Ночь музеев. Творческая лаборатория для художников и зрителей
Культура, Статьи

Ночь музеев. Творческая лаборатория для художников и зрителей

Удмуртия присоединилась к XV Всероссийской культурно-просветительской акции «Ночь музеев».

42 площадки, более 14 тысяч зрителей – за этой республиканской статистикой акции «Ночь музеев» – картина настоящей заинтересованности жителей республики в том, что происходит в музеях «сверх обычной программы».

Как обычно, получилось настоящее приключение для тех, кому интересны музейное «закулисье» и стихия творчества вообще. На многих музейных площадках в этот день (и этот вечер) состоялись концерты – от классических до экспериментальных (у Национального музея сверкал медью духовых оркестр «Арсенал-бэнд», в ВЦ «Галерея» погружал в транс Удмуртский шаманский оркестр, в «Лудорвае» фестивалили этно-коллективы). Если быстро переходить с одной площадки на другую, можно было попасть на открытие новых выставочных проектов и на авторские экскурсии по уже действующим, на лекции и мастер-классы.

Тайны реставрационной мастерской

«Ночь музеев» даёт уникальную возможность увидеть, что происходит за пределами выставочных залов. Удмуртский республиканский музей ИЗО проявил настоящую щедрость – здесь для собравшихся не только на несколько часов открыли вход в фондохранилище, но и провели мастер-класс по реставрации темперной живописи (в российской традиции это иконы). Зрители заворожено наблюдали, как Мария Бехтерева, реставратор 3-й категории, буквально по миллиметру снимает слой потемневшего лака со старой иконы, и под ним обнаруживается светлая, золотистая живопись. На «раскрытие» иконы из-под потемневшего лака уходит несколько месяцев – например, работая над иконой XIX века с февраля, Мария Бехтерева успела едва уловимыми касаниями ватной палочки с нанесённым на неё сильным растворителем снять олифу только с трети доски. Оставив подсыхать одну икону, реставратор берётся за другую начала ХХ века. Здесь она работает над восстановлением красочного слоя. Тонировки выполняются акварелью и немного светлее оригинала, чтобы работа реставратора отличалась от оригинального темперного письма иконописца, и поздние добавления можно было при необходимости снять. Мария берёт тонкую кисть, на глаз подбирает тон акварели и аккуратными точками наносит краску на утраченный участок одеяния Богородицы. «Детали реставратор не прописывает, своей работой не заменяет работу художника, намётанный глаз сразу должен видеть, где на картине или иконе участки, восстановленные реставратором», – объясняет Мария Бехтерева. За год реставратор успевает восстановить 3-5 икон, а в коллекции УРМИИ их около 200. Конечно, не каждая нуждается в реставрации, и всё же после мастер-класса становится понятно, какая кропотливая и долгая работа впереди.

Художник за работой

В Национальном музее один из главных участников акции – художник Денис Никонов. Днём он учит собравшихся графической технике эстампа – прокатывает на специальном станке оттиск, вырезанный на линолеуме, и на бумаге остаётся отпечаток космического сюжета (этот мастер-класс Никонов посвятил юбилею первого полёта человека в космос). А вечером пишет с натуры портрет ветерана завода «Ижмаш», главного конструктора мотопроизводства 1997-2005 годов Александра Михайловича Перевозчикова. Без карандаша, сразу кистью – стремительный набросок головы анфас, и вот уже форма заполняется содержанием: проявляется характер и сиюминутное состояние натурщика. «Это только эскиз», – говорит Никонов, известный перфекционист. «Прекрасный портрет!» – возражают наблюдатели.

Искусство субъективно

В ВЦ «Галерея» уже в третий раз состоялся арт-батл – одно из наиболее захватывающих событий Ночи музеев. Шесть художников (среди них и признанные корифеи, и молодые авторы, и «классики», и экспериментаторы) в течение трёх часов на глазах зрителей писали картины – с чистого холста до законченной работы.

Эта акция – не только возможность увидеть процесс создания произведения искусства, но и максимально наглядная иллюстрация того, как взгляд художника трансформирует так называемую «объективную реальность» в отражение собственного внутреннего мира. Шесть получившихся картин – это шесть совершенно непохожих одна на другую художественных вселенных. А между тем модель у всех шестерых художников была одна – девушка на деревянной скамье с распущенными волосами, в белой простыне, обмотанной вокруг тела небрежной драпировкой.

Мизансцена – обычный предбанник деревенской бани (сотрудники «Галереи» выбрали этот сюжет, чтобы арт-батл «рифмовался» с персональной выставкой Григория Чайникова, в интерьерах которой всё и происходило – у Чайникова есть несколько «банных» полотен). Узнаваемая, буквальная иллюстрация оказалась только на одной картине из шести, созданных за время батла.

Постоянный участник галерейных арт-батлов Александр Чувашев написал пост-импрессионистский, полный воздуха, как будто влажный (с масляными красками он работает как с акварельными, смачивая холст, размывая мазки, добиваясь эффекта настоящей акварели), чувственный и при этом романтичный портрет. Сохранив очевидное портретное сходство с моделью, добился метафоричности – его картина о женственности вообще, о мерцающей красоте, каждую секунду меняющейся, преображающейся (потому что живая!), накатывающей на зрителя как акварельная волна. Художник успел прописать интерьер выставки, а на «банных» декорациях концентрироваться не стал: они как будто остались за границами его взгляда. В итоге картина оказалась посвящением искусству и женственности – двум началам, вдохновляющим самого Чувашева.

Мастер-живописец Расиф Батыршин создал эскиз классического портрета. Из тёмного, абстрактного фона проступает женская фигура… Художник не делает акцент на наготе, эротичности, хотя «голой кожи» здесь не меньше, чем на картине Чувашева. Точки притяжения на портрете – сосредоточенный, напряжённый взгляд чёрных глаз, стиснувшая угол лавки ладонь (так, что кажется кулаком), упрямо вскинутая голова. Для этой героини момент покоя на деревянной лавочке оказался временем подумать о чём-то важном и, кажется, принять непростое решение. За три часа Батыршин создал настоящий психологический портрет, заставляющий вглядываться в героиню, «достраивать» её биографию, раздумывать, что могло привести её в эту точку, в эту ситуацию, в это состояние.

Для молодой художницы Марины Мамаевой мизансцена оказалась совершенно не важна. Её картина похожа на страницу из графического романа с профайлом героини – задумчивой, немного неуверенной в себе, мечтательной, смущённой до розовых щёк своим новым состоянием (на этой картине явственно читается осознание девочкой, девушкой своей женственности). Её грудь прикрыта витыми ракушками, и в интерпретации Мамаевой это выглядит не как легкомысленно-соблазнительный вариант купальника, а как метафора желания спрятаться в раковину, стеснение и неуверенность перед «женским» в себе. Но одновременно – как зарождающаяся сила (заострённые раковины поднимаются одновременно робко и дерзко).

Один из лидеров актуального современного искусства Ижевска Tiger Bloom, участник всех последних местных выставок молодёжного искусства, пишет в диалоге с художниками ХХ века – его героиня «генетически» связана и с гаитянками Гогена, и с графикой уличных художников последних десятилетий. Он вводит в картину этнические мотивы – ритм картине задают стилизованный тканый полосатый ковёр под ногами и «дощатые» стены.

Максим Пайп (пожалуй, самый известный, резонансный молодой художник Ижевска) создал абстракцию, где в завихрениях цвета можно «считать» женскую фигуру – едва узнаваемые очертания, пламенеющие розово-алым и жёлто-оранжевым. Зато красная кошка у ног и чёрные птицы над головой этого сгустка ярких мазков вполне различимы (и напоминают при этом о стилистике детских рисунков) – художник говорит, что почувствовал этих персонажей вокруг девушки. В выигрыше оказался тот, кто наблюдал за арт-баттлом своими глазами: процесс создания картины для Пайпа сродни шаманскому трансу, перформансу с собственной художественной ценностью. Он затыкает уши наушниками, садится перед лежащим на полу холстом («чтобы быть ближе к земле, к истокам», объясняет он отказ от мольберта), полуприкрывает глаза, и руки начинают танец над будущей картиной. Как экстрасенс, он нащупывает в воздухе над картиной точки, «энергетические линии», пробегает по ним пальцами, трогая их пощипывающими движениями, как струны, прямо из баночек разбрызгивает по холсту краски, потом окунает пальцы в краски разных цветов и начинает поглаживать, постукивать холст, оставляя на нём отпечатки.

До 23 мая картины, созданные на арт-батле, выставлены в интерьере выставки Чайникова. Голосовать за наиболее понравившуюся могут все посетители выставки. Художник, набравший наибольше число голосов, получит приз – возможность провести персональную выставку в ВЦ «Галерея».

P.S. Программа акции началась в 9 утра, а с последнего мастер-класса «Ночи музеев» в Ижевске (того самого, реставрационного) зрители уходили в 23.00. Получился настоящий лабораторный интенсив, наполнивший участников знаниями и впечатлениями.

20.05.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта