В Ижевске открыта выставка графики и уникальных арт-объектов Сальвадора Дали
Статьи

В Ижевске открыта выставка графики и уникальных арт-объектов Сальвадора Дали

Около ста работ одного из самых известных, провокационных, «неформатных» художников ХХ века, Сальвадора Дали, заполнили выставочные залы Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств. Выставка «Сюрреализм – это я» (12+) наверняка станет для республики одним из самых резонансных художественных событий года.

Музеи Ижевска, прямо скажем, нечасто становятся площадками, где впервые в России выставляются работы европейских художников мирового значения. Поэтому российская презентация арт-объектов Сальвадора Дали в УРМИИ – событие исключительное. За всю свою творческую жизнь Дали создал 23 авторские скульптуры из стекла. 6 из них представлены в эти дни в Ижевске, и две из них – впервые в России. Коллекционер, владелец петербургской PS Gallery Павел Башмаков привёз в страну из Франции два стеклянных объекта, «Материнство» и «Пасхальный глаз», всего за полтора месяца до открытия выставки в Ижевске и не стал откладывать возможность показать их российской публике.

Одна из иллюстраций к Священному Писанию (серия Biblia Sacra). Литография, смешанная техника, 1960-е гг.

Смешение жанров

Стеклянные скульптуры Сальвадора Дали, пожалуй, самые сюрреалистичные объекты выставки. Вспучивающиеся, пузырящиеся, причудливые, порой аморфные формы, как будто стёкшие с его живописных сновиденческих полотен и застывшие прямо в процессе движения, художник создавал, используя технологию французских мастеров XIX века. В 1960-х его заворожила старая техника пат-де-вер – размельчённое в порошок стекло закладывалось в металлическую или керамическую форму и отправлялось в печь. При сверхвысоких температурах стеклянная масса расплавлялась, заливала мельчайшие элементы формы и запекалась. Так художник мог получить пластичную, «текучую» форму скульптуры. Стекло, обработанное в этой технике, получается матовым, с пузырьками воздуха внутри; оно как будто дышит и мягко рассеивает свет, создавая эффект сгустившегося цветного тумана. А современному зрителю оно напоминает ещё и полупрозрачный пластик, из которого штампуют дешёвые сувениры (ставить такую продукцию на поток начали как раз тогда, в 1960-х). Дали наверняка учитывал это сходство, и включился в эту игру осознанно: в его арт-объектах соединились эстетика современной массовой культуры и требующая мастерства трудоёмкая старая техника, вау-эффект «попсы» и элитарность авторского искусства. Можно использовать любые приёмы, лишь бы произвести на зрителя необходимое впечатление, сигналят эти скульптуры.

Сама выставка организована по тому же принципу смешения «высокого» и «низкого»: пройдя через галерею залов с графикой и арт-объектами Дали, зрители попадают в нарочито китчевую фото-зону со знаменитым «диваном-губами», спроектированным художником, и, принимая в этом игровом интерьере те или иные позы, сами включаются в процесс творчества.

Дали постоянно ведёт диалог с художниками других эпох, использует их наработки, чтобы выразить свои идеи и чувства. На выставке в Ижевске представлена самая первая стеклянная скульптура Дали, «То, что важно, так это роза», в которой стекло соединено со смолами, фарфором  и даже настоящими шипами розы. Добавлять в стекло серебряную и золотую фольгу, мраморную крошку и другие элементы, усложняющие фактуру, начали ещё художники эпохи модерна, использующие технику пат-де-вер.

В скульптуре «Материнство» (как вы помните, одна из российских премьер выставки) работа с материалами и  фактурами доведена до предела: в светло-лиловый торс, напоминающий об античной Венере, Дали вплавил около двух десятков золотых сосцов. Гладкие, сияющие, твёрдые, они будто вырываются наружу из матового, тёплого, опадающего вокруг их неудержимой силы тела. Это гимн не Эросу и Танатосу, а Эросу и Жизни.

«Материнство». Стекло, позолоченная бронза, 1978 г

Чтобы зрители получили наиболее сильное впечатление от арт-объектов, каждый из них помещён в специально созданную витрину с подсветкой сверху и снизу.

Испытание ксилографией

Ядро экспозиции – авторская графика Сальвадора Дали. Здесь представлены работы, относящиеся к восьми циклам разных лет, – литографии, ксилографии, гравюры. На этой выставке можно проследить весь путь Дали-графика, развитие его философии и мастерства.

Для коллекционера Павла Башмакова его страсть к Дали началась с цикла «Божественная комедия». С 1951 года по заказу итальянского правительства Дали создавал 100 иллюстраций (по одной к каждой Песне) к шедевру Данте Алигьери в сложнейшей технике ксилографии. Шесть месяцев он рисовал акварельные эскизы, затем в течение 9 месяцев резчики под его руководством изготовили 3 500 досок для оттисков – по доске для печати каждого цвета (на одном листе порой нужно было оттиснуть несколько десятков досок с нанесёнными разными цветами, чтобы воссоздать красочный эскиз). Неудивительно, что эта последующая кропотливая работа заняла 4 года. И он достиг в печати эффекта «живой» акварели, влажных, муаровых размывов краски. Для Дали это была работа и над самим собой. Холерик со взрывным темпераментом и склонностью к перфекционизму, он год за годом работал над циклом, исключая малейший брак, оставляя только безупречные оттиски. В Ижевске представлено 14 ксилографий из цикла.

Художник – Творец

Ещё один «божественный» цикл – Biblia Sacra, заказ от Ватикана на иллюстрирование Ветхого и Нового Заветов. Художник получил полную творческую свободу – волен был сам выбирать сюжеты Писания, которые будут проиллюстрированы, стилистику, технику. Он создал 105 графических листов библейского цикла и воплотил дерзкую мысль: художник – и есть Творец (собственной вселенной, образов и подобий). Его графика – в буквальном смысле «плоть от плоти» этого мира. Бытие, переведённое в искусство. Чтобы создать лист «Сотворение мира», он с размаху плескал на пористый, шероховатый лист бумаги стакан бычьей крови. И добивался эффекта «великого взрыва», в каждой частице которого содержались молекулы жизни. В «Распятии Христа» раздавливал по бумаге улиток особого вида – их секреция при окислении приобретает алый цвет артериальной крови. Между прочим, здесь, как и в истории со стеклом, Дали «втягивает» в ХХ век другие эпохи, связывает времена средствами искусства: улиток для окрашивания тканей использовали, когда ещё не было не то что синтетических, но даже масляных красок, – именно так окрашивали «кровавые подбои» мантий властных мужей в эпоху Нового Завета.

Взгляд из другой эпохи

1970-е для Дали-графика – это серия гравюр «Озорные сны Пантагрюэля» по мотивам графики из первого иллюстрированного издания романа Рабле, выпущенного в 1565 году издателем Ришаром Бретоном. Дали полемизирует с художником XVI века, переосмысливает его сюжеты (оригиналы гравюр 1565 года помещены рядом с графическими листами Дали, и посетители выставки могут увидеть, на какой почве расцветает буйная фантазия Сальвадора Дали). Здесь Дали оказывается постмодернистом более смелым и радикальным, чем лидеры направления. Он взял иллюстрации к сочинению ироническому, сатирическому по своей сути, но ко второй половине ХХ века изрядно забронзовевшему в статусе памятника Ренессанса, и вернул ему остроту, хлёсткость, пряность, ёрничанье, вызов чопорной добропорядочности. В похотливой любвеобильности, жадности плотской жизни он видит не здоровое упоение телесностью, а комплексы и слабости. Для Бретона герои Рабле были эпикурейцами, смельчаками, позволившими себе радости жизни тела после веков культивируемой аскезы, отказа от удовольствий плоти ради спасения духа. Дали, переживший сексуальную революцию и увлечение галлюциногенами 1960-х и наблюдающий «отвязные 70-е», видит персонажей раблезианского цикла зацикленными, пресыщенными, и потому нелепыми и жалкими. Они вовсе не в мире с самими собой, они из одной крайности (суровая «духовность») бросились в другую – разнузданное сластолюбие.

Эрмитаж – Ижевск

Среди других представленных на выставке в Ижевске графических работ Дали – листы из серий «Поиски Грааля», «Посвящение Леонардо да Винчи», «Капричос Гойи». Павел Башмаков подчёркивает: это листы из оригинальных, авторских тиражей, выполненные при участии самого художника в очень небольшом для мировых масштабов количестве экземпляров (как правило, не более 200). Большая часть этих тиражей давно осела в музеях по всему миру, – это, как правило, ключевая часть коллекций искусства ХХ века. За остальные держатся коллекционеры, ценители (так что графические листы Сальвадора Дали появляются на арт-рынке довольно редко). Многие работы, представленные в Ижевске, были включены в большую ретроспективную выставку Дали, которая состоялась в Государственном Эрмитаже весной 2020 года.

Ижевск смог получить коллекцию работ Дали для экспонирования благодаря сложившемуся партнёрству УРМИИ и петербургской PS Gallery. «Два года назад наша галерея уже представляла в ижевском музее коллекцию графики Кандинского, и нам понравилось и пространство этого музея, и творческий подход сотрудников УРМИИ к оформлению выставки, – тогда у нас получились не просто «картины, развешанные по стенам», а захватывающее путешествие по миру Кандинского, и этот опыт дал основания считать, что с работами Дали здесь обойдутся так же небанально. Ожидания оправдались. Открыв выставку Дали, мы договорились о том, что раз в год или два наша галерея будет показывать в Ижевске, в УРМИИ разные проекты. В планах шесть выставок, в том числе графика Пикассо – демонстрация этой коллекции началась в Эрмитаже, сейчас мы показываем её в регионах, и Ижевск теперь обязательно будет вписан в маршрут передвижения выставки. Также у нас есть выставочный проект, посвящённый Марку Шагалу. Ещё один красивый проект, который я сам очень люблю, – «Шедевры мастеров парижской школы». В нём представлены работы более 30 художников ХХ века, и уверен, ижевской публике будет интересно увидеть их», – сказал Павел Башмаков.

P.S. Перед презентацией проекта благодаря поддержке бизнес-партнёра УРМИИ отремонтировал залы второго этажа – сейчас это лаконичное, выразительное музейное пространство. А выставка Сальвадора Дали «Сюрреализм – это я» действует в музее по 27 июня.

Фотографии Сергея Рогозина

16.04.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта