«Крымская» окраина Вятской земли – древнейшее село Удмуртии
Статьи

«Крымская» окраина Вятской земли – древнейшее село Удмуртии

До села Крымская Слудка, что в Кизнерском районе на крутом берегу Вятки, добираться долго и трудно. Здесь оказался самый край Удмуртской Республики. Но когда-то, начиная именно от этого села, в наш лесной языческий край стала медленно продвигаться великая христианская цивилизация со всеми своими книгами и школами, учителями и инженерами, заводами и многим-многим другим, порой, честно скажем, дурным. Как бы то ни было, здесь появился самый первый православный храм, и это главное.

Что же считать селом?

Село по-удмуртски будет «черкогурт», буквально «деревня с церковью». Это совершенно особый тип поселения, до середины XVI века абсолютно неведомый населению нашего края. Тут есть принципиальные отличия. Если деревни, починки, выселки и прочие поселения подобного уровня ничто особо не удерживало на занятом ими когда-то укромном месте, то полноценное село, выраставшее чаще всего из деревни, уже прочно крепилось за своего рода якорь. Это церковь и школа при ней, могилы предков на кладбище плюс ещё какая-никакая, но всё же местная власть в виде разных волостных и земских структур. За всю историю края вам не найти ни одного села, которое куда-нибудь перемещалось. Но вот представьте, что в удмуртскую деревню пришла беда: вражеский набег, истощение земли, обострение борьбы властей с варением кумышки, без которой никак нельзя проводить традиционные моления. Деревенские жители сразу прячутся в лесах, строятся на новом месте, расчищают территорию под посевы. Кстати, само слово «деревня» происходит отнюдь не от «дерева». В основе здесь слова «дёрн», «дернина», «драть».

Наименование старинного села на Вятке представляет собой один из самых экзотических топонимов на территории современной Удмуртии. С чего бы вдруг название далёкого южного полуострова оказалось «приклеено» к, в общем-то, внешне заурядному приуральскому селу? Никаких версий по данному поводу в местной прессе не высказывалось, но старинные документы помогли раскрыть загадку. Это сделал любитель-археолог и этнограф Руф Гаврилович Игнатьев (1818-1886). В августе 1874 года по поручению Вятского губернского статистического комитета он объезжал южные уезды губернии. Кстати, заехал и в Ижевск, опубликовав затем немаловажную информацию о тогдашних размерах заводского селения. А в старинной Елабуге в церковном архиве величественного собора Спаса Нерукотворного Образа пытливый краевед обнаружил важные документы, уничтоженные позже то ли во время Гражданской войны, то ли при последующем разграблении храма. Свидетельствовали же они, во-первых, о том, что наша Слудка уже в 1550 году считалась селом. В ней имелась тогда самая первая в нашем крае приходская церковь – шатровая, деревянная, во имя Михаила Архангела. Во-вторых, те документы объясняют, почему же вдруг Слудка получила красивое определение «Крымская».

Бесспорно, это древнейший православный приход, появившийся на территории Удмуртии. Следующий организуют около 1621 года. Точнее, он будет впервые упомянут тогда. Это «село Вознесенское, что на Сарапуле», будущий славный город Сарапул.

Вятчане против крымского хана

По своей исторической родословной все мы, независимо от национальности, являемся вятчанами, то есть потомками жителей Вятской земли, позже Вятской губернии. В начальной истории этого края свою роль сыграли и речные пираты – ушкуйники. Предание, записанное в упомянутых выше церковных документах, гласит, что поселение на Вятке якобы основал и дал ему своё имя предводитель новгородских ушкуйников Слуткин или просто Слутка. Красиво, но сомнительно. Дело в том, что «слудкой» в пермском говоре, судя по словарю В.И. Даля, называли просто крутой берег реки. Причём точно такой же топоним издавна использовали для обозначения приречных сёл и деревень Прикамья и Вятской губернии. Найдётся с десяток разных поселений Слудка, чаще всего с определениями: Красная или Белая, Верхняя или Нижняя и так далее.

Незадолго до того, как войска Ивана Грозного в октябре 1552 года покорили Казань, в ней развернулась борьба между двумя феодальными группировками. Одна, с ярко выраженной антирусской направленностью, ориентировалась на Крымское ханство и посадила на казанский престол своего ставленника хана Утемыш-Гирея. Его главной опорой был полк крымских татар во главе с Улан-Кащаком. Им противостоял лидер промосковской группировки в Казани Шах-Али, которому вятчане, естественно, содействовали, как могли. После одной из казанских разборок, увозя награбленное, полк Улан-Кащака двинулся вверх по Каме, попутно огнём и мечом опустошая ещё очень немногочисленные здесь русские поселения. Вятчане, узнав об этом, выступили под командованием своего воеводы Бахтеяра Зюзина и напали на крымцев на Каме близ впадения в неё Вятки. Но, по другим сведениям, это произошло якобы на самой Вятке – как раз возле Слудки.

Грянул бой, во время которого отличились казачьи атаманы Федька Павлов и некий Северга, а также, судя по всему, жители соседней Слудки. Вятчане наголову разбили татар и захватили в плен 46 крымцев, в том числе самого Улан-Кащака. В результате казанским ханом был провозглашён (правда, ненадолго) Шах-Али. Он вернул на родину 60 тысяч русских пленных. Село же получило почётное определение: Крымская Слудка. Звучать стало прямо как князь Потёмкин-Таврический!

Точности ради надо заметить, что наряду с коротким топонимом и его полным вариантом с прилагательным, как водится, использовалось ещё и церковное название села: Архангельское. Оно встречается на картах даже в 1920-е годы. Определение «Крымская» казалось каким-то тёмным и странным. Про давнюю историю все уже забыли.

Вятка зла, а большевики злее

Следует признать, что православные первопоселенцы в своё время просчитались. Они польстились на красивый высокий холм, с которого открывался далёкий обзор, но не учли того, что именно здесь на крутом повороте реки она неизбежно будет размывать левый берег с наибольшей силой. И «злая» Вятка отомстила, утащив в свои глубины очередной трофей. Православные прихожане не сдались слепой стихии и в 1705 году выстроили храм заново. Это придётся повторять также в 1737, 1764 и 1794 годах, но не только из-за реки, а ещё и после пожаров. Завидное упорство в вере! В народе же позже пойдёт гулять байка. Якобы некая цыганка, обиженная селянами, бросила в Вятку сковороду, чем и разозлила её.

23 марта 1824 года измученные прихожане изъявили желание строить каменную церковь. Через шесть лет её заложили поблизости от прежней, деревянной, а через два года и выстроили в формах классицизма. 22 октября 1834 года после завершения всех живописных, лепных и резных работ храм освятили во имя Михаила Архангела. Старую же церковь уважительно разобрали по брёвнышку. На том месте по давней традиции поставили поклонный крест, увенчанный небольшой главкой. Надеялись на милость неба и благоразумие родной реки, но её берег за шесть последующих десятилетий приблизился к стенам каменного храма на 26 саженей. Всё равно ситуация тогда была отнюдь не безысходной. Дома с нескольких улиц селяне заранее перенесли на новое место, а в 1899 году начали капитальные гидротехнические работы, в том числе с финансированием от государства. Все силы бросили на укрепление берега. Несколько лет здесь укладывали камни с фашинником, то есть перевязанными пучками хвороста. Прихожане успокоились настолько, что в 1914 году даже решили расширить здание, пристроив крытую паперть. Но природные бедствия вскоре усугубятся революционными безумствами. В 1922 году под предлогом борьбы с голодом были разграблены три редчайших напрестольных Евангелия в богатых окладах. В следующее десятилетие храм чаще всего будет бездействовать из-за того, что священники оказались репрессированы или запуганы.

В 1939 году село неожиданно оказалось передано из Кировской области в УАССР, а через год районные власти применят традиционную для большевиков тактику добивания православного прихода. 15 апреля верующим ультимативно предписали сломать и срочно заново выстроить отдельно стоящую колокольню, в которой разглядели трещину. Сделать это в двухмесячный срок было никак невозможно. Поэтому весь храм опечатали и уже в мае 1940 года провели фальшивое «голосование» селян. Большинство их якобы высказалось за переоборудование церкви под клуб. Начертили план: в алтаре – контора, под куполом – зрительный зал. Из-за начавшейся войны ничего не получится. Древнейший по своей родословной храм Удмуртии остался бесхозным, незащищённым от природной стихии, а потому и рухнет в воды ненасытной Вятки уже в 1960-е годы. Его остатки в виде небольшого островка, не отмеченного почему-то поклонным крестом, ещё виднеются порой неподалёку от крутого берега – «слудки».

***

Крымская Слудка была основана и развивалась как чисто русское село. Через два века после этого на том же меридиане, только двумя сотнями километров севернее, на притоке Вятки будет основано и самое первое удмуртское село. У него не менее интересная история и я о ней как-нибудь расскажу.

Евгений ШУМИЛОВ

Фото предоставлено автором

09.07.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта