Покорительницы дорог
Статьи

Покорительницы дорог

В Ижевске открылась выставка, посвящённая женским мотопробегам на мотоциклах «Иж»

Кажется, что женщина XXI века может составить мужчине конкуренцию в любых областях. По крайней мере, о том, на что способные русские женщины, благодаря классику нам известно давно. Сегодня представительницы так называемого слабого пола управляют огромными карьерными самосвалами, становятся машинистами электропоездов и т.д. Как к этому относиться, каждый решает сам, но что совершенно точно: женщины зашли на «мужскую территорию» ещё в прошлом веке. Так, в этом году отмечается юбилей женских мотопробегов 1936 и 1976 годов, совершённых ижевчанками на мотоциклах «Иж».

13 марта в Национальном музее Удмуртской Республики имени К. Герда открылась выставка «Покорительницы дорог», воссоздающая летопись первого и второго женских моторалли (6+).

Эти события оживают в воспоминаниях и на фотографиях ижевчанок, не уступавших мужчинам в бесстрашии и силе духа и преодолевших не одну тысячу километров подчас непроезжих дорог. На открытии выставки «Покорительницы дорог» среди прочих гостей были и участницы второго женского мотопробега Ильгиза Фаллахова (Гизатуллина), Серафима Резванова и Вера Катаева (Мокрушина). Главные героини события поделились подробностями, которые захватывают воображение и помогают понять, с чем мотоциклисткам пришлось столкнуться в дороге.

С лёгкой мужской руки

Первые мотоциклистки появились в Ижевске благодаря мужчинам. Инженеры-конструкторы и рабочие Ижевского мотозавода «заразили» жён своей страстью к двухколёсным машинам. На Всесоюзном съезде Советов жён ИТР в Москве ижевчанкам пришла идея провести первый в СССР женский мотопробег, чтобы помочь мужчинам завоевать доверие к марке «Иж», заявить на всю страну о молодом заводе и его продукции.

В 1936 году женщины, пройдя специальную подготовку, предприняли мотопробег по маршруту Ижевск – Казань – Владимир – Ногинск – Москва на мотоциклах «Иж-7», чтобы на весь Советский Союз заявить об их надёжности и удобстве.

Спустя 40 лет, в 1976 году, шесть ижевских девушек – в основном работниц завода «Ижмаш», куда в 1946 году перенесли мотопроизводство, – снова организовали мотопробег. Намеченный маршрут мотоциклистки должны были пройти за две недели и 14 августа вернуться в Ижевск, прямиком на праздник труда и спорта, который собирались отметить на стадионе «Зенит». Но погода вмешалась в эти планы. Моторалли проходило под моросящим дождём, и на обратном пути колонна увязла в грязи на строящейся дороге Ижевск – Алнаши, вернувшись на сутки позже, чем планировалось.

Ильгиза Фаллахова (Гизатуллина)

– У детской поэтессы Агнии Барто есть такие строки: «А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали». Это словно бы обо мне написано: я была комсомолкой, активисткой. Мне многое было интересно. Братья ездили на мотоцикле «Иж Юпитер», и я, глядя на них, записалась в секцию ДОСААФ и сдала на права. Как сейчас помню: мы с папой едем на нашем мотоцикле, я – за рулём, абсолютно спокойная и уверенная в себе, а он – в коляске, схватился от страха руками за поручень, так что они у него даже побелели, и в таком положении ехал до конца пути.

В качестве участницы мотопробега меня порекомендовали на заводе, и я, как человек обязательный, пришла на тренировки. Вообще так получалось, что меня постоянно куда-то рекомендовали, куда-то посылали, ну, а я, будучи ответственной, всегда и во всём участвовала и добивалась результатов. О самом мотопробеге могу сказать, что было тяжело, но интересно. Мы с Верой Мокрушиной были самые маленькие ростом и, сидя на мотоцикле, едва доставали ногами до земли. Водителю низкого роста, чтобы завести мотоцикл, приходилось переваливаться, иначе мотоцикл было не удержать. Но мне повезло: я ехала на «Иж Юпитер-3» с коляской, с которым не возникало таких проблем.

Из всех городов, которые мы проехали, мне больше всего понравился Ковров. Там нас встречали мужчины с цветами. В Киеве нам устроили тёплый приём, сопровождали во время прогулок по городу.

Серафима Резванова

– Моя история с мотоциклами началась в деревне. Мой папа катался на «Ковровце» и часто вывозил меня в поле, где учил управлять мотоциклом (видимо, настолько я была неугомонная). Я довольно хорошо освоила «Ковровец» и уже будучи замужем возила семью. Однажды из газетного объявления узнала о мотопробеге, и у меня возникло такое желание принять в нём участие, что ни жить ни быть! Мой муж в то время как раз был секретарём парторганизации на «Ижмаше», и я попросила его узнать, можно ли мне присоединиться к мотопробегу. И меня, человека, не имеющего никакого отношения к заводу (я работала поваром в школьной столовой), взяли.

Я ехала на мотоцикле «Иж Планета Спорт». Моя машина была хороша всем: скоростная, красивая, послушная, и я выглядела на ней эффектно (я до сих пор по ночам завожу этот мотоцикл). Но грязь была ужасная, потому что почти всё время, пока проходил наш мотопробег, стояла дождливая погода. Дороги местами были такие, что ехать приходилось по колдобинам, по рытвинам, по горкам, по объездам.

За сутки мы проходили около 500 км, причём ехали в основном ночью. Днём вставали на ремонт, а ночью ехали. Едем-едем-едем, никто уже ни есть, ни пить не хочет. Лишь бы лечь где-нибудь. На место отдыха приезжали едва живые. Сил хватало только на то, чтобы поесть тушёнку и разложить одежду у костра (из-за этого она вся была прожжённая, в дырках). На следующий день на мотоциклы садились, не выспавшись.

Мы были полностью разочарованы из-за того, что, во-первых, не успели на «Зенит», а во-вторых, нас тут же по приезду заставили сдать мотоциклы и всё обмундирование, вплоть до сапог и штормовок, которые к концу пробега уже ни на что не походили. Мы всё сдали и разошлись по домам с понурой-понурой головой, чувствуя себя никому не нужными. Каждый начал жить своей жизнью. Мы долго-долго не встречались. На какое-то время нас объединил первый женский мотопробег, участницы которого пригласили нас пообщаться. После этой встречи вплоть до 2020 года мы не виделись и даже ничего не слышали друг о друге.

Вера Катаева (Мокрушина)

– У моего папы всегда был мотоцикл, и в детстве я с любопытством наблюдала, как он его ремонтировал, клеил шины. До сих пор помню все эти запахи, в том числе запах клея. Именно они ассоциируются у меня с детством. В 19 лет я получила права и гоняла на папином «Ковровце» по частному сектору. Про мотопробег узнала на заводе и сама предложила свою кандидатуру секретарю комсомольской организации мотопроизводства. За руль мотоцикла «Иж Планета-3» я впервые села на тренировках. Мне, маленькой ростом, приходилось вставать на цыпочки, чтобы удерживать мотоцикл в состоянии равновесия. Под конец пробега я совсем приноровилась к «Ижу» и даже на его вес уже не обращала внимания, с лёгкостью ворочала им.

Конечно, во время пробега были и сложные ситуации. Например, когда мы выезжали из Коврова, моросил дождь. Я пошла на обгон, но вдруг испугалась, что не успею обойти впереди идущую машину и дала по тормозам. В этот момент меня выбросило на встречную полосу. Всё обошлось: водитель, который ехал мне навстречу, успел остановиться. Ещё помню, как мы переправлялись через реку по навесному деревянному мосту. Надо сказать, было страшновато.

Во время пробега мы находились под защитой мужчин, которые ехали с нами, 20-летними девчонками. Женатые мужчины и опытные мотолюбители, наши механики были старше нас, поэтому мы были уверены, что с нами ничего не случится.

Воспоминания остались очень хорошие. Правда, почти всё время приходилось ехать под дождём. Встанешь с мотоцикла, а с тебя прямо в сапоги течёт вода.

Анастасия Данилова, научный сотрудник Национального музея им. Кузебая Герда, куратор выставки «Ижевские мотоциклы» и «Покорительницы дорог»:

– Выставка рассказывает об уникальных страницах мотоциклетной истории СССР, связанных с женскими испытательными пробегами на мотоциклах «Иж». Мотоциклы выпускались в нескольких городах страны, но женские мотопробеги – явление исключительно ижевское. Ижевские мотоциклистки многодневными пробегами доказывали надёжность ижевских машин в условиях разных дорог и бездорожья. А сами девушки стали примером отважных, волевых мотоциклисток – ведь в дороге приходилось преодолевать непогоду, спартанские походные условия, трудные участки дорог, иногда на себе перетаскивая мотоциклы. Девушкам было по 20 – 25 лет. Энтузиазм, порыв, на которых ижевчанки совершали мотопробеги, свойственны молодости, когда манят приключения, трудности воспринимаются как вызов и хочется испытать себя.

Выставка рассказывает и о современных мотоциклистках, о том, как роль мотоцикла менялась в жизни женщин XX – XXI веков.


Женский мотопробег 1976 года

Маршрут: Ижевск – Казань – Горький – Ковров – Москва – Смоленск – Минск – Киев – Орёл – Ижевск

Мотоциклы: «Иж Планета Спорт», «Иж Планета-3», «Иж Юпитер-3» с коляской

Расстояние: 5200 км

Продолжительность: 15 дней (план – 14 дней)

Даты: 30 июля – 15 августа 1976 г.

Количество техники: 10 мотоциклов, 1 машина


26.03.2021

Автор материала:

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта