Новая одежда для старой дороги. Специалисты Ассоциации бетонных дорог разработают технологию ремонта дорог севера Удмуртии
Статьи

Новая одежда для старой дороги. Специалисты Ассоциации бетонных дорог разработают технологию ремонта дорог севера Удмуртии

В Удмуртии в течение пяти дней работала экспертная группа Ассоциации бетонных дорог (АБД). Специалисты отобрали пробы грунтов на проблемных участках дорог в Балезинском и Кезском районах. После их комплексного исследования они будут готовы дать рекомендации по технологии их ремонта и конструктиву дорожной одежды. Договорённость об этом была достигнута в конце марта текущего года на конференции, посвящённой проблеме ремонта дорог севера, которая прошла в Правительстве УР.

Полотну не хватает твёрдости

Сегодня на севере Удмуртии более 200 км гравийных и грунтовых автомобильных дорог. Как подчеркнул на конференции Председатель Правительства УР Ярослав СЕМЁНОВ, проблема их ремонта осложняется крайне высоким уровнем грунтовых вод, а также пучинистыми грунтами, которые существенно ослабляют земляное полотно и дорожную одежду. Глава Удмуртии Александр БРЕЧАЛОВ дал поручение правительству найти оптимальное решение для ремонта таких объектов.

На конференции рассматривалось несколько вариантов ремонта таких дорог, в том числе и капитальное строительство – асфальтобетонные или цементобетонные дороги. Однако если строить дороги IV категории, на это необходимо 8 млрд рублей. Для бюджета Удмуртии это непомерная нагрузка. Другой вариант – устройство покрытий из щебня или готовых щебёночно-песчаных смесей, но тогда снижается несущая способность дорог в период весенней распутицы. В итоге было принято решение, что специалисты Ассоциации бетонных дорог проведут комплексное обследование грунтов в Балезинском и Кезском районах, а также испытание местных строительных материалов и отходов производства, по их результатам предложат оптимальную технологию для укрепления основания дорог, а также варианты дорожной одежды.

Основание на просвет

Первым объектом, где побывали специалисты ассоциации, стала дорога Балезино – Сергино. Её протяжённость почти 80 км. Приводить её порядок начали ещё в 2019 году в рамках республиканской программы Опорного плана дорожной деятельности. Тогда отремонтировали 16 км дорожного полотна. Для ремонта использовали щебёночно-песчано-гравийную смесь. В прошлом году сделали ещё два участка дороги, но уже в гравийном исполнении.

– Сейчас проехать по дороге можно, но весной в распутицу и в период осенних дождей на некоторых участках она становится непроезжей. Почвы здесь глинистые, много родников, грунты пучинистые, всё это ослабляет основание дороги. Кроме переувлажнения, дорожное полотно страдает из-за большегрузов. Дорога может выдержать нагрузку в 6 тонн по оси, а лесовозы превышают допустимую норму в два раза, – рассказывает начальник Балезинского производственного участка КУ УР «Управтодор» Дмитрий ТРОНИН.

В рамках гарантийных обязательств подрядчики на дефектных участках проводили замену грунтов, уплотняли основание дороги, но решить проблему кардинально так и не удалось.

Руководитель рабочей группы по нормированию Ассоциации бетонных дорог Юрий ЖУКОВ согласен, что грунты на севере Удмуртии сложные, но сегодня существуют технологии ремонта таких дорог.

– Наша задача – отобрать пробы грунтов на самых проблемных участках дороги. Мы должны понять, из каких материалов она построена, провести их комплексное исследование. Кроме того, проведём испытания местных строительных материалов и отходов производства. После чего выберем оптимальное конструктивное решение, которое можно применить для ремонта данного конкретного объекта, – подчеркнул Юрий Жуков.

Всё в итоге свяжется

Одна из технологий, которую рекомендуют специалисты АБД для ремонта таких дорог, – метод холодного ресайклинга (холодной регенерации), когда с помощью специальных машин-ресайклеров измельчают старое покрытие дороги и в процессе вносятся укрепляющие добавки и специальные стабилизаторы, которые улучшают прочность дорожного основания. Эта технология сегодня широко применяется во многих северных регионах страны, в том числе и в Удмуртии, и хорошо себя зарекомендовала.

– Преимущество технологии укрепления грунтов методом холодного ресайклинга – в максимальном использовании местных материалов. Поэтому речь, прежде всего, идёт о подборе вяжущих материалов – щебня, песка и т.д., так как грунты здесь глинистые. Эта технология уже применялась в республике. Но для того, чтобы она работала, нужно правильно исследовать материалы, правильно разработать конструкцию дорожной одежды, и соблюдать технологию при проведении ремонтных работ, – подчеркнул эксперт.

Чтобы провести весь комплекс лабораторных испытаний отобранных проб грунтов и материалов, понадобится не менее месяца. Исследования проведут в лабораториях «Управтодор» и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), после этого специалисты АБД будут готовы дать свои рекомендации по технологии ремонта дорог на севере Удмуртии.

– Таких дорог, как Балезино – Сергино, в республике много. Это (Игра – Глазов) –Красногорское, Кез – Кулига – Карсовай и другие. Поэтому мы договорились, что специалисты ассоциации проведут комплексное исследование грунтов всех проблемных дорог северного куста, разработают для нас альбом типовых конструкций дорожной одежды с учётом местных материалов и климатических условий, – резюмировал заместитель начальника КУ УР «Управтодор» Денис ВАСИЛЕВСКИЙ.


От первого лица:

Министр транспорта и дорожного хозяйства УР Алексей ГОРБАЧЁВ:

– Проблема ремонта непроезжих дорог на севере Удмуртии существует. Беда в том, что протяжённость таких дорог, как Балезино – Сергино или Кез – Кулига – Карсовай, по 30-40 км, а живёт там по 400-600 человек. Строить там асфальтовые дороги для республики очень дорого. Поэтому делаем покрытие из щебня или готовых щебёночно-песчаных смесей. Но ремонт осложняется крайне высоким уровнем грунтовых вод, там много родников, дороги проходят по лесам и не проветриваются. Всё это существенно ослабляет земляное полотно и дорожную одежду в период весенней распутицы.

Мы перепробовали массу вариантов укрепления основания дорог – геотекстиль, георешётки, технологию холодной регенерации. На одних участках это хорошо работает, на других – нет. Поэтому мы обратились за помощью в Ассоциацию бетонных дорог.

Специалисты МАДИ уже приезжали в республику, осматривали наши лаборатории. Договорились, что после весенней распутицы приедут ещё раз с выездом непосредственно на объект, после этого будут готовы дать свои рекомендации по технологии ремонта. То есть уже в этом сезоне мы сможем опробовать их наработки на практике и оценить их эффективность.


Между тем

В Удмуртии опубликован Перечень нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Миндортранса УР в разделе «Национальный проект «Безопасные качественные дороги», а также в группе в ВКонтакте «Дороги Удмуртской Республики».

Всего в ремонтном списке БКД-2021 98 объектов общей протяжённостью 122 км. Это как региональные и межмуниципальные дороги, так и участки улично-дорожной сети Ижевска, Сарапула, Можги, Завьяловского района, а также 47 объектов, находящихся в муниципальных образованиях. Среди них участки дорог в Можгинском, Якшур-Бодьинском, Малопургинском, Воткинском, Камбарском, Вавожском, Игринском, Селтинском, Шарканском и Увинском районах республики.  

Мы перераспределили объекты внутри всех имеющихся в республике дорожных программ. Это позволит нам сделать в рамках нацпроекта свыше 122 км. Нужно отметить, что благодаря тому, что Главой Удмуртии 2021 год объявлен Годом села, очень много объектов будет отремонтировано на сельских территориях. Всего по республике будет отремонтировано и реконструировано в этом году более 300 км, – подчеркнул Председатель Правительства УР Ярослав Семёнов.

Дорожный сезон в республике стартовал ещё в апреле. Сегодня на трети объектов БКД работает дорожная техника, а на некоторых участках ремонт близится к завершению. Один из таких объектов – улица Трактовая в деревне Хохряки. В понедельник там побывала рабочая комиссия Минтранса УР.

В рамках нацпроекта на Трактовой обновляют 1,3 км дорожного полотна – от Хохряковского кладбища до кафе «Встреча». Сегодня там выполнено более 80% запланированных работ.

Дорога является не только центральной улицей деревни, но и транзитной магистралью. За сутки по ней проходит более 2000 единиц транспорта. Это и дачники, и жители сёл, деревень, коттеджных посёлков, расположенных вдоль объездной дороги.

В ходе ремонта дорожники полностью сняли старое асфальтовое полотно, на некоторых участках заменили основание дороги, уложили два слоя асфальтобетона, произведённого по новым ГОСТам. Кроме того, там будет выполнен ремонт остановочных площадок общественного транспорта, а также установлены две искусственные неровности и ограничивающие скорость дорожные знаки.

Близится к завершению ремонт на ул. Азина в деревне Новая Казмаска. Здесь обновляют более 1,2 км автодороги (Завьялово – Гольяны) – д. Н. Казмаска – д. Тихий Ключ.

– Раньше здесь был асфальт, но с годами дорога полностью была разбита. Конечно, в рамках содержания мы её поддерживали, как могли: делали ямочный ремонт и ремонт картами. Но всё же дорога не соответствовала нормам безопасности, были предписания ГИБДД и жалобы жителей. Поэтому в 2020 году она одной из первых была включена в нацпроект БКД, – вспоминает начальник отдела Управления строительства Администрации Завьяловского района Александр Кузнецов.

Сегодня в рамках нацпроекта на объекте уже выполнено свыше 80% работ. Уложены два слоя асфальтобетона. Сейчас полным ходом идёт обустройство обочин дороги.

Фото Надежды Бондаренко

04.06.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта