Художник – это способ жить: 29 июля состоится премьера фильма об Энвиле Касимове
Статьи

Художник – это способ жить: 29 июля состоится премьера фильма об Энвиле Касимове

Всю весну продолжались съёмки художественного фильма «Энвиль», посвящённого жизни и творчеству художника, менеджера культуры, политика, мистификатора и мифотворца, главреда «Удмуртской правды» Энвиля Касимова. Его не стало 24 июля 2020 года, и создание фильма стало данью памяти от коллег, друзей и единомышленников Энвиля.

Режиссёром фильма стал Никита Сморкалов, известный зрителям по фильму «Утопленники» о феномене ижевской электронной музыки. В 2020 году он также стал автором видеокаталога для последнего проекта Энвиля Касимова «Цвет Удмуртии», посвящённого изобразительному искусству республики с середины ХХ века до наших дней. «У нас крутая команда, – говорит он. – Оператор Илья Дерендяев сам много работал с Энвилем Касимовым, как и монтажёр Илья Тарасов. Для нас всех действительно интересно и важно снять этот фильм».

На этот момент большая часть материала для картины уже снята, идёт монтажный период. Съёмочная группа ездила на родину Энвиля Касимова, в его родную деревню Кестым, где до сих пор живут люди, помнящие его ребёнком, и в райцентр Балезино, где его больше знают как депутата Госсовета Удмуртии. В Москву, где он учился в художественном институте им. Сурикова и испытывал влияние актуальных художников конца 80-х – начала 90-х, где сам начал заниматься актуальным искусством в составе творческих объединений «Танатос» и «Лодка». В созданное им пространство «Арт-лес» (обычный, загородный дачный участок Касимов превратил в галерею современного искусства под открытым небом, в причудливый, населённый диковинными арт-объектами квест). Много снимали в Ижевске, где Энвиль проявился во всех своих ипостасях.

Никита Сморкалов говорит:

– О Касимове нам рассказывали люди из совершенно разных сфер. В Балезино мы разговаривали с его сестрой и с женщиной, курировавшей комсомольский отряд помощи милиции, который возглавлял Касимов (интересная, по-касимовски постмодернистская подробность – у них была нашивка ОКО – Оперативный комсомольский отряд).

В Москве мы разговаривали с галеристом и культуртрегером Маратом Гельманом (самый влиятельный российский менеджер в области современного искусства рубежа веков, автор «Пермской культурной революции» на рубеже «нулевых» и «десятых», участник организованного Касимовым в 2011 году ижевского фестиваля «Теория вероятности». – Прим.ред.), значимым современным художником Владимиром Дубосарским, который по приглашению Касимова за последние 10 лет много раз бывал в Ижевске, но знакомство их и дружба начались довольно давно.

В Ижевске – с коллегами Касимова по «Удмуртской правде», по политической деятельности.

На самом деле материала уже хватит на документальный сериал, но будем делать ёмкое, концентрированное высказывание.

– Касимов из их рассказов получается в чём-то противоречивой или цельной фигурой?

– По моему мнению, фильм раскрывает широкое значение слова «художник», позволяет почувствовать, что такое – быть художником. Это не владение теми или иными изобразительными техниками. Художник – это способ жить. Это постоянное преобразовывание, изменение мира вокруг себя. Исследуя разные периоды жизни Энвиля Касимова, мы убеждаемся, что он всегда действовал как художник – будучи главным редактором газеты, депутатом, политиком, жителем Ижевска и Удмуртии. Он каждое событие проживал как художник, делал его актом творчества.

Мне нравятся рассказы о середине 90-х годов, когда Касимов занялся коммерческой рекламой – он вошёл в сферу, которая для нашей страны была чем-то совсем новым, и с большой внутренней свободой начал использовать свой художественный опыт. И если многие пытались найти в рекламе эффективный шаблон, он создавал настоящие образцы постмодернистского искусства. Для одной из рекламных кампаний он придумал слоган с упоминанием Удмуртской федерации борьбы сумо, хотя не то что федерации, а ни одного сумоиста в республике не было. Это был очередной пример его убедительного мифотворчества, когда он создавал реальность, может быть даже более интересную, чем объективная реальность – в ней у нас были борцы сумо, Малевич, Гагарин и Эйнштейн были удмуртами, можно было переписываться с Леонардо да Винчи, Хемингуэем, Че Геварой (для трейлера фильма мы использовали его письмо, адресованное Фридриху Ницше)… Он делал мир, в котором мы живём, более интересным, стирал границы. А миф творит реальность, она изменяется под его влиянием.

– Будут ли в фильме истории, которых даже знавшие Касимова люди наверняка не слышали?

– Его знало очень много людей, но каждый с какой-то одной стороны или, может быть, с нескольких сторон. Думаю, мало кто в деталях представлял себе весь масштаб этой личности. Поэтому, уверен, какие-то истории станут открытием для многих зрителей.

– Вас самого какие истории больше всего впечатлили или удивили?

– Я слушал всех с открытым ртом, впечатлялся всеми рассказами. Могу вспомнить, как был удивлён одним моментом в рассказе Марата Гельмана. Когда в 2011 году он приехал в Ижевск, Касимов показал ему всех художников, которые заслуживали внимания, сводил во все места, где была какая-то местная энергия, а свои работы не показал – оказывается, ему было неловко, он считал, что как культурный менеджер, как куратор он не имеет права продвигать самого себя как художника. Сложился стереотип, что Энвиль и скромность – несовместимые понятия, а оказывается, он мог быть очень деликатным, уходить в тень.

И я заметил, что в этих рассказах нет интонации «рассказов о прошлом», это хроника нашей настоящей жизни. Вероятно, это связано с тем, что у Энвиля Касимова не было такого периода, когда он осуществил всё задуманное, а потом годами «почивал на лаврах», используя для поддержания известности плоды былых заслуг. Он до самого последнего дня придумывал и делал, подначивал других что-то придумывать и делать. Я это и на себе почувствовал. За месяц до ухода, в конце июня прошлого года, он собрал совещание с командой, с которой запланировал сделать проект «Цвет Удмуртии», включавший выставку в ВЦ «Галерея», создание видеокаталога и печатного альбома-каталога выставки. Следующее собрание он назначил на 24 июля. Утром мы узнали, что его не стало, и всё же пришли на собрание в «Галерею» – так сильна была его установка на то, что нельзя останавливаться, нужно всё время делать что-то здесь и сейчас, чтобы устроить свою жизнь и мир вокруг так, как тебе интересно, как тебя будет радовать. Поэтому ни один из нас даже на минуту не подумал, что проект нужно сворачивать. И во время работы над «Цветом Удмуртии» очень легко было почувствовать, что он где-то рядом. И в рассказах, которые мы сняли для фильма, тоже сильно это ощущение: он где-то рядом.

– Все, кому вы предлагали принять участие в фильме, откликались с готовностью? Были те, кто наотрез отказался?

– Нет, таких не было. Наоборот, никого не приходилось уговаривать. За время съёмок мы убедились, что многие его очень любят и чувствуют необходимость сделать что-то доброе в память о нём. Его имя было своеобразным золотым ключиком, который открывал съёмочной группе все двери. Не попали мы только в общежитие суриковского института, где жил Касимов в студенческие годы, но только потому, что там действуют строгие антиковидные ограничения.

– Вряд ли фильм о таком небанальном человеке, как Энвиль, будет чередой нарезок «говорящих голов». Что же там будет, кроме рассказов очевидцев его жизни?

– В фильме будут использованы авторские видеоработы Энвиля Касимова (он в течение нескольких лет снимал на айфон короткие видео) и архивные записи ижевских телеканалов. Ещё там будет некоторое количество интерпретаций работ Касимова (наверное, можно назвать это видеоперформансами) в исполнении молодых ижевских художников, в этом нам помогает Максим Верёвкин и его театр перформанса, в котором принимают участие молодые ижевские художники. В этом, кстати, ещё один феномен Касимова. Он был искренне и бескорыстно заинтересован в том, чтобы поддерживать «неформальных» молодых художников, создавать для них благоприятную среду, чувствовал себя ответственным за то, чтобы им хотелось остаться работать в Ижевске.

Он вообще был ответственен за территорию, которую считал «своей» – Ижевск, Удмуртию. Он понимал, насколько значимое место он занимает, в шутку называл себя «князем», но в связи с этим чувствовал себя ответственным за культурное развитие города и республики, много лет отстаивал необходимость создания музея современного искусства, делал большие выставки, которые позволяли оценить масштаб, разнообразие, интересность происходящих в Ижевске культурных процессов.

– Какова может быть судьба этого фильма?

– В конце июля состоится премьера в Ижевске на большом экране. В перспективе я надеюсь на фестивальный прокат. Конечно, когда фильм выйдет, кто-то скажет «всё было не так» и будет уверен, что мы показали не самое важное об Энвиле, а что-то второстепенное. Но это значит только, что у каждого из знавших его – свой Энвиль. И это хорошо.


Средства на съёмки фильма «Энвиль» собирают «всем миром», на краудфандинговой платформе planeta.ru. Все, кто готов поддержать съёмки, может или просто перечислить в адрес проекта любую сумму, или купить один из лотов (в их числе сеть экскурсиий в созданный им Арт-лес, участие в закрытом показе фильма и даже картина Касимова). Уже собрана значительная часть необходимой суммы, но сбор средств ещё идёт – он продолжится до 17 июля.

Друзья, родственники, коллеги Энвиля Касимова просят всех неравнодушных к наследию Энвиля Касимова поддержать создание и выпуск фильма. Это можно сделать на сайте https://planeta.ru/campaigns/envil.


Фото Сергея Рогозина

18.06.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта