Маршалы и рядовые: кто и как увековечен на улицах Ижевска
Статьи

Маршалы и рядовые: кто и как увековечен на улицах Ижевска

Попытался недавно систематизировать названия почти 900 улиц современного Ижевска, и выявились удивительные вещи. Оказалось, у нас до сих пор нет улицы, названной в честь хотя бы одного «маршала Победы». Более того, увековечены только три Героя Советского Союза – уроженца Ижевска.

Выходит, подвиги восьми других своих сынов-Героев город не признаёт? Нет также ни одной улицы, посвящённой памяти лучших художников Удмуртии.

Маршалы Победы и Герои-земляки

Самых выдающихся советских полководцев, обеспечивших перелом в Великой Отечественной войне и получивших в ходе неё высшее воинское звание, принято называть маршалами Победы. Почти все они гордо позируют на известной групповой фотографии 1945 года. Жаль, что не сделали тогда заказ ещё и на подобную картину какому-нибудь опытному живописцу, углядевшему бы нюансы характера, недоступные фотографу. В разных городах этим героям посвящали площади и улицы, ставили памятники. Их образы сами по себе служили как бы оберегом или иллюстрацией героических страниц истории.

Получилось так, что столица Удмуртии игнорирует маршалов Победы. «Улица Г.К. Жукова» после войны появилась, но Н.С. Хрущёв, азартно боровшийся с «культами личностей», отменил практику прижизненных наименований. Если же вы напомните о нашей «улице К.Е. Ворошилова», то ни один серьёзный военный историк не отнесёт его к маршалам Победы. Зато в апреле нынешнего года мы переименовали улицу Смоленскую (бывшую Стахановскую), отдав дань уважения уроженцу Можгинского района маршалу авиации Фёдору Яковлевичу Фалалееву (1899-1966). Но тут надо пояснить, что были маршалы Советского Союза (стратеги, творцы Победы), затем главные маршалы родов войск и простые маршалы родов войск. Кстати, наряду с нынешней Волгоградской улицей хорошо бы иметь и Сталинградскую, как напоминание о великой битве на Волге.

Уверен, улица маршала Советского Союза Г.К. Жукова в Ижевске рано или поздно появится наравне с прямым и центральным, то есть полноценным проспектом М.Т. Калашникова (см. вып. № 37). Связка двух фамилий, полководца и оружейника, сможет отразить суть духовного пространства Города трудовой доблести.

Большинству горожан ничего не скажет половина этого списка: Александр Михайлович Аксёнов (1918-1943), Андрей Алексеевич Ахмаметьев (1917-1968), Вадим Анатольевич Герасимов (1921-1943), Виктор Сергеевич Глебов (1907-1985), Владимир Петрович Горячев (1923-1943), Порфирий Иванович Килин (1925-1995), Евгений Максимович Кунгурцев (1921-2000), Василий Михайлович Обухов (1909-1945), Александр Николаевич Сабуров (1908-1974), Михаил Николаевич Тюлькин (1918-1999), Александр Яковлевич Шамшурин (1923-1988). А это ведь Герои Советского Союза – уроженцы Ижевска. К сожалению, «собственная» улица досталось только троим: А.М. Аксёнову, П.И. Килину, Е.М. Кунгурцеву (А.Н. Сабурова, что из Ярушек, тоже можно засчитать). Конечно, есть ещё улицы, названные в честь тех Героев, что имели какое-то иное отношение к Ижевску, например, учились или работали у нас. Таких улиц 18. Но в любом другом городе почтут за честь увековечить прежде всего земляков-Героев. Всё же название улицы всегда на слуху, оно не даёт забыть о том, кто отдал жизнь за нас. Памятника каждому Герою не поставишь, но мемориальная табличка на угловом доме уже даст нужную информацию.

Рядовые Победы

Узаконить топонимы в память маршалов и Героев Советского Союза легко. Есть законные основания и документы. А как же обычные фронтовики и рядовые герои трудфронта? Их очень много, и улиц на всех не напасёшься. Здесь веское слово сказали в своё время наши художники, бережно запечатлев рядовых Победы. Более всех отличился в этом Алексей Павлович Холмогоров, сам участник войны. Написал множество портретов фронтовиков – и рядовых, и генералов, а затем, как бы подводя итог военной теме, создал картину «В День Победы. Деревенские ветераны». Там конкретные жители Старой Моньи из Малопургинского района. Сюжет простой: школьный класс, ветераны за столом. После выступления бывшего танкиста П.Я. Яконаева селяне притихли, вспоминая войну. Вся суть здесь в психологическом реализме и национальной характерности образов, а также общей мажорной интонации очень большого полотна (180 × 242 см). Это масштаб какого-нибудь королевского портрета испанской школы, что само по себе возвышает образы внешне неказистых деревенских героев.

Уверяю вас, что в искусстве Удмуртии уже невозможны произведения подобного жанра (многофигурный психологический портрет-картина) и столь же высокого качества. Его обусловила многолетняя «шлифовка» картины на основе множества этюдов и эскизов. Живописцев-станковистов такого уровня профессиональной подготовки не осталось. Вот пёстрое граффити и лихой «арт-объект» из металлолома у нас сляпают за полдня, а тончайшая, импрессионистическая лепка живого лица из красочного теста не по зубам. Замечу, картины такого масштаба не могут создаваться только по инициативе автора. Нужна государственная поддержка. Наконец, и самих-то героев, ветеранов войны, остались единицы. Так что картина Холмогорова – уникальный памятник уходящей эпохе и её героям.

Шедевр этот долго создавался в мастерской на Родниковой, и я был свидетелем творческих мук мастера: он перекомпоновывал картину, выискивая баланс между статикой и динамикой, дорабатывал фигуры по натурным этюдам… К сожалению, мало кто у нас увидел итог. Сразу с Всесоюзной выставки холст перекочевал в Третьяковку. Наш долг привезти «День Победы» на пару месяцев в Ижевск к 80-летию Победы и 100-летию художника. Министры культуры РФ и УР вместе с директорами музеев, наверное, всё же смогут включить эту достаточно сложную операцию в свои перспективные планы на 2024-2025 годы. Пока же не помешает появление улицы «Художника Холмогорова», где-нибудь подальше от улицы однофамильца-революционера.

Художники

Улицы, названные в честь не очередных революционеров, а русских классиков-живописцев, впервые появились в Ижевске после войны в микрорайоне Культбазы. Очевидно, повлияло то, что там действовала «База социалистической культуры» с летним кинотеатром. Повезло только тем, кто казался «социально близким». Это В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Е. Репин, В.И. Суриков и И.И. Шишкин. А недавно на другой окраине города увековечили И.И. Левитана, А.К. Саврасова и даже Андрея Рублёва! Я бы добавил Н.А. Ярошенко. Художник-передвижник, будучи артиллерийским офицером, дважды приезжал в Ижевск и некоторое время состоял в штате нашего завода.

Художников в Ижевске было много, все с наградами, а вкусы и стили разные. Кого назвать «великим» в масштабе Удмуртии, чтобы пополнить «культбазовский» список классиков? Самым объективным критерием в этой ситуации должны быть не громкие звания, а наличие произведений в главной сокровищнице национального искусства – Третьяковской галерее. Таких мастеров в истории искусства Удмуртии трое. У А.П. Холмогорова (1925-1987) это не только описанная выше грандиозная картина, но и поражающий остротой характеристики портрет животновода Зои Михайловой (1979 г.). У В.Б. Кононова (1941-2009) в Третьяковку попал не менее выразительный портрет ветерана войны Н.Г. Надсонова (1984 г.), а у М.Г. Гарипова (1946-1998) несколько графических листов. Но этот мастер был ещё и тонкий живописец. Он один из основателей нынешнего этнофутуризма и первооткрыватель экзотического мира удмуртского язычества.

Скромнее достижения двух других живописцев, но и они в контексте ранних этапов истории искусства Удмуртии тоже заслужили «свою» улицу. Прежде всего, это Н.А. Косолапов (1899-1974). Он первым отразил самые разные стороны жизни и большого города, и удмуртской деревни во дни мира и войны. Не забыть и скромного труженика, лирика В.А. Жарского (1906-1971). Приехав в послевоенный Ижевск из Франции вместе с тремя сыновьями, тоже художниками, он вместе с ними привнёс в наш край некоторые милые традиции французского искусства. «Улица художников Жарских» может стать изюминкой!

Улица, на которой вы живёте, чаще всего именуется нейтрально, но порой может вызывать негативные ассоциации. Как вам нынешние Аккумуляторная, Живсовхозная, Кирзаводская, Лагерная, Тринадцатая? Внушают гордость, вызывают интерес к истории конкретного места и города в целом? Бесспорно, на улице с красивым, гордым, информационно насыщенным названием и жить-то легче. Но есть у нас и другая крайность – перебор по части слащавости: Счастливая, Приветливая, Добрая, Уютная и ещё десятка два подобных «райских» топонимов.

Евгений Шумилов

Фото из книги Е. Шумилова «Холмогоров», Ленинград, 1988 г. А.П. Холмогоров

07.05.2021

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта