Олег Прузан: «В период пандемии скорая помощь проходила испытание на прочность»
Интервью, Статьи

Олег Прузан: «В период пандемии скорая помощь проходила испытание на прочность»

28 апреля сотрудники скорой помощи впервые отпраздновали свой профессиональный праздник

Год назад, 28 апреля, на гребне первой ковидной волны, в России был учреждён День работника скорой медицинской помощи. Эта служба одной из первых приняла на себя удар коронавируса. В Удмуртии коллектив станции скорой помощи города Ижевска, которая в этом году отметит 100-летний юбилей, был занесён на республиканскую Доску почёта. Главный врач станции, главный внештатный специалист Минздрава Удмуртии по скорой медицинской помощи Олег ПРУЗАН в преддверии своего профессионального праздника рассказал, что было сделано в республике, чтобы с честью пройти испытание коронавирусом, как информационные технологии служат спасению человеческих жизней и кто такой специалист скорой медицинской помощи.

–Почему День работника скорой медицинской помощи возник именно в прошлом году?

– С приходом пандемии на специалистов скорой медицинской помощи легла, возможно, самая сложная задача: они первыми вступали в контакт с потенциальными заболевшими, а значит, находились в повышенной группе риска. Неоценимый вклад работников «скорой» был отмечен Президентом России, и праздник, который долго оставался неофициальным, утвердили на уровне государства.

Во время пандемии скорая помощь проходила испытание на прочность. Конечно, сложная ситуация с ковидом возникла не только в Ижевске или в Удмуртии. По всей стране были приняты меры, которые, во-первых, помогли бы службе скорой помощи сработать эффективно, а во-вторых, обеспечили бы качество и доступность оказания медицинской помощи. Наверное, и население, и здравоохранение в целом почувствовали, что от нашей работы зависит конечный результат – спасение жизни, поэтому нас особо отметили в календаре.

–Что было сделано в Удмуртии?

– В Ижевске первую ковидную бригаду мы сформировали ещё до появления указа Президента России о первых мерах по борьбе с распространением инфекции. Никто не обещал сотрудникам никаких стимулирующих выплат и льгот, а угроза для здоровья и для жизни была, тем не менее, нашлись те, кто согласился. Постепенно мы довели количество таких бригад до 9. Они работали до марта этого года, потому что пациентов с коронавирусом было очень много. Фактически мы выстраивали их в отдельную очередь. Конечно, если пациент находился в угрожающем жизни состоянии, например, мы знали, что он уже задыхается, то к нему выезжала любая «скорая», но в основном к потенциальным ковидным больным мы отправляли только специализированные бригады.

Мы также рекомендовали сформировать ковидные бригады в городах и районах Удмуртии. Всего в республике их было создано 19. Они успешно справлялись с той нагрузкой, которая легла на них. Когда количество ковидных пациентов стало уменьшаться, мы стали сокращать количество бригад. Сегодня в Ижевске их 5, в городах и районах – 8.

Как только возник вопрос транспортировки пациентов с коронавирусом, в поликлиниках также были созданы ковидные бригады, которые оказывали неотложную медицинскую помощь и сами доставляли пациентов в стационары. Ковидные центры стали выводить в приёмные отделения не одну, а сразу несколько бригад врачей. Благодаря этому в Удмуртии не было больших, многочасовых очередей из машин скорой помощи возле ковид-центров.

Специализированные бригады скорой помощи осуществляли также медицинское сопровождение граждан, прибывших из государств с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по новой коронавирусной инфекции, из международных аэропортов РФ к месту изоляции на территории Удмуртии.

Кроме того, мы организовали «горячую линию» по коронавирусу. Сотрудники оперативного отдела станции скорой помощи консультировали граждан, вернувшихся с территорий, где были зарегистрированы случаи новой коронавирусной инфекции, отвечали на вопросы населения, в том числе больных с симптомами ковид-19. «Горячая линия» работала до 1 ноября 2020 года.

– Как современные технологии помогают специалистам скорой помощи спасать жизни людей?

– Ещё до пандемии мы создали в республике единую информационную систему управления бригадами скорой помощи. Она позволяет в режиме реального времени видеть на карте любую бригаду и отслеживать её статус. Появление единой информационной системы имеет ключевое значение. Представьте, что в районе одна «скорая» и она уехала к пациенту, а в это время приходит экстренный вызов. Система позволяет оперативно передать его любой другой бригаде, которая ближе к месту события. Посредством этой информационной системы мы также получаем сигнал от службы «112» и выезжаем в случае какой-то экстренной ситуации. Такая система есть далеко не во всех регионах, и мы, в общем-то, гордимся, что являемся пионерами в области внедрения информационных технологий в работу скорой помощи.

Все бригады в Удмуртской Республике, даже в самых отдалённых районах, оснащены электрокардиографами с функцией передачи ЭКГ на расстоянии. Фельдшер отправляет ЭКГ на пульт станции скорой медицинской помощи в Ижевске, где её анализирует старший врач. Если он диагностирует инфаркт, фельдшер проводит пациенту тромболитическую терапию (чтобы спасти сердечную мышцу, надо как можно быстрее оказать пациенту целенаправленную помощь). Это позволяет выиграть время на то, чтобы доставить пациента в больницу.

На сегодня, чтобы не тратить время на звонок врачу или фельдшеру скорой медицинской помощи, диспетчер оперативного отдела передаёт всю информацию о вызове на планшет. Он есть в каждой бригаде, причём диспетчеру достаточно нажать на одну кнопку, и эта информация – на экране планшета. Сотрудник бригады, которой передали вызов, должен ответить, что он получен. Эта информация тоже уходит мгновенно.

Так же, одним нажатием кнопки на экране планшета, бригада из района передаёт в медицинскую организацию, расположенную в Ижевске, например, кардиоцентр или в 1-ю РКБ, информацию о том, что транспортирует пациента. Сотрудники больницы в режиме реального времени отслеживают местоположение «скорой» по карте и определяют ориентировочное время её прибытия. Пока пациента везут, медицинская организация готовится его принять.

– За последние годы парк автомобилей скорой помощи существенно обновился. Как оснащены новые машины?

– Автомобили скорой медицинской помощи укомплектованы оборудованием, которое может быть востребовано при любой патологии. В машинах есть всё: начиная от дефибриллятора и электрокардиографа, дыхательной аппаратуры и пульсоксиметра. В бригадах есть вся диагностическая аппаратура, полный набор инструментария и препаратов любого класса.

Технологии и подход к жизнеобеспечению на борту автомобиля скорой помощи меняются. В машинах появились разъёмы питания на 12 вольт, на 220 вольт, всё оборудование съёмное – оно применимо в любом месте, где бы врач или фельдшер ни находился, даже если беда случилась где-то в поле.

Чтобы быть уверенными в том, что каждая бригада умеет на этом оборудовании работать, мы ежегодно организуем занятия для врачей и фельдшеров, а потом проводим контроль знаний. Сотрудники проходят тестирование, демонстрируют навыки работы с оборудованием, с муляжами.

– Что входит в задачи специалиста скорой помощи?

– Конечно, экстренные вызовы являются приоритетными, то есть в первую очередь мы оказываем помощь тем пациентам, у которых есть явные признаки угрозы жизни. Если диспетчер понимает, что вызов поступил от хронического больного, который нуждается в корректировке лечения, он может передать его в отделение неотложной помощи в поликлинике по месту прикрепления этого пациента.

Врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи, в первую очередь, диагносты. Специалист «скорой» не лечит, он оказывает помощь. Он должен быстро добраться до пациента, за определённый промежуток времени поставить синдромальный диагноз, снять боль, шинировать, купировать хроническое заболевание и принять решение: оставить пациента дома или везти в стационар. И всё это в жёстких временных рамках и в условиях ограниченного оснащения.

– Насколько у вас постоянный коллектив? Есть ли текучесть или нехватка кадров?

– В службе скорой помощи Удмуртии работают полторы тысячи сотрудников: врачи, фельдшеры, медицинские сёстры, водители. Это профессиональные и стабильные коллективы. Нехватка кадров есть везде в Российской Федерации, и в основном это касается врачей. Если говорить о врачебном составе станции скорой медицинской помощи, то он в основном возрастной: среди них очень много тех, кто проработал и 28, и 35, и 40 лет. Один из наших сотрудников работает врачом скорой помощи уже почти 50 лет.

Сегодня в Российской Федерации тенденция такова, что будущему врачу скорой помощи надо пройти многоэтапную подготовку. Чтобы получить эту специальность, после окончания медицинской академии надо учиться ещё 2 года в ординатуре, поэтому желающих стать врачом скорой помощи сейчас немного. С фельдшерами немножко проще, и таких сотрудников ежегодно приходит значительно больше, чем врачей. Это выпускники медицинского колледжа. Но мы активно сотрудничаем с Ижевской медицинской академией. Студенты вуза работают у нас медсёстрами и медбратьями как на канале 03, так и в бригадах. Мы надеемся, что это наши будущие сотрудники. Кроме того, мы ждём наших целевиков. Их 20 человек. Они есть на всех курсах, начиная со 2-го по 6-й.

– Продолжите фразу: врач скорой медицинской помощи – это человек, который…

– Во-первых, предан выбранной специальности, во-вторых, умеет в сложной нестандартной обстановке и в ограниченное время принимать решения. Кроме того, врач или фельдшер скорой помощи – это человек, который готов брать на себя ответственность, потому что он один на один с пациентом, и от его решения зависит дальнейшее течение и исход болезни. Это человек, обладающий выдержкой, терпением, умением общаться с людьми.

Служба скорой медицинской помощи в Удмуртии в цифрах

  • 1 станция СМП, которая обслуживает население Ижевска, Завьяловского, Малопургинского и Якшур-Бодьинского районов.
  • 23 отделения в городах и районах республики.
  • Ежесуточно на линию выезжают 127 бригад СМП, в том числе 60 – в Ижевске.
  • Все бригады обслуживают около 1 200 вызовов в сутки и 450 тысяч в год.
  • Оснащение всех станций и отделений СМП – это 233 автомобиля, из них со сроком эксплуатации < 5 лет – 204 автомобиля, или 87% всего парка.

Фото Сергея Рогозина

28.04.2021

Автор материала:

Татьяна Иванцова

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта