Алексей Семенов: «Муниципальные поселения не смогли стать самостоятельными…»
Интервью, Статьи

Алексей Семенов: «Муниципальные поселения не смогли стать самостоятельными…»

На XIV съезде Совета муниципальных образований Удмуртской Республики в октябре 2019 года был  избран новый председатель. Им стал глава Алнашского района Алексей Семенов. Именно под его председательством муниципалы Удмуртии проводили преобразования системы местного самоуправления в регионе.

Сегодня мы попросили Алексея Викторовича рассказать об этой работе и о преимуществах новой системы местного самоуправления.

 – Алексей Викторович, как вы оцениваете необходимость проводимых преобразований?

– Это было связано, прежде всего, с тем, что на уровне поселений трудно у нас было уже найти глав муниципальных образований из числа депутатов. Многие просто не соглашались. Были проблемы и с депутатами. Работа депутатов проходит на общественных началах, а ответственность большая. Им вменили, к примеру, в обязанность ежегодно представлять декларации о доходах. Практически ежегодно депутаты слагали с себя свои полномочия, чаще всего по собственной инициативе. Возникали трудности с кворумом на сессиях. Были случаи, когда депутаты поселения не собирались месяцами, некоторые советы поселений приходилось распускать и назначать новые выборы. Это мешало принимать решения, делало органы местного самоуправления поселений нелегитимными. Поэтому рано или поздно мы всё равно к этому бы пришли. Других вариантов у нас не было.

Как проходила эта работа? Были ли трудности?

– Работу мы начали ещё в 2019 году и продолжили в 2020-м. Однако из-за пандемии она замедлилась. По закону, инициатива в создании округов должна исходить от поселений с обязательным учётом мнения населения. Поэтому проводились опросы, сходы, публичные слушания. Сложность заключалась в том, что решения об объединении в округ должны были принять все поселения, входящие в район. Если кто-то не принимал такого решения, округ создать было нельзя. Приходилось проводить разъяснительную работу, чтобы прийти к единому мнению. В 2019 году были проведены публичные слушания на уровне поселений. Инициаторами всех этих преобразований, конечно, были поселения. Потом районные советы депутатов согласовывали эти решения, давали «добро» на создание округа. И потом, в окончательной стадии, когда уже все решения были приняты, мы выходили с законодательной инициативой в Государственный Совет Удмуртской Республики о создании муниципальных округов. В конце 2020 года мы все вышли с этими инициативами.

Хочу отметить, что 131-й Федеральный закон, по которому мы жили и работали с 2006 года, себя не оправдал. Конечно, расчёт делался на то, что поселения будут самостоятельными и в принятии решений, и в распоряжении финансовыми ресурсами. Но у нас практически все поселения без финансовой поддержки выжить не могут. Их бюджетов порой не хватало на зарплаты работников администрации. Какая уж тут самостоятельность?

Теперь законы приняты, они вступают в силу. Какая работа будет проводиться дальше?

– Мы должны были принять все эти законы до марта, внести соответствующие изменения в уставы районов, чтобы с 1 января 2022 года работать как муниципальные округа. Это связано с бюджетным процессом. Нужно, чтобы финансовый год совпадал с календарным.

Дальше нам предстоит согласовать наши штатные расписания и структуру, которые у нас будут с 1 января 2022 года. Поселения же у нас имели собственные штаты, собственные бюджеты. Теперь будут либо отделы, либо сектора, единый районный бюджет. Где-то принимают решения пересмотреть территориальное деление, объединить какие-то поселения либо наоборот, исходя из численности населения, местоположения населённых пунктов, расстояния между ними.

А что будет с сегодняшними главами поселений? Среди них есть много активных, грамотных и опытных руководителей.

– Они останутся. Они также будут работать на своих территориях, но зарплату будут получать в администрациях районов. Особенно ничего не изменится.

Но одно дело избранный глава, а другое дело назначенный. Отношение людей к главе в каждом случае различное. Это учитывалось при принятии данных решений?

– Мы уже приняли решение, что как глав районов, так и глав поселений будем выбирать не из числа депутатов, а по конкурсу, как и других муниципальных служащих. Для этого в каждой районной администрации созданы конкурсные комиссии.

Изменятся ли формы работы с населением? Глава района не дойдёт до каждого жителя…

– Я думаю, сейчас в большей степени будут использованы механизмы территориально-общественного самоуправления – будут появляться ТОСы. Потому что с теми же проектами инициативного бюджетирования мы уже не сможем выходить от поселения. К сожалению, по существующему положению об инициативном бюджетировании муниципальные округа участвовать в нём не могут. Я надеюсь, что в ближайшее время это будет исправлено.

Говорят, что в результате преобразований будет какая-то экономия. Это посчитано?

– Экономия, конечно, будет, например, если произойдёт объединение поселений. Экономия будет и потому, что не будут проводиться выборы на уровне поселений. Где-то сократят ставки муниципальных служащих. Но грандиозной экономии я пока не вижу. Самая главная выгода, на мой взгляд, в улучшении качества работы органов местного самоуправления. Я считаю, что увеличится оперативность в принятии и исполнении решений. Взять хотя бы финансовые, бюджетные вопросы. Наш Алнашский район – это районный бюджет и 12 бюджетов поселений. Чтобы внести поправку в главный финансовый документ района, нужно собрать сессии в поселениях. А это время. Сейчас все вопросы будут решаться на районном уровне. То же касается конкурсных процедур, тендеров, закупок. Всё будет централизовано, а значит, оптимизировано. Мы же по каждому поселению по каждому виду работ проводили конкурсные процедуры.

Надо сказать, что работа в этом направлении уже проводилась. Где-то в поселениях уже не было своей бухгалтерии, всё было передано в район. Я думаю, что из-за 2-3 человек нет смысла держать бухгалтерию. Сегодняшние технологии позволяют эту работу проводить удалённо.  

Фото администрации Алнашского района

15.04.2021

Автор материала:

Игорь Егоров

Игорь Егоров


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта