Очень высокая планка мастерства
Статьи

Очень высокая планка мастерства

Единственный в российском цирке жираф выступает в Ижевске

В Государственном цирке Удмуртии до 25 апреля работает уникальная программа: в «Жираф-шоу» (0+) на манеж выходит самое высокое на Земле животное, жираф. Почти 6-метровый Багир – настоящая звезда представления, которое также дарит зрителям встречу с мастерами цирковых искусств и талантливыми молодыми артистами.

Высокие чувства

Задать тон всему представлению – огромная ответственность. Её взяли на себя воздушные гимнасты на сетке Лючия и Егор Сухоруковы. Их номер – поэтическое, одновременно философское и страстное посвящение человеческим отношениям. Любовь они поднимают до масштабов космического, вселенского явления: купол цирка высвечивается сотнями звёзд, и среди них летят как две золотые кометы мужчина и женщина. Выполняя в сети сложные, эффектные элементы, они как будто рисуют своими телами в небе под куполом карту созвездий. А постановка трюков рассказывает историю абсолютного доверия, без которого невозможна настоящая «вечная» любовь. В нескольких метрах над манежем Егор выскальзывает из объятий партнёрши и вот уже летит в пустоте без страховки, с раскинутыми руками, – упасть ему не позволяет Лючия, руки которой сомкнуты вокруг его шеи. Так они пролетают круг за кругом в переливающемся звёздами небе. Это зрелище пугающее и прекрасное. И, конечно, невероятно образное, говорящее, от каких опасностей нас в жизни защищают руки любящих людей. Ещё один трюк можно назвать «зубами вытащить из опасности»: Егор держит Лючию на зубнике и она стремительно крутится сверкающим хвостом кометы под куполом цирка. Трюк не новый, но именно в этом номере он набирает максимальное эмоциональное «звучание»: наверняка каждый сидящий в зале подумал, что и он готов буквально зубами вгрызться и удержать родного человека. И не удивляет, что Сухоруковы уже стали обладателями гран-при международного фестиваля циркового искусства.

Обладатели высоких наград

Акробатическая группа под руководством Светланы Гвоздецкой из московского Цирка Никулина на Цветном бульваре представляет два стильных, энергичных номера: «Акробатическое танго» – это лихая эксцентрика на батуте, а «Акробаты на русской палке» (серебряный приз циркового фестиваля в Риме) – один из «фирменных» жанров отечественного цирка, где артист крутит невероятные сальто и вольты, приземляясь на неширокую пружинящую перекладину, лежащую на плечах надёжных, как атланты, участников номера.

Сто лет назад одними из самых востребованных артисток цирка были гротеск-наездницы: очаровательные коломбины, выполняющие трюки на спине бегущей по кругу манежа лошади. Со временем в сложном жанре стало работать всё меньше исполнительниц. Призёрка международного московского циркового фестиваля «Идол» Кристина Кузнецова – одна из тех отважных и техничных артисток, которые возвращают этот жанр на мировой манеж, – и на исключительно высоком уровне. На широкой спине размеренно бегущего белого жеребца она крутит хула-хупы (нужно не только раскручивать с разной амплитудой десяток колец, но и балансировать на качающейся конской спине) и выполняет сальто-мортале, во время прыжка проскальзывая в маленький обруч.

Акробатическая группа под руководством Николая Кириченко – ещё одни артисты, возвращающие в российский цирк редкий жанр: они составляют из своих тел многоярусные, со сложными балансами пирамиды. Их мастерство – гимн командной работе, красоте и силе.

Имя жонглёра Александра Кулакова стоит запомнить всем любителям цирка – он не просто невероятно техничен, но создаёт на манеже запоминающийся образ – стильный, дерзкий, артистичный. Его дар уже отметили профессионалы: Кулаков – золотой призёр престижных фестивалей.

Дрессировщик Сергей Тарантин дарит зрителям два номера. В «Казачьих забавах» он представляет работу пони, которые, как известно, тоже кони, и без усилий скачут через препятствия, встают на дыбы и демонстрируют разные аллюры. А в номере с экзотическими животными он выворачивается из тугих колец огромного белого питона, обвивающего его голову, укрощает многометрового нильского крокодила и демонстрирует нежную дружбу с похожей на дракона игуаной.

Клоун Алекс своими уморительными репризами связывает всю программу в единое целое. Он – любимец и детей (как они хохочут, когда он с водяным пистолетом гоняется за мыльными пузырями или когда в буквальном смысле теряет ноги!), и взрослых (они поражаются его талантам жонглёра, и, конечно, выдумщика, – кто ещё догадается играть в пинг-понг с самим собой, отбивая мячик на противоположной стороне стола длиннющей накладной рукой, а на «своей» стороне используя не ракетку,… а рот?!).

Самый высокий артист

И, конечно, все зрители ждут появления на манеже жирафа Багира. Строка Николая Гумилёва «изысканный бродит жираф» не раз возникает в памяти при взгляде на манеж, где кружит в вальсе или просто вышагивает преисполненный собственного достоинства, изящный, тонконогий, длинношеий зверь. Особенность номера с участием Багира – интерактивность. Дрессировщик Михал Борза приглашает из зала смелых зрительниц, чтобы поучаствовать в трюке «поцелуй жирафа»: девушка держит сухарик зубами, а Багир наклоняется и мягко забирает угощение у неё изо рта. «Это очень трогательные моменты программы – непосредственный контакт с огромным и нежным животным. А для скептиков нужно сказать, что слюна жирафа стерильна. В ней вообще нет микробов. И ещё она не имеет запаха», – рассказывает дрессировщик.

Михал Борза работает с Багиром уже тринадцатый год:

– Когда Багир попал ко мне, он был совсем молоденьким и маленьким, всего трёхметровым. Сейчас в нём почти 6 метров роста и почти полторы тонны веса. В работе с Багиром мне пытались помочь многие цирковые мастера, потому что дрессура жирафа сложна и непредсказуема. Никто не мог точно сказать, какой подход к нему нужен, потому что ни у кого не было личного опыта работы с этим животным. С жирафом нельзя работать как со слоном или как с лошадью, потому что он ни то и ни другое. Жирафы очень чуткие, пугливые. Они медленно привыкают к новой обстановке: прежде чем выйти на премьеру в Ижевске, ему нужно было адаптироваться здесь. Но когда он убедился, что опасности нет, стал по обыкновению доброжелательным и спокойным.

– Судя по тому, как он тянется к зрителям, он ещё и любопытный.

– Любопытный и очень дружелюбный. В цирке он дружит со всеми: с собаками, обезьянками, пони, лошадьми, козами. Раньше в моём номере работали страусы, – Багир дружил и с ними.

А вот с человеком он так не церемонится, как с животными. Если ему кажется, что человек недостаточно ласков с ним, он может «пригрозить» копытом. А копыто у него поднимается выше моей головы, так что предупреждение выглядит убедительно. Однажды, когда мы уже какое-то время работали вместе, он ударил меня рожками. Я был удивлён: что это он, бодаться решил? Но специалисты мне сказали: «Радуйся, он признал в тебе равного. Жирафы толкают рогами только других жирафов». С того момента мы – настоящие партнёры. Как писал Киплинг, мы с ним одной крови, он и я. И мне не нужно пользоваться никакими приспособлениями – палками, хлыстами или ещё чем-то – для работы с ним. У нас в работе нет кнута – только пряник. Хотя пряник и твёрдый, потому что это сухарик (Багир безумно любит сухари, в его рацион официально входит 3 кг сухарей в день, и он этому рад). Он безупречно выучил язык жестов. Если я поднимаю одну руку вверх и делаю вот такой знак (Михал складывает пальцы в хитрую фигуру), то Багир начинает танцевать вальс, если поднимаю вверх другую руку и делаю вот такой жест, то он начинает ходить кругами вокруг меня, складываю руки на груди – он подходит ко мне и знает, что сейчас я буду его обнимать.

– Чем, кроме сухарей, вы кормите Багира?

– Мы его балуем. Каждый день он съедает 6-7 апельсинов, 2-3 килограмма бананов, очень любит яблоки и морковь. Для разнообразия и витаминов может съесть полкочана капусты, немного свёклы и даже картошку. Основа его питания, конечно, трава. И обеспечить его хорошим сеном непросто, потому что ест он только качественную люцерну. В природе жирафы объедают ветви деревьев, и мы стараемся дать ему такую возможность. В летние месяцы ему привозят огромные охапки берёзовых ветвей, и он их с удовольствием обгладывает подчистую.

– Как теплолюбивое африканское животное чувствует себя в России?

– Хорошо. А в Удмуртии – просто замечательно. В Ижевске нам предоставили отличное помещение – просторное, тёплое, с высоким потолком. На высоте 5 метров в его помещении есть окно, и он с любопытством посматривает на улицу. Его день начинается с того, что мы чистим щётками его шкуру, вычищаем копыта, – он очень ценит гигиену, а процедуры (они из-за его размеров продолжаются целый час) просто обожает. Во время чистки щётками от удовольствия и чувства расслабленности может запросто задремать, но даже если не спит, очень выразительно показывает, что балдеет. В России Багир вообще неплохо устроился. В Нижегородском зоопарке у него есть прекрасная невеста, и у них уже появился сын.

– Какой трюк в вашем номере самый сложный?

– Простых трюков тут нет, потому что дрессура жирафа – это вообще исключительный процесс. Багир научился пятиться назад (зрители это видят) – далеко не каждая лошадь осваивает этот трюк без упряжи. А больше всего времени занял элемент, когда жираф откидывает голову назад и описывает ею круг – мы его репетировали два года.

26.03.2021

Автор материала:

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта