Через Удмуртию – к звёздам
Статьи

Через Удмуртию – к звёздам

В Государственном Совете республики прошёл урок государственности, посвящённый 60-летию первого полёта человека в космос.

В зале заседаний Госсовета Удмуртии 27 мая собрались учащиеся из разных школ республики, студенты, а за столом президиума – героические личности: лётчики-космонавты Герой РФ Сергей Васильевич Авдеев и Герой Советского Союза Виктор Михайлович Афанасьев, вдова дважды Героя Советского Союза, космонавта Георгия Михайловича Гречко.

Герои рядом

Открыл необычный урок Председатель республиканского парламента Владимир Невоструев. Он представил звёздных гостей ребятам. Сергей Васильевич Авдеев совершил три космических полёта, общая продолжительность которых 747 суток 14 часов 14 минут, и 10 выходов в открытый космос общей длительностью 42 часа 1 минуту. В том числе космонавт дважды выходил в «закрытый космос» – работал в разгерметизированных переходном отсеке и модуле «Спектр» на российской орбитальной станции «Мир». Авдеев установил абсолютный мировой рекорд по суммарной продолжительности космических полётов.

Виктор Михайлович Афанасьев, будучи военным лётчиком и лётчиком-испытателем, провёл за штурвалом более 2000 часов на 40 различных самолётах и совершил более 200 прыжков с парашютом. В космосе он побывал четырежды, провёл вне планеты Земля около полутора лет, или 555 суток 18 часов 34 минуты. Семь раз Афанасьев выходил в открытый космос, где пробыл 38 часов 33 минуты. За это время Герой СССР снял фильм о том, как хорошо видно из космоса всё, что происходит на Земле.

Каждого гостя учащиеся встречали аплодисментами.

– Мы вправе гордиться тем, что дорогу к звёздам человечеству открыла наша родина с космодрома Байконур – первого космодрома на планете. Первым человеком, отправившимся в космос под руководством выдающегося учёного, легендарного конструктора Сергея Павловича Королёва, стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, – задал тон уроку Владимир Петрович.

Нет ничего невозможного

Сильным моментом урока государственности стал короткий документальный фильм «Юрий Гагарин. 60 лет первому полёту в космос».

«12 апреля 1961 года, 9 часов 7 минут утра по московскому времени. С космодрома Байконур отправляется на околоземную орбиту космический корабль «Восток-1». Единственным членом экипажа этого корабля стал лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин с позывным «Кедр». Именно тогда мы открыли двери в космос для человечества»… – звучат слова за кадром.

Сразу после фильма Владимир Невоструев рассказал о вкладе жителей Удмуртии в этот триумф отечественной науки и техники. На космическую отрасль, начиная с первого полёта, работали ведущие предприятия республики: Ижевский мотозавод, Ижевский машиностроительный завод, Ижевский радиозавод, «Ижсталь», Воткинский завод, Сарапульский радиозавод…

Депутат Госсовета, генеральный директор корпорации «Аксион» Сергей Сидоров представил собравшимся предприятие, которое первым в Удмуртии начало разрабатывать космическую тематику.

– Ижевскому мотозаводу в этом году исполняется 88 лет, последние 60 лет завод активно участвует в производстве техники для космоса. На протяжении уже трёх поколений на заводе созданы просто шикарные рабочие места. Участие завода в космических программах даёт основу для будущего, – сказал Сергей Анатольевич и пригласил молодое поколение на предприятие.

Ребята задали лётчикам-космонавтам вопросы и получили на них исчерпывающие ответы.

В завершении встречи участники урока государственности сделали совместное фото на память.

Вопрос – ответ

Земля очень красивая из космоса, когда нет на ней пожаров и войн

– Почему вы решили стать космонавтом?

Виктор Афанасьев: У меня цель стать лётчиком-истребителем была с детства, потому что с трёх лет я рос с гулом самолётов – мы жили на окраине Брянска, рядом с аэродромом. Когда полетел в космос Юрий Гагарин, появилась мечта полететь в космос. Тогда все жили полётами в космос.

Земля из космоса очень красивая, каждый раз, когда ты на Земле, тянет в космос. Единственное, что я не желаю ни одному космонавту, ни одному астронавту, ни одному тейконавту, видеть войну из космоса. Мне пришлось дважды видеть войну из космоса: первый раз в кризис 1991 года в Персидском заливе и потом с Сергеем Васильевичем видели бомбёжки в Югославии.

Сергей Авдеев: Ответов на этот вопрос будет столько, сколько космонавтов. У каждого свой путь. Вот я 74-й по счёту космонавт после Юрия Алексеевича Гагарина на момент своего полёта в 1992 году. Сейчас 125-й летает – из граждан РФ, в мире их на сегодня 572. В школе я не мечтал быть космонавтом. Казалось, что это просто нереально. Я помню тот будний день 12 апреля. Наша семья жила в Самаре на пятом этаже хрущёвки, в однокомнатной квартире нас было пятеро: мама, папа, бабушка, я и мой недавно родившийся брат. У меня была своя территория – балкон. Мы с другом как раз играли на балконе, вдруг на улице, сейчас она сейчас называется проспект Гагарина, появился народ, все кричат, веселятся. Потом по радио объявили, что Гагарин полетел в космос, поэтому такое вот массовое веселье.

Я учился в школе, занимался спортом, поступил в институт и его окончил. Устроился на завод, проработал там лет пять, а потом чисто случайно от соседей по общежитию узнал, что на этом предприятии был отдел под номером 292 – это отряд гражданских космонавтов. А наш отдел строил телескоп – долго строили, лет 14, и по работе мне надо было обучить космонавтов, как им пользоваться. Я подумал, техника сложная, много таких «мелочей», которые надо очень тонко чувствовать. А почему бы мне самому не попробовать полететь в космос? Написал заявление, прошёл все эти комиссии, экзамены, был принят в отряд.

– Космонавты подолгу находятся на борту, как они уживаются?

Афанасьев: Прежде чем попасть в космос, на станцию, мы попадаем в отряд подготовки. Она всесторонняя и длится довольно долго. Чтобы стать бортинженером, специалист с высшим образованием проходит подготовку в течение 5-8 лет, есть те, кто ждали своей очереди 12 лет. Мы проходили психологические тесты. Так как своих у нас на тот момент не было, нас тестировали  американскими. Приведу пример: был вопрос – перейдёте ли вы улицу на красный свет, если нет автомобилей и нет полицейского? На тот момент я ответил: «Перейду», вывод комиссии – склонен к нарушению закона. У американцев в правильном ответе – ни в коем случае нельзя переходить. Сейчас у нас свои тесты. Таким образом врачи, психологи изучают нас. Я готовился в полёт с Виталием Ивановичем Севастьяновым. Однако из-за того, что он пропускал тренировки, его ограничили полётом в один месяц, а программа наша рассчитана на полгода. У нас был резервный экипаж, и тут психологи сказали, что не надо менять экипаж, а чтобы мне дали Мусу Манарова. Мне было приятно летать с Мусой Манаровым, который перед этим выполнил годовой полёт с Владимиром Титовым.

Удмуртия – космосу

  • Ижевский мотозавод: разработана электромоделирующая станция «Электрон», которая в 1961 году рассчитывала траекторию полёта корабля Юрия Гагарина.

Системы телеметрии, которые фиксируют параметры прохождения полёта и передают данные наземным станциям, участвовали во всех значительных проектах освоения космоса – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс», «Протон», «Ангара», «Буран-Энергия», орбитальные станции «Мир», «Альфа», гражданские и военные спутники.

Антенно-фидерные устройства для специального комплекса обеспечивали максимально точную стыковку на МКС.

Именно аппаратура мотозавода обеспечила первую в мире стыковку космических кораблей СССР и США – «Союз-19» и «Аполлон».

  • Ижевский машиностроительный завод выпускал ракеты для измерения метеопараметров, важных при запуске и спуске космических объектов с орбиты. Метеоголовки, установленные на ижевских ракетах, также помогали исследовать атмосферу Земли и получать данные из ближнего космоса.
  • Ижевский радиозавод изготовил первые телеметрические приборы для ракеты-носителя «Восток» в 1962 году, а спустя два года начал серийное производство космической аппаратуры. Аппаратура спутниковой навигации нового поколения для системы ГЛОНАСС в разное время использовались в проектах «Мир», «Союз», «Ангара», «Энергия-Буран».

Группу разработчиков обшивки корабля «Буран», который был выведен на орбиту 15 ноября 1988 года, возглавлял ижевчанин, академик Алексей Липанов. 

  • Воткинский завод. На ракеты «Тополь», снятые с эксплуатации, устанавливали дополнительную ступень маршевого двигателя и узлы крепления спутника. Так боевое оружие превращалось в мирный транспортный ракетный комплекс «Старт», который вывел на орбиту немало российских и зарубежных исследовательских аппаратов.
  • Главное военно-строительное управление № 8. Специалисты возводили космодромы «Плесецк», «Байконур» и «Восточный».
  • Институт «Прикампромпроект». На космодроме «Байконур» участвовал в проектировании экспериментального монтажно-заправочного корпуса, а также в разработке уникальных проектов для вспомогательных технологических объектов.
  • «Ижсталь». Высокопрочная сталь легла в основу деталей реактивных двигателей, бортовой аппаратуры искусственных спутников земли и ракет.
  • Геологи Эмилия Пушина и её сын Владимир из Удмуртии открыли в Приморье крупнейшее в стране месторождение вольфрама, без которого невозможно представить ни один космический корабль.
  • Сарапульский радиозавод после полёта первого космонавта начал выпуск микроприёмника «Космос». Первый образец подарили супружеской чете космонавтов Андриану Николаеву и Валентине Терешковой. Приёмники были известны под именем «Юра».
  • Ижевский электромеханический завод «Купол» производит телеметрическую аппаратуру для зенитных и баллистических ракет.

Фото пресс-службы Госсовета Удмуртии

11.06.2021

Автор материала:

Елена Бородина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта