить мусор на оборудованной площадке, а не на обочине дороги или лесной опушке.

– Кто должен вывозить от контейнерной площадки старую мебель (шкафы, диваны), санфаянс?

– Вывоз крупногабаритного мусора, образующегося в жилищах, входит в наши обязанности. Так что мы это вывозим, – пока просто на полигон. К сожалению, мебель, предметы декора очень сложно перерабатывать. Нельзя просто измельчить «деревянную» мебель в мульчу и использовать её на огородах, потому что мебель пропитана формальдегидом, на дверных косяках – слой краски, в дверях может быть плёнка, стекло, пластиковые и металлические детали (то есть сначала всё это нужно «разобрать» вручную).

Могу сказать, в чём специфика бытового мусора в 2021 году, которая проявилась уже весной, а сейчас зазвучала «в полный рост». В этом году многие жители региона по понятным причинам не поехали на курорты, а отпускные время и деньги тратят на ремонт и строительство. Сейчас в контейнерах как никогда много строительного мусора – в несколько раз больше, чем пару лет назад. Между прочим, строительный мусор (старую керамическую плитку, кирпичи, бетон) можно отправлять на переработку: измельчать и использовать для отсыпки дорог. По этому пути уже идут Москва и Московская область. Создание площадок по сбору строительных отходов – следующий шаг развития нашей компании. Сейчас обсуждается возможность строительства двух таких площадок в Завьяловском районе, чтобы люди, ответственно относящиеся к разделению и переработке мусора, могли туда привезти свои стройотходы.

А дерево мы пускаем в переработку уже не первый год: для вавожского «Экодвора» мы купили измельчитель для древесины и отсыпаем мульчёй парковые дорожки.

– А что происходит со старой бытовой техникой, которую оставляют на контейнерных площадках?

– Мы сейчас изучаем эту тему. Нашли в Подмосковье завод, который перерабатывает разную электронику. В ближайшее время мы предложим в «Экодомах» услугу по приёму оргтехники.

Анна ВАРДУГИНА:

В 2019 году вы говорили, что в республике около 100 населённых пунктов, откуда вы не можете вывезти мусор из-за ненадлежащего качества дороги – мусоровоз туда просто не проходил. Эта ситуация изменилась?

– Сейчас число таких населённых пунктов даже увеличилось. Есть деревни, где жители просят не приезжать к ним за мусором, потому что мусоровоз (а он весит более 10 тонн) продавливает накатанную дорогу. Некоторые дороги (точнее, бездорожье) мы сами не готовы штурмовать. Но мы отслеживаем ситуацию. Как только где-то строится дорога, мы начинаем туда ездить. Жителям деревень, куда мы не доезжаем, тариф за вывоз мусора не насчитывается. А в деревнях, куда мы не можем попасть несколько месяцев в году из-за распутицы, делается пересчёт. Люди не платят за вывоз мусора, если он фактически не осуществляется. Есть ещё очень малонаселённые пункты. На карте он есть, но там 5-6 домов, а постоянно живут в 1-2 домах, остальные используют только как летние дачные домики. Таких населённых пунктов – около 1% от всех сёл и деревень.

– Когда в 2019 году в платёжке появилась строка «вывоз ТКО», возмущались многие. Сейчас вал негатива снизился?

– Этот вопрос, действительно, уже снят. Большинство жителей поняли, за что они платят, увидели эффект от регулярного вывоза мусора и готовы платить за то, чтобы рядом с домами не копились горы отходов. Сейчас вопросы касаются уже качества предоставленной услуги. Кому-то кажется, что мусоровоз не приезжал по расписанию. Но поскольку все мусоровозы у нас оснащены системой ГЛОНАСС, мы можем убедиться, был ли он на определённой площадке в то или иное время или не был. Кроме того, грузчики делают фото «до» и «после». Если поступает жалоба на невывезенный мусор, мы показываем фотографии, которые подтверждают: мусор был вывезен. Просто после отъезда мусоровоза баки снова заполнили. Заберём в следующий раз. Мы берём на себя обязательства по организации качественного вывоза ТКО – и выполняем их.

Задание «УП»

Я предлагаю сделать обзорный материал о том, как организован сбор мусора на разных СНТ и проанализировать, от чего зависит уровень этой организации. Мы можем подсказать адреса СНТ, где председатели провели встречи с членами садового товарищества, объяснили все преимущества организованного сбора мусора и даже раздельного сбора (это правда, в Удмуртии есть СНТ, где стоят баки для отходов разного вида). А есть СНТ, где по привычке весь мусор сваливают на опушке соседнего леса или на недавно оборудованную контейнерную площадку несут всю ботву и даже спиленные деревья (хотя их-то точно можно было превратить в щепу для отсыпки дорожек или просто в дрова). Давайте с помощью газеты расскажем, как правильно организовать сбор отходов «на огородах».

Вопрос «УП»

Директор Центра развития региона Татьяна Шумихина спрашивает, что вы выбираете, любовь или свободу?

– Любовь не рациональна, она просто приходит. А свобода – это осознанный выбор. Поэтому любовь и свободу не всегда можно сравнивать как сходные категории. Но я говорю это, подумав. А если отвечать импульсивно, быстро, то я скажу: любовь.

Следующего гостя «Планёрки» я хотел бы спросить, насколько важной он считает роль личности в истории. Историю двигают отдельные люди-лидеры или все те миллионы людей, которые живут на Земле?

Фото Сергея Рогозина

15.07.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта