Алексей Горбачёв: «Я никогда от работы не бегал»
Интервью, Планерка

Алексей Горбачёв: «Я никогда от работы не бегал»

В редакции газеты обсудили Послание Президента Федеральному Собранию, вспомнили, как принимали парады на Красной площади в советские времена, и пикеты, которые стояли на Центральной площади десять лет назад, а также поговорили о важности научного подхода при ремонте дорог, огородном сезоне и стерлядке.

Можно долго рассуждать о том, почему в России пока нет таких дорог, как в Европе, или когда по региональным трассам можно будет ездить так же комфортно, как по федеральным, не замечая позитивных перемен. А можно шаг за шагом, упорно и целенаправленно решать эту «вечную» российскую беду, постепенно двигаясь вперёд. Во всяком случае, герой нашей постоянной рубрики «Планёрка» министр транспорта и дорожного хозяйства УР Алексей Горбачёв так и делает – методично, изо дня в день занимается вопросами строительства, ремонта, реконструкции дорог и развитием транспортной инфраструктуры региона. И добивается успехов. А если что-то не получается, не «опускает руки», а ищет решение возникающих проблем. Вообще, пасовать перед трудностями и паниковать – это не про него.

Анна ВАРДУГИНА:

Кто вы, в большом философском смысле этого слова?

– Наверное, чиновник, но в хорошем смысле этого слова. Я человек, который ответственно выполняет возложенные на него государством обязанности по управлению дорожной и транспортной отраслью республики 24 часа в сутки, семь дней в неделю. Я работаю на благо республики и ее жителей.

– Часто вас ночью поднимают?

– Не часто, но бывает. В основном МЧС, когда случаются какие-то ЧП.

– А кем мечтали быть в детстве?

– Генералом на белом коне. Помню, в детстве, когда смотрел парады, всегда воображал, что буду вот так же гарцевать на белой лошади по Красной площади в красивом мундире, и мне будут отдавать честь. Мечты так и остались мечтами. Но в армии отслужил, как и положено, два года. Мой старший сын тоже отдал долг Родине, и младший собирается в армию, когда подрастёт.

Надежда БОНДАРЕНКО:

По основному образованию вы инженер-технолог, но после окончания Ижевского государственного технического университета пошли работать в налоговую, отработали там семь лет и даже получили диплом экономиста. Не жалеете, что не стали делать карьеру налоговика? Там ведь поспокойнее, чем в дорожной отрасли…

– Да мы тогда и в налоговой работали по 12 часов в сутки, сидели до девяти. Я никогда от работы не бегал…

Анна ВАРДУГИНА:

Когда соглашались занять должность министра транспорта и дорожного хозяйства, не было сомнений? Дороги, как и медицина, самые больные темы в нашем обществе. Дорожников не ругает, наверное, только ленивый…

– Нет. До назначения я уже два года отработал в должности заместителя министра, и у меня было достаточно опыта и знаний, чтобы принять вполне осознанное решение. Я понимал, на что подписываюсь.

Александр КИРИЛИН:

В мае в Удмуртии стартует новый дорожный сезон. Готова ли республика к нему, и какие планы?

– Полностью готова. Мало того, мы уже две недели, как начали ремонты. В Каракулинском, Сарапульском и Увинском районах подрядчики приступили к текущему ремонту дорог «картами» в рамках содержания. Основные плановые ремонты начнём в первых числах мая, если, конечно, позволит погода. В прошлом году, например, подрядчики вышли на первые объекты 27 апреля.

Планы большие. В этом сезоне должны привести в порядок около 300 км дорожного полотна, более 110 км – в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

– Справитесь с такими объёмами?

– Справимся. Удмуртия уже третий год в тройке лидеров среди регионов страны по реализации нацпроекта БКД, а в прошлом году были лучшими среди 85 субъектов, участвующих в этом проекте, благодаря чему получили дополнительные 342 млн рублей на ремонт дорог. Хочу заметить, что условия участия в нацпроекте достаточно жёсткие. Например, до 1 декабря 2020 года мы должны были проторговать 75 процентов объектов 2021 года и 50 процентов объектов 2022-го. Всё это мы сделали. Сейчас перед нами стоит задача – в сентябре провести конкурсы по выбору подрядчиков по объектам 2022 года и заключить контракты.

Надежда БОНДАРЕНКО:

Президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному Собранию заявил, что дорога Санкт-Петербург – Казань будет продлена до Екатеринбурга. Попадёт ли Удмуртия в этот проект?

– Мы уже полгода очень плотно занимаемся этим вопросом. На сегодня рассматриваются два варианта строительства дороги: первый – через территорию Башкирии, второй – через Удмуртию и Пермский край. Мы сделали все необходимые расчёты, которые доказывают, что наш вариант выгоднее в части эффективности вложения бюджетных средств, подготовили презентацию. Глава Удмуртии Александр Владимирович Бречалов провёл встречи со всеми зампредами Правительства РФ, представил им наши расчёты. Мы направили письма во все профильные ведомства, а также в Росатом с просьбой поддержать Удмуртию в этом вопросе. Пермяки тоже ведут переговоры по поводу строительства дороги с федералами.

В частности, один из наших аргументов: при строительстве Камского моста было построено 15 км дорог с тремя мостовыми переходами. Если трасса пойдёт через Башкирию, придётся строить мост через реку Белую. Поэтому мы очень надеемся, что федеральные власти прислушаются к нашим доводам, и новая трасса пройдёт по территории республики. Маршрут такой: Алнаши – Грахово, затем поворот на Киясово и выйдет на Камбарку, а дальше уйдёт на Нефтекамск.

Анна ВАРДУГИНА:

Очень часто из уст рядового обывателя можно услышать, что, мол, дороги у нас в таком ужасном состоянии, и посмотрите, как в Европе. Скажите, почему нам не удаётся пока сделать дороги как на Западе? Почему так часто приходится их ремонтировать? Это качество наших дорог, климат, с чем это связано?

– Знаете, ведь как у нас в России: скворечник на уроке труда сколотил – строитель, водительские права получил – стал специалистом в дорожном строительстве. На самом деле в последние годы состояние дорог в Ижевске, да и в целом по республике улучшается, только многие этого не замечают. Вот простой пример: улицу Удмуртскую в Ижевске мы ремонтируем уже четыре года подряд – небольшими участками. Последний сделали в прошлом году – от улицы Карла Либкнехта до улицы Ленина. Но обыватель этого не понимает, он видит только то, что улицу Удмуртскую опять ремонтируют, и возмущается.

Конечно, правильнее было сделать её за один сезон, но тогда не хватило бы денег на другие дороги, вот и приходится выбирать самые проблемные и загруженные участки и ремонтировать их в первую очередь, чтобы обеспечить безопасный проезд. Но мы к этому идём. В прошлом году, например, мы выделили Сарапулу 250 млн рублей на ремонт дорог, в результате было отремонтировано 11 дорожных объектов общей протяжённостью более 7 км. В этом году выделяем ещё 100 млн, чтобы они смогли привести в нормальное состояние остальные проблемные дороги и снять этот вопрос с повестки.

Делать дороги мы тоже умеем не хуже, чем на Западе. Когда, построили улицу 10 лет Октября в Ижевске? В 90-е годы, больше четверти века прошло, а дорога стоит. Проблема не в том, что мы не умеем строить хорошие дороги, а в нехватке денег. На большинстве участков мы меняем только верхний слой покрытия, не затрагивая основание. Капитальный же ремонт предусматривает полную замену основания дороги, это значит, надо полностью вынуть грунт на высоту промерзания почвы – а это два метра, так как за годы эксплуатации дороги он заиливается и начинает пучиться, заменить его, а затем сделать новое основание и новую дорожную одежду. А теперь давайте посчитаем, во что нам обойдётся такой ремонт, например, Пушкинской или Удмуртской с учётом того, что под дорогой ещё целая сеть коммуникаций. Это миллиарды, таких денег у нас нет.

Ситуация с качеством дорог в республике улучшается – это объективный факт. Общественники, которые выезжают в составе комиссий на все наши объекты, считают так же. А ещё в 2012 году они стояли на Центральной площади с плакатами «Плачу налоги – где дороги».

Надежда БОНДАРЕНКО:

Тем не менее проблемы с качеством ремонта существуют. Последний пример в Малопургинском районе – участок дороги Малая Пурга – Нижнее Кечево протяжённостью около 5 км не пережил зиму. Общественники зафиксировали около 100 поперечных и продольных разрывов асфальта на каждом километре полотна. А на неё было потрачено порядка 37 млн рублей. Что там пошло не так?

– А вы сами эту дорогу видели? Конечно, трещины там есть, но не такие глобальные, как растиражировали в СМИ. Появились они не потому, что подрядчики плохо сделали свою работу. Разорвало основание дороги из-за того, что грунты под ней переувлажнены. Чтобы устранить проблему, скорее всего, придётся делать выемку грунтов, но пока этого не требуется. Земля подсохла и дорога «села». Мы выезжали туда через два дня после проверки общественников, замерили все трещины – не более 1 см, в пределах норматива. Подрядчик устранит эти дефекты в рамках гарантийного ремонта, прольёт все трещины битумной мастикой, а там, где будет необходимо, срежет асфальт и положит новый. Если в будущем на этой дороге возникнут проблемы, как я уже сказал, будем менять основание. Но повторю – это не брак дорожников.

– Недавно в Правительстве УР прошла конференция, посвящённая проблеме ремонта непроезжих дорог на севере республики. Участие в ней приняли специалисты Ассоциации бетонных дорог. Среди прочих рассматривался вариант укрепления основания дорог методом холодного рестайлинга. Какие-то практические шаги в этом направлении уже сделаны?

– Проблема ремонта непроезжих дорог на севере Удмуртии существует. Беда в том, что протяжённость таких дорог, как Балезино – Сергино или Кез – Кулига – Карсовай, по 30-40 км, а живёт там по 400-600 человек. Строить там асфальтовые дроги для республики очень дорого. Поэтому делаем покрытие из щебня или готовых щебёночно-песчаных смесей. Но ремонты осложняются крайне высоким уровнем грунтовых вод, там много родников, дороги проходят по лесам и не проветриваются. Всё это существенно ослабляет земляное полотно и дорожную одежду в период весенней распутицы. Мы перепробовали массу вариантов укрепления основания дорог – геотекстиль, георешётки, технологию холодной регенерации – это когда с помощью специальных машин-ресайклеров измельчают старое покрытие дороги и в процессе вносятся укрепляющие добавки (цемент или битум) и специальные стабилизаторы, которые улучшают прочность дорожного основания. На одних участках это хорошо работает, на других – нет. Поэтому мы обратились за помощью к специалистам, договорились, что Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) проведёт комплексное обследование грунтов в Глазовском, Балезинском и Кезском районах, а также испытание местных строительных материалов и отходов производства. По результатам этих исследований он предложит оптимальную технологию и состав смеси для укрепления основания дорог, а также варианты дорожной одежды.

Работы уже начались. Специалисты МАДИ приезжали в республику, осматривали наши лаборатории. Договорились, что после весенней распутицы приедут ещё раз с выездом непосредственно на объект, после этого будут готовы дать свои рекомендации по технологии ремонтов. Скорее всего, это будет в мае, то есть уже в этом сезоне мы сможем опробовать их наработки на практике и оценить их эффективность.

Андрей ИВАНОВ:

Ижевск уже сегодня в часы пик стоит в пробках. Есть ли планы по строительству новых дорог в городе?

– Есть. Администрация Ижевска подготовила презентацию по развитию дорожной сети города. Всего там девять дорог, которые необходимо построить, чтобы город развивался, в том числе, проспект Калашникова, на строительство которого необходимо порядка девяти миллиардов. Я спрашиваю главу города Олега Бекмеметьева, есть ли у него деньги, чтобы реализовать эти проекты. Он отвечает – нет. У меня, говорю, тоже денег на это нет. Тогда у нас выход один – попасть в федеральную программу по развитию транспортной инфраструктуры, куда включают проекты стоимостью более полутора миллиардов, и выбрать объект, который будем строить в первую очередь.

После обсуждения, остановились на проспекте Калашникова как более перспективном с точки зрения жилой застройки. Кроме того, реализовать этот проект можно в несколько этапов. Первый – строительство дороги от ул. 40 лет Победы до ул. Союзной протяжённостью 1 650 метров, обойдётся в три млрд рублей. Бегом бежим в федеральный Минтранс, мол, хотим в программу и проект хороший есть. А нам в ответ – программа свёрстана до 2024 года, свободных денег нет. Приходите, когда начнём верстать новую программу 2025-2029 годов. Пока готовьтесь. Вот так на сегодня обстоят дела со строительством новых дорог в Ижевске.

– Что ещё можно, на ваш взгляд, предпринять, чтобы разгрузить ижевские дороги?

–Установить в городе интеллектуальную систему управления транспортом. Стоит это удовольствие порядка 600 млн рублей. Мы планировали, что сможем реализовать этот проект в течение четырёх лет. В прошлом году нам должны были выделить первые 150 млн рублей в рамках нацпроекта БКД. Но наш проект не прошёл согласование, его отправили на доработку… В итоге ни один регион не успел сделать свои проекты (сроки были очень сжатые), и денег не дали никому. В следующем году мы всё-таки надеемся получить из федерального бюджета порядка 400 миллионов и начать устанавливать в городе интеллектуальную систему управления транспортом.

Суть её в следующем: в городе будет создан единый центр управления ИТС, куда будут в онлайн-режиме передаваться данные с детекторов мониторинга транспортных потоков и дорожная обстановка с фото- и видеокамер. Система будет фиксировать скорость потока, количество автомобилей и общественного транспорта, метеоусловия и состояние трасс. В случае ДТП система сможет предупреждать о затруднениях движения на том или другом участке, подсказывать объездные пути. Сигналы светофоров будут меняться в зависимости от загруженности соседних перекрёстков. То есть система сама, без участия человека, будет координировать транспортные потоки в городе и в случае заторов отменять непопулярные маршруты движения и назначать новые.

Игорь ЕГОРОВ:

Какие ещё цифровые решения нашли применение в дорожной отрасли на территории республики?

– Их много. Во-первых, это камеры фото- и видеофиксации нарушений ПДД, которые сегодня стоят на многих дорогах Удмуртии. В этом году по нацпроекту БКД установим ещё 25 таких комплексов. Они помогают не только снижать аварийность на дорогах, но и раскрывать преступления. Полицейские активно их используют в своей работе.

В Ижевске запущен новый сервис, позволяющий отслеживать местоположение общественного транспорта. Сервис доступен как с компьютера, так и с мобильного приложения. Помимо этого, весь общественный транспорт и школьные автобусы в Удмуртии сегодня подключены к системе ГЛОНАС, мы можем отслеживать их передвижение.

– В прошлом году в рамках нацпроекта БКД были закуплены 16 низкопольных трамваев, и тот же производитель презентовал в Ижевске свой новый троллейбус «Адмирал». Есть шанс, что они тоже начнут бегать по ижевским дорогам?

– Мы подали заявку на приобретение ещё восьми новых трамваев и 19 троллейбусов, сейчас ждём решения. Есть ли шанс их получить – не уверен. Там регионы в очередь стоят, а мы уже 16 трамваев получили. Но у нас есть договорённость с Москвой о том, что нам отдадут бесплатно 50 троллейбусов, так столица перешла на электробусы. Специалисты ИжГЭТ в начале прошлого года съездили в Москву, посмотрели эти троллейбусы и даже заключили договор на перевозку их в Ижевск. Но из-за коронавируса всё застопорилось. Сейчас ИжГЭТ возобновил переговоры с Мосгортрансом по этому вопросу.

Надежда БОНДАРЕНКО:

Недавно на Сарапульском тракте начал работать первый автоматический пункт весогабаритного контроля. Журналистов туда возили, показали, как всё это работает, а также рассказали о планах строительства в республике ещё нескольких таких пунктов. Где их планируют построить, и главное – нужны ли они?

– По нацпроекту БКД в республике до 2024 года планируется установить шесть автоматических пунктов весогабаритного контроля на крупных региональных трассах. Проекты сейчас разрабатываются. Необходимость такая есть. Сегодня все федеральные трассы оборудованы системой «Платон», и большегрузы с перевесом, не получившие специального разрешения, чтобы не платить штрафы (а они очень серьёзные – от 150 до 500 тыс. рублей), объезжают пункты весового контроля по региональным дорогам, и разбивают их. Кроме того, в республике есть несколько транспортных компаний, которые занимаются перевозками строительных материалов: песка, щебня, гравия и т.д., которые также нарушают установленные нормы по массе.

Кстати, руководители этих компаний приходили ко мне, просили войти в их положение. Мол, у нас грузоподъёмность грузовиков 40 тонн, да сама машина ещё 20 тонн, а норматив по весу всего 40 тонн, как нам работать, на одних штрафах разоримся.

Но эта техника для карьеров, её не должно быть на дорогах общего пользования. Если ты занимаешься бизнесом, должен всё просчитывать. Если хотите работать: либо меняйте технику, либо покупайте спецпропуска, либо платите штрафы. А завтра ты купишь танк и начнёшь рассекать на нём по дорогам – нам что, и это терпеть? Дороги больше гробить не дадим, слишком тяжело они нам даются.

Кстати, в России есть случаи, когда автоматизированные пункты весогабаритного контроля просто ломают. Недавно рамку с датчиками свалили на Качугском тракте в Иркутской области. У нас АПВГК пока работает в тестовом режиме и штрафы не выписываются. В полную силу он начнёт работать летом. К этому времени мы поставим там дорожный знак – скорость не менее 40 км.

Сергей РОГОЗИН:

Хватает ли существующих мощностей асфальтовых заводов для ремонта дорог?

– В республике за последние годы построено девять новых асфальтовых заводов большой мощности, не считая тех, что работали раньше. Так что асфальтом мы себя полностью обеспечиваем, даже с большим запасом. Почему продолжаем их строить? Из-за логистики. Территория республики большая, вести асфальт за сотню километров проблематично, он просто остынет, и качество ремонта будет соответствующее.

Кроме того, в этом году мы переходим на новые стандарты производства асфальтобетонных смесей, которые будут учитывать климатический район расположения автомобильной дороги и уровень эксплуатационной транспортной нагрузки на конкретном её участке, а не категорию дороги в целом, как это было раньше. В планах освоить выпуск 21 вида новых смесей.

На сегодня три асфальтобетонных завода – в Можге, Ижевске и на станции Кушья в Игринском районе – готовы выпускать смеси по новой рецептуре. Переход на новые стандарты производства асфальтобетонной смеси позволят повысить качество дорожного покрытия и в разы увеличить межремонтные сроки эксплуатации дорог. При ремонте – с 6 до 12 лет, при реконструкции и капитальном ремонте – с 12 до 24 лет.

Елена БОРОДИНА:

Скоро начнётся огородный сезон, а дороги, ведущие к некоторым садовым товариществам, оставляют желать лучшего. В республике была программа по ремонту таких дорог. Как сейчас решается эта проблема?

– Вы правы, раньше была республиканская программа, мы ежегодно выделяли по 50 млн рублей на ремонт дорог к садоводческим массивам. Ремонтный список утверждал Союз СНТ Удмуртии, а деньги выделялись только на дороги, находящиеся на балансе муниципалитетов. За несколько лет мы сняли остроту этой проблемы и закрыли программу.

Но в республике ещё много дорог, которые ведут к огородным массивам, но не имеют муниципального статуса. Строили их, как правило, предприятия, которым выделяли земельные участки на массивах, многие из них находятся в плохом состоянии. Садоводы требуют отремонтировать их, а я не могу. Деньги бюджетные. Если я их потрачу на ремонт вот такой бесхозной дороги, меня привлекут по той же уголовной статье, как если бы я за казённый счёт сделал дорогу на собственном садовом участке. Чтобы получить финансирование, дорогу надо сначала передать муниципалитету. Конечно, районные власти не хотят их принимать: денег на ремонт дорог и так не хватает. Но они обязаны это сделать.

– Cадоогородные маршруты не планируете сокращать? А льготы для пенсионеров в этом году будут действовать?

– Не переживайте, и маршруты не будем сокращать, и льготы будут действовать. С ИПОПАТ уже всё обговорили, они готовы возить садоогородников.

Анна ВАРДУГИНА:

У вас есть садовый участок?

– У меня участок в Люллях, купил его ещё в 2012 году. Построил там дом своими руками, сейчас занимаюсь внутренней отделкой. Мне всё это очень нравится. Огород не сажаем. Правда, поначалу пытался выращивать арбузы, дыни и даже огурдыни, но понял, что «овчинка выделки не стоит». Зато выкопал на участке небольшой пруд и развожу там стерлядь и толстолобика. В прошлом году был первый улов: поймали с сыном пять килограммовых стерлядок и с удовольствием их съели.

Сергей РОГОЗИН:

Спортом занимаетесь?

– Хожу в тренажёрный зал, чтобы поддерживать себя в форме.

– Есть у вас любимая поговорка или, может, фраза из фильма, которую вы часто повторяете?

– «Хватит вам уже переживать из-за сегодняшних неприятностей! Завтра новые будут»…

Надежда БОНДАРЕНКО:

Сформулируйте жизненный принцип, которому вы всегда следуете.

– Мой принцип – никогда не паниковать. Если возникла проблема, сядь, успокойся, подумай – и решение найдётся. И ещё я считаю, что надо жить честно. Нельзя идти ни на какие компромиссы со своей совестью. Раз дашь слабину, потом не выберешься, засосёт.

Задание «УП»

– Мне бы хотелось, чтобы газета рассказала об опыте ИжГЭТ по модернизации своего подвижного состава. Недавно Златоуст закупил на пробу пять единиц модернизированных трамваев: три в Екатеринбурге и два в Ижевске. Так вот екатеринбургские трамваи месяц стояли на приколе, их не могли запустить, а наши на второй день вышли на линию и прекрасно бегают.

Сейчас ИжГЭТ занимается модернизацией троллейбусов: хочет сделать на базе старой машины троллейбус с автономным ходом, который сможет проезжать без контактной сети до 60 км. Я считаю, что это будет интересно вашим читателям.

Вопрос «УП»

Вопрос от предыдущего гостя «Планёрки», директора Республиканского дома народного творчества Светланы Кайсиной: Каких людей вы считаете хорошими, хороший человек – кто это в вашем понимании?

– В моём понимании хороший человек – это простой человек: честный, порядочный, пунктуальный.

Следующий гость пусть ответит на вопрос: правда ли, что домашнее задание в школе придумали для того, чтобы поссорить родителей с детьми?

Фото Сергея Рогозина

29.04.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта