«Мощный потенциал надо наполнить жизнью»»: учёные Удмуртии подписали соглашение о сотрудничестве с центром «ТАУ»
Статьи

«Мощный потенциал надо наполнить жизнью»»: учёные Удмуртии подписали соглашение о сотрудничестве с центром «ТАУ»

В рамках мероприятий Года науки и технологий Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН заключил соглашение о сотрудничестве с Региональным образовательным центром одарённых детей «ТАУ».

Подписи в документе поставили директор УдмФИЦ УрО РАН, доктор физико-математических наук, Почётный гражданин Удмуртской Республики Михаил Альес и директор Регионального образовательного центра одарённых детей «ТАУ» Римма Бякова.

В начале пути

Центр «ТАУ» – первый республиканский проект, реализованный в рамках нацпроекта «Образование». В 2018 году Удмуртия выиграла конкурс на получение 215 млн руб. федеральных субсидий для оснащения учреждения. В 2019 году «ТАУ» был создан. В феврале 2020 года – открыт, а в марте… закрылся: пандемия и локдаун – теперь уже всемирная история. Фактически центр для одарённых детей начал работать с сентября 2020 года. Это первый учебный год и период становления.

В центре функционируют 13 лабораторий физико-технического, естественнонаучного и социально-гуманитарного отделов. Попечительский совет возглавляет Глава республики Александр Бречалов. В «ТАУ» работают 112 человек, из них 66 – в кампусе «Лесная страна». Загородный лагерь был одним из условий вхождения в проект: в круглогодичном режиме, со 2 января по 31 декабря должна идти работа с детьми. Это не отдых на природе – это профильные метапредметные смены, где ребята активно занимаются по разным направлениям.

Функционирует также проект «Образовательный Десант Тау+», в рамках которого учащиеся республики вместе с наставниками занимаются на площадке центра. На сегодня договоры о совместной проектно-исследовательской деятельности заключены почти с 30 образовательными учреждениями районов

Цели, стоящие перед «ТАУ», понятны: они знают, куда идти. Но существует вопрос вопросов – кадры. 32 педагога преподают на условиях совмещения. По некоторым, нужным для центра, специальностям вузы республики просто не готовят специалистов, поэтому работают увлечённые, с «искрой божьей» студенты.

Вторая задача для учреждения дополнительного образования – создание системы по сопровождению одарённых детей на территории Удмуртии. Педагоги «ТАУ» работают в парадигме: каждый ребёнок одарён и талантлив, и нужно помочь ему раскрыться. Необходимо так организовать систему в республике, чтобы дети понимали свою ресурсную карту, чтобы понимали, куда идти, где их встретят и сопроводят.

И ещё одно важное направление «ТАУ» – проектно-исследовательская деятельность. Здесь очень заинтересованы в коллегах-учёных, в сотрудничестве с вузами. При этом, несмотря на молодость центра, вклад в научную деятельность республики может оказаться весомым.

Вектор задан

Соглашение о сотрудничестве, которое было подписано с федеральным исследовательским центром, предполагает совместную реализацию дополнительных общеразвивающих программ, досуговых, массовых мероприятий, информационно-методическое обеспечение развития дополнительного образования.

Перед подписанием документа Римма Бякова провела для Михаила Альеса и его коллег экскурсию, ознакомив с возможностями Центра. «ТАУ» оснащён новыми современными лабораториями, в том числе – «3D-моделирования и прототипирования», «Физики и возобновляемых источников энергии», «Большие данные и нейросети», «Химии, экологии и здорового питания» и многими другими.

Директор УдмФИЦ УрО РАН Михаил АЛЬЕС прокомментировал событие, которое произошло на площадке образовательного учреждения:

– Это не просто некий рамочный документ – он задаёт векторы, которые мы совместно можем реализовать и в интересах центра «ТАУ», и в интересах академической фундаментальной науки. В конечном итоге – в интересах Удмуртской Республики. Уже понятно, учитывая ресурсы, которыми обладает центр «ТАУ», какие точки соприкосновения у нас могут быть: участие в образовательных треках, постановка задач. Педагоги, оборудование, оснащение «ТАУ» позволяют приступить к решению некоторых задач, которые мы, исходя из наших ресурсов – Центра высшей категории, решить не можем. Плюсы для академической науки как рачительные хозяева мы видим. Что можем дать взамен? Одна из базовых проблем – кадровое обеспечение. В нашем центре трудятся выдающиеся учёные с мировыми именами по ряду направлений, которые здесь культивируются и развиваются. Поэтому первое, что мы можем дать, это кадры, интеллектуальный подгруз, которого в республике больше нигде нет.

Михаил Альес также говорил о важности общения ребят, умеющих генерировать идеи, с людьми высшей когнитивной способности. Он, в частности, сказал:

– Если мы не привьём на этой территории опции сложных видов деятельности, то перспективы республики становятся туманными. Здесь нужно создавать сложные виды деятельности с тем, чтобы молодёжь не уезжала. Она будет работать там, где ей интересно. Мы придумаем ряд мероприятий для удмуртской общественности при поддержке республиканского руководства. И надо выигрывать значимые конкурсы под флагом «ТАУ» с нашим участием с тем, чтобы центр был в числе федеральных победителей. Участвовать полезно, но надо выигрывать. Мощный имеющийся, но нераскрытый ещё потенциал надо наполнить жизнью.

Шёл разговор и о необходимости переформатирования образовательной деятельности республиканских вузов. Данность такова, что инерционные структуры сложно сподвигнуть на изменения, и та практика, которую учёные увидели в «ТАУ», была названа пионерской. Так, темы магистерских работ формулируются в голове у преподавателя, а нужно учить выполнять их проектными командами. Результатом должен быть проект, который кому-то интересен, – потенциальному заказчику. В «ТАУ» прививаются современные подходы в актуальной повестке. Ничего не надо придумывать – надо просто брать эти практики и претворять.

Как учёные будут работать со школьниками, рассказала директор Регионального образовательного центра одарённых детей «ТАУ» Римма БЯКОВА:

– Самый большой наш интерес к федеральному исследовательскому центру в качестве научного партнёра – это декомпозиция сложных научно-исследовательских задач, которые есть у «ТАУ», до уровня детско-взрослых проектных команд. Наши ребята, наши проектные команды могут давать неординарные решения, которые даже не всегда могут быть предложены в высшей школе: у нас другая атмосфера. Мы заинтересованы в кадровой поддержке. Это важная коллаборация, когда коллеги будут выступать на наших конкурсах, участвовать в проектах не только как наставники, но и как эксперты.

Научить машину

Машинное обучение, искусственный интеллект – долгое время лаборатория этого направления была без преподавателя. Римма Бякова рассказывает, что имеются мощнейшие компьютеры, серверы, видеокарты; лаборатория многофункциональная. В её работе заинтересованы и Министерство природы УР, и Министерство сельского хозяйства УР, большой запрос идёт от индустриальных партнёров.

Наконец – и это крупное везение, по словам руководителя центра, – в «ТАУ» пришёл Павел Безносов. Он студент, работает за огромный свой интерес; практика и повышение квалификации – тоже его стимулы. (Надо отметить, что в «ТАУ» много увлечённых молодых педагогов и педагогов-студентов).

Павел Безносов помогает своим ученикам создавать программы, обучающие машины. Искусственный интеллект с машинным обучением сегодня используется достаточно широко. Чтобы хоть немного понять, как это работает, достаточно вспомнить своё собственное поведение как пользователя интернета. Если вы, например, однажды спросили гугл или яндекс про мастер-класс по рисованию, то на вас в течение определённого времени будет просто обрушиваться информация, связанная с рисованием. Хотя вы просто спросили, а так-то хотели пойти учиться танцам. Обученная программа сделала вывод, что информации по рисованию вам точно много не будет. А ещё можно вспомнить, когда мы просим для интереса рассчитать кредит, и тогда все банки мира настойчиво будут предлагать услуги. Программа очень старается для нас, она так обучена.

Матвей Обухов и Анатолий Петров – воспитанники «ТАУ» – вместе со своим педагогом создали программу для крупного предприятия республики. Суть в том, что идёт огромный поток документов, которые надо классифицировать и отсортировать по направлениям деятельности. Часто это отсканированные счета-фактуры, акты выполненных работ и т.д. Необходимо каждую «бумагу» открыть и дать ей название. Стояла задача – автоматизировать данную работу с помощью машинного обучения. Использованный процесс называется парсинг. Это метод, при котором строка или текст анализируются и разбиваются на логические синтаксические компоненты. Затем полученные данные используются для классификации документов. Программа, созданная в «ТАУ», получает документ в формате pdf и преобразует в png. Необходимость открывать при этом все документы отпадает. «Если ты хочешь обучить чему-то ученика, ты должен сам хорошо знать тему», – говорит Павел Безносов. Машины тоже обучаемы, был бы учитель.

Фото Сергея Рогозина

08.05.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта