Новые ГОСТы выходят на дорогу. Асфальт для удмуртских автомагистралей начали «варить» по новым рецептам
Статьи

Новые ГОСТы выходят на дорогу. Асфальт для удмуртских автомагистралей начали «варить» по новым рецептам

В этом году Удмуртия вновь стала участником национального проекта «Безопасные качественные дороги», по реализации которого регион несколько лет подряд становился лидером. В планах на федеральные деньги привести в порядок ещё более 120 км дорожного полотна. Особое внимание в этом году будет уделяться обновлению дорожной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях. Ещё одной особенностью этого дорожного сезона станет переход на новые стандарты производства асфальтобетонных смесей.

Летом прошлого года дорожно-строительная отрасль России начала переход на новые стандарты качества, которые устанавливают повышенные требования к составу асфальтобетона и меняют технологию приготовления асфальтобетонных смесей. Они разработаны на основе технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», пришли на смену старому ГОСТу, который полностью прекратит своё действие с 1 июня 2023 года.

В основе нового ГОСТа – рациональный подбор составляющих асфальтобетонной смеси с учётом климатических условий, нагрузки, геологических изысканий и других параметров каждой магистрали. То есть для каждого вида автодороги, условий её эксплуатации будет производиться свой асфальтобетон по новому рецепту. Всего планируем освоить выпуск 21 вида новых смесей, – рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства УР Алексей ГОРБАЧЁВ.

Как «варят» асфальт по новым рецептам, на прошлой неделе показали общественникам и журналистам.

Строго по рецепту

Готовиться к переходу на новые стандарты производства асфальта на АБЗ «Радонеж Дорожные Конструкции» начали ещё полтора года назад. Специалисты предприятия прошли обучение по новым системам проектирования асфальтобетонных смесей в Санкт-Петербурге. А в апреле этого года выпустили первую пробную партию асфальтобетона, изготовленного по новым ГОСТам. Сегодня его укладывают на дорогах Завьяловского района, а также на участке объездной дороги г. Ижевска от автодороги Ижевск – Аэропорт до автодороги Ижевск – Воткинск.

– Сначала мы отработали всю технологическую цепочку на заводе, потом провели полевые испытания – заасфальтировали небольшой участок дороги. Дорожники были постоянно на связи со специалистами нашей лаборатории. Брали керны, проводили испытания, дорабатывали рецептуры. Работа велась практически 24 часа в судки, – вспоминает начальник АБЗ ООО «РДК» Альберт КУЗЬМИН.

Надо сказать, что изготовление асфальтобетона по новому ГОСТу не предполагает добавление какого-то волшебного ингредиента. Смесь состоит из тех же компонентов, что и раньше – щебень, песок, битум и минеральные добавки, но их пропорции подобраны совершенно по-другому. Стали выше требования к качеству смесей.

– Если раньше допускалось расхождение с рецептурой на 2-3 процента, то сейчас 1 процент – это уже критично. Если раньше основными показателями качества были плотность и водонасыщение асфальта, то сейчас воздушные пустоты и образование колеи, – поясняет Альберт Кузьмин.

Автоматика в помощь

За точностью соблюдения рецептуры на заводе следит автоматика.

– На мониторе компьютера можно видеть всю установку для производства асфальтобетонной смеси. Весь процесс приготовления смеси – от засыпки материала в бункера до погрузки готовой продукции в кузов автомобиля – происходит в автоматическом режиме по заданным параметрам. Задача оператора – следить за всем технологическим процессом, контролировать набор материалов в соответствии с рецептом, температурный режим и время перемешивания. Если идёт какое-то отклонение, оператор получает сообщение и вмешивается в процесс, – рассказывает Альберт Кузьмин.

Для того чтобы перейти на производство новых смесей, большой модернизации оборудования не потребовалось. Завод новый, был запущен в работу в 2017 году. А вот лабораторию на предприятии переоснастили полностью.

– На сегодня у нас одна из самых современных и оснащённых лабораторий в Удмуртии, – с гордостью заявляет её руководитель Андрей КРОПАЧЕВ. – У нас порядка ста различных средств измерения и испытательного оборудования. Мы можем проверять весь спектр материалов и показателей, который существует в дорожной отрасли.

Прежний опыт пригодился

Освоили выпуск асфальтобетона по новым ГОСТам и на АБЗ АО «Удмуртавтодор». Сегодня это один из самых крупных производителей «дорожной одежды» в Удмуртии. Среднегодовой объём производства завода порядка 150 тыс. тонн асфальта.

– На производство асфальта по новым ГОСТам мы стали переходить ещё в прошлом году. Закупили необходимое оборудование для асфальтобетонных установок, дооснастили нашу лабораторию, освоили все необходимые рецептуры, в том числе ЩМА-16, который будет укладываться в Ижевске. Производство щебёночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) наш завод освоил давно. Одним из первых объектов, где мы применили этот материал, была улица Молодёжная в Ижевске. Поэтому перейти на новые ГОСТы нам было несложно, – признаётся начальник АБЗ АО «Удмуртавтодор» Сергей ЩЕПИН.

В этом году асфальтобетон, произведённый по новым стандартам, уложат на всех девяти объектах нацпроекта БКД в Ижевске, а также региональной автодороге (Ижевск – Ува) – Лудорвай – Ильинка.

Первая пятёрка

Всего, по данным Минтранса УР, пять асфальтобетонных заводов Удмуртии – в Можге, Ижевске и на станции Кушья в Игринском районе – готовы выпускать смеси по новым рецептурам. Готова работать с новыми смесями и лаборатория Минтранса УР. Там также закупили всё необходимое измерительное оборудование, специалисты-лаборанты прошли переобучение и получили сертификаты.

По словам Алексея Горбачёва, переход на новые стандарты производства асфальтобетонных смесей позволит увеличить срок службы дорожного покрытия в разы: при ремонте c 4-5 до 12 лет, а при реконструкции и капитальном ремонте – с 12 до 24 лет. Этот процесс начался. Так, по заключённым на этот сезон контрактам в рамках нацпроекта БКД гарантийный срок ремонта дорог с покрытием из асфальтобетона составляет не четыре года, а пять лет. В дальнейшем он будет только увеличиваться.

– В Удмуртии четвёртый год действует пятиступенчатая система контроля на объектах нацпроекта – это контроль подрядчиков, заказчиков, стройконтроля, общественников и Миндортранса. Одним из важных моментов этой работы является исследование материалов и кернов в трёх независимых друг от друга лабораториях. Так вот лаборатории подрядчиков на АБЗ – это одна из ступеней контроля. Также у нашего подведомственного учреждения «Управтодор» есть новая лаборатория для проведения исследований асфальта по обновлённым ГОСТам. Здесь проводятся исследования материалов всех производителей, всех проб кернов объектов БКД. Это вторая ступень лабораторного контроля. И третья независимая лаборатория есть у стройконтроля. Поэтому если вы видите, что на объекте ремонта нацпроекта укладывается свежий асфальт, значит, можно быть уверенным, что он высокого качества, отвечающий всем требованиям нового ГОСТа, – резюмировал министр.

Между тем

С 11 по 14 мая в Удмуртии работали специалисты ФАУ «РОСДОРНИИ». Они оценивали готовность к новому строительному сезону асфальтобетонных заводов и лабораторий, качество материалов, применяемых на объектах. Это второй этап аудита в рамках нацпроекта БКД. Подобный мониторинг институт проводит ежегодно во всех регионах России.

– Удмуртия находится в тройке лидеров по реализации нацпроекта БКД, что говорит об эффективной организации работ от своевременных торгов до выходов подрядчиков на объекты. Эта система отлажена. Сейчас фокус нашего внимания – контроль качества выполняемых подрядчиком работ. Поэтому экспертиза со стороны РОСДОРНИИ для нас очень важна – невозможно себе представить качественные дороги, если они сделаны из некачественных материалов или с нарушением техпроцесса. Наша основная задача на сегодня – увеличение срока службы дорог, – подчеркнул, комментируя итоги аудита, Председатель Правительства УР Ярослав СЕМЁНОВ.


От первого лица:

Глава регионального исполкома ОНФ в Удмуртской Республике Андрей ЦАПЛИН:

– На учёбе для представителей общественных организаций, которую ежегодно проводит Минтранс УР, нам подробно рассказали о новых стандартах производства асфальтобетонных смесей. Новый подход к их производству, который учитывает не категорию дороги, а климатические особенности региона, грузонапряжённости дорог, тип местности, кажется мне оправданным. Это значительно улучшает эксплуатационные характеристики смесей, а значит и дорог. Но теория одно, а практика совсем другое. Сегодня мы убедились, что АБЗ провели большую работу, готовы производить новые марки смесей. Есть необходимое оборудование, лаборатории, специалисты. Но мало наладить производство, надо правильно применять новые смеси и, главное, правильно их укладывать. Поэтому мы будем выезжать на объекты, участвовать в приёмке дорог. А результаты перехода на новые стандарты производства асфальтобетона сможем оценить весной следующего года.


Справка «УП»

В июне 2020 года в России вступило в силу более 20 национальных стандартов новых серий ГОСТ Р 58401 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объёмно-функционального проектирования» и ГОСТ Р 58402 «Дороги автомобильные общего пользования. Материалы минеральные для приготовления асфальтобетонных смесей. Система объёмно-функционального проектирования».

В основе нового ГОСТа лежит технология проектирования асфальтобетонных покрытий по методу Superpave. Эта система, придуманная в США, даёт возможность проектировать составы асфальтобетонных смесей с учётом конкретных климатических условий и транспортной нагрузки. Сегодня этот метод считается одним из самых инновационных в мире. При старых ГОСТах для асфальта учитывается просто категория дороги в целом.

«Росавтодор» применяет эту технологию на небольших отдельных участках дорог с 2014 года, в 2018 году смеси из щебёночно-мастичного асфальтобетона, подобранного по системе объёмно-функционального проектирования, успешно прошли промышленное внедрение на КАД вокруг Санкт-Петербурга. С прошлого года технология шагнула и в другие регионы.

Фото Надежды Бондаренко: Асфальто-бетонный завод «Радонеж Дорожные Конструкции».

29.05.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта