Потолок ледяной, дверь скрипучая
Статьи

Потолок ледяной, дверь скрипучая

Как правильно принять новую квартиру, чтобы не попасть впросак

Липецкие власти заставили застройщика привести в порядок квартиры в доме, возведённом в областном центре для обманутых дольщиков. В январе после торжественной сдачи новостройки будущим жильцам показали лишь одну квартиру на первом этаже. Увидеть собственные апартаменты люди не смогли. А когда всё-таки увидели (тайком пробрались в дом вечером), то ужаснулись: в штукатурке зияли дыры, кое-где отсутствовали подоконники, не работали розетки. Одна из квартир и вовсе выглядела сгоревшей. Вдобавок дом не поставили на кадастровый учёт. Строительная компания на претензии ответила: дом сдан, разбирайтесь сами. Только вмешательство администрации и прокуратуры заставило подрядчика заняться исправлением недостатков.

– Сейчас большинство недостатков устранено, люди принимают свои квартиры. Если что-то не нравится, застройщик идёт навстречу, – сообщил «РГ» пресс-секретарь губернатора Липецкой области Михаил Шаршаков. – Областные власти выясняют, куда смотрели чиновники, в чьи обязанности входил контроль качества жилья, построенного для дольщиков. Самим новосёлам избежать серьёзных проблем помогла собственная бдительность.

Большинство людей сталкивается с приёмкой квартиры у застройщика раз в жизни (или вообще не сталкивается), и многие даже не представляют, как происходит этот процесс и на что следует обращать внимание. Поскольку цена вопроса велика, а последствия ошибок могут быть неустранимы, рассказываем, как происходит процедура приёма-передачи квартиры, на что стоит обращать внимание, каковы самые распространённые дефекты, когда следует подписывать акт приёма-передачи, а когда – нет и что делать, если недоделки обнаружились уже после приёма.

Как увидеть свою квартиру?

Поздравляем, ваш дом построен и введён в эксплуатацию. Перед новосельем необходимо принять квартиру. Происходит это по предварительной записи, порядок зависит от заведённых в компании-продавце правил: либо вам позвонят и предложат время на выбор, либо вы позвоните с тем же результатом. Часто записаться на осмотр квартиры можно и онлайн – через сайт застройщика.

Далее необходимо явиться в назначенные день и час. Место встречи назначает продавец: это может быть его офис, подъезд новостройки или сама квартира. Возможно, вам проведут экскурсию по новому жилью. Либо просто скажут: «Смотрите, будут вопросы – задавайте».

Серьёзные огрехи: неровные пол и стены, кривые двери, неработающую вентиляцию – надо отметить в акте осмотра.

– Большинство застройщиков ограничивает время осмотра одним часом. Это незаконно, но так поступают практически все компании, – рассказал специалист по приёмке квартир Дмитрий Малков.

Так что ползать с рулеткой по углам, измеряя площадь, не стоит. Во-первых, результат получится очень неточным. Во-вторых, не успеете проверить другие, не менее важные параметры.

На что смотреть?

Осмотр квартиры начинается с оценки кривизны стен и пола. Важный момент: геометрия должна оцениваться уровнем длиной два метра (так положено по нормативу). Смотрим наличие и работу вентиляции. Её отверстия должны быть на кухне, в ванной и санузле. Из-за ошибок при проектировании и монтаже в вентиляции случается обратная тяга: холодный воздух с улицы задувает, к примеру, в туалет.

– В моей практике был случай, когда вентиляционное отверстие вместо кухни вывели в коридор. Если это не исправить, на кухонных поверхностях станет оседать жир, а газовики не разрешат пользоваться плитой и колонкой, – заметил Малков.

Надо обратить внимание на размер отдушины (обычно 150х200 миллиметров). Дыра меньшего размера – повод насторожиться и свериться с проектом. Узкий воздуховод в ванной может стать причиной вечно запотевшего зеркала и сырых полотенец.

Далее проверяем электрическую часть: розетки, выключатели, подключение электроплиты, счётчик, заземление – без него электроприборы могут бить током или выходить из строя.

– Однажды халатные строители оставили без заземления целый этаж, забыв подключить нужный провод в распределительном щитке, – рассказал Дмитрий.

Открываем окна и оцениваем плавность работы механизма, осматриваем на предмет изъянов рамы и стеклопакеты. При закрывании надо обратить внимание, не дует ли из щелей (их вообще быть не должно) и на работу прижимов. Те же требования к витражам на лоджии. Следующий пункт – входная дверь: прижим, отклонение от вертикали, механические повреждения, работа замка.

Далее проверяем сантехнику: наличие и работу канализации, кранов, унитаза. Кстати, последнее устройство может присутствовать даже при черновой отделке – если его наличие прописано в договоре. А основное внимание при черновой отделке надо обратить на геометрию стен и пола.

– Неровная стяжка в дальнейшем обернётся проблемами: отделочники либо попросят дополнительную плату за выравнивание пола, либо уложат плитку или ламинат без гарантии, а то и вовсе откажутся укладывать, – предупредил эксперт. – То же самое со стенами – там ещё возникнут трудности с установкой мебели.

При чистовой отделке проверяется всё то же, что и при черновой, плюс качество укладки напольного покрытия, поклейки обоев, окраски потолка, установки межкомнатных дверей (их проверяют так же, как и входную). Ламинат часто укладывают со щелями или, наоборот, без зазоров со стеной – тогда при малейшей сырости покрытие встаёт домиком. Также следует сверить проделанные в квартире работы с договором.

Нет смысла тратить время на осмотр мест общего пользования и придомовой территории. Часто на момент приёмки квартир они ещё не готовы, замечания по ним в акт осмотра записать не дадут. МОПы и благоустройство можно осмотреть позже. А если вы всё-таки решили измерить площадь помещений, то результат надо сверять с техническим паспортом БТИ.

Брать или не брать?

Выявленные дефекты необходимо показать представителю застройщика. Часть проблем могут устранить прямо во время приёмки: отрегулировать окно, починить розетку, устранить протечку сифона, подклеить или подкрасить обои. Серьёзные огрехи: неровные пол и стены, кривые двери, неработающую вентиляцию – надо отметить в акте осмотра.

Когда осмотр закончен, покупатель принимает решение, принимать квартиру или нет. В первом случае он подписывает акты осмотра и приёма-передачи, фиксирует показания счётчиков. Если квартира не принимается, то подписывать следует только акт осмотра. Необходимо получить его копию (как минимум сфотографировать) и ждать приглашения от застройщика на повторный осмотр.

– Принимать квартиру даже с недоделками имеет смысл, если они легко устранимы и не мешают переезду: регулировка окон, подклейка обоев, замена стеклопакета и подобное, – советует Дмитрий Малков. – В более тяжёлых случаях: не работают электрика, сантехника, вентиляция, кривые стены и пол либо дефектов много – принимать квартиру не стоит. Жить в ней всё равно нельзя, начинать ремонт – тоже, а подписанный акт может лишить застройщика мотивации всё исправить.

Когда починят?

На устранение недостатков Закон о защите прав потребителей отводит 45 календарных дней. Все застройщики обещают в первую очередь привести в порядок принятые покупателями квартиры – на деле каждый пятый поступает наоборот.

– Одни компании обещают всё исправить за три дня и слово своё держат. Другие просят пять дней, но на осмотр приглашают через три недели, не устранив и половины дефектов. При черновой отделке недостатки обычно устраняют быстрее, – заметил Дмитрий.

Нередка ситуация, когда вопросы к строителям возникают уже после приёмки квартиры. Правда, претензии к поцарапанным дверям или ободранным обоям у новосёла не примут – это недостатки эксплуатационные, и доказать вину застройщика будет трудно. Другое дело – кривая стена, отклеившиеся обои, неработающий выключатель. По таким недостаткам необходимо обращаться в управляющую компанию – их обязаны устранить по гарантии. Её точные сроки указаны в договоре со строительной компанией, обычно это три года на оборудование (сантехника, электрика) и пять лет на конструктивные элементы.

Антон Валагин «Российская газета – Экономика Центрального округа» № 43 (8394)

19.03.2021

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта