Чрезвычайное #cобытие
Статьи

Чрезвычайное #cобытие

В Ижевске идёт документальный спектакль, описывающий трагический опыт благополучных на первый взгляд студентов

Спектакль #Событие_это_я был создан для конкурса театральных постановок «Огни большого вуза» режиссёром театра «Молодой человек» Андреем Опариным и студентами института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ, получил главные награды конкурса, а затем был перенесён на сцену театра.

#Событие_это_я (16+) стал первым в тридцатилетней истории «Молодого человека» документальным спектаклем. Чтобы собрать драматургический материал, Андрей Опарин просил молодых людей коротко, буквально за три минуты, рассказать о событии, которое изменило их жизнь. Вскоре ему пришлось выслушать почти тридцать рассказов, десять из них вошли в спектакль в жанре «сторителлинг» (буквально – рассказывание историй). Самым близким эквивалентом этому термину в русском языке будет «разговор по душам». В течение часа десять студентов УдГУ выходят на сцену и обращаются к залу так, как будто верят – сидящим там людям можно доверить самое важное, самое сокровенное.

Режиссура без редактуры

На первый взгляд, это очень уютный спектакль. С огромным плюшевым медведем, качающимся над сценой в гамаке. Со старомодным, очень «семейным» красным торшером, который создаёт круг горячего пламенеющего света. С живой бандой (точнее, бэндом) харизматичных юных музыкантов, которые играют и поют в углу сцены. Но не всё то, чем кажется.

Зрителю нужно быть готовым к тому, что в этом спектакле звучат очень личные и часто очень страшные истории. Знание, что использованные в спектакле монологи документальны, обостряет их восприятие во много раз. Нам рассказывают не о сконструированной драматургом беде, которая понарошку случилась с выдуманным персонажем, а о чём-то, что на самом деле произошло совсем недавно, совсем рядом.

Слышать эти истории от тех, кто их пережил, эмоционально чуткому зрителю было бы невыносимо. Каково было бы раз за разом проговаривать ту или иную историю в зал её непосредственному участнику (а спектакль стал хитовым, аншлаговым, порой идёт в ежедневном режиме), невозможно представить. Андрей Опарин принял закономерное, щадящее и самодеятельных артистов, и зрителей решение: истории сохраняются во всей их полноте, но играют их другие участники проекта. Так появились «пухлый мальчик Руслан» и бывший абьюзер Ильяс в исполнении миниатюрных девушек, а историю Евгении рассказал один из юношей.

Но даже несмотря на этот приём, истории бьют под дых. Опарин не редактировал их, оставил рассказ от «я», сохранив ощущение исповедальности даже в самых бесконфликтных и лишённых внешнего трагизма сюжетах. При этом он добился от актёров-любителей невероятной эмоциональной подвижности и ежесекундной включённости в своих героев. В спектакле нет ни одной искусственной, «театральной» интонации, эмоции естественны, горячи и убедительны. Рассказывая о смерти отца, одна из героинь спектакля, Лера, плачет так горько, так взаправду, что приходится напоминать себе «они поменялись историями», – без этого напоминания смотреть спектакль стало бы совсем невозможно.

Разговоры по душам

На самом деле, спектакль не «давит слезу» из зрителей. Здесь есть и лёгкие, обаятельные истории. Гриша заработал первые в жизни деньги, сыграв на детсадовском утреннике медведя. Мог бы купить на эти деньги сухарики («С холодцом и хреном!»), но отдал их маме, и теперь немного лукаво сообщает, что «первые в жизни деньги потратил на женщину». И звучит этот рассказ не как первая глава о похождениях будущего Дон Жуана, а как нежное, немного смущённое признание, что в детстве нет для мальчика никого важнее мамы. А история того самого «пухлого Руслана» – о том, как популярные мультфильмы про Кунг-фу Панду и робота Валл-и примирили его с собственным телом. «Разговор по душам» от Евгении – размышления об одиночестве и о том, как единственное многолетнее увлечение может обернуться публичным фиаско (правда, и сам рассказ, и игра артиста дают почувствовать, что за скобками истории осталось намного больше, чем было сказано, и за выработанным лёгким отношением к жизни скрывается разочарование от неудач).

Обаятельные истории чередуются с тревожными. Фрустрация, накопившаяся за время ковидного карантина, едва проговорённая вслух (но прозвучавшая, как будто над ухом кричали) тоска от разлуки с любимым человеком, развившаяся после нелепого, в общем-то, происшествия, фобия… жизни нынешних двадцатилетних меняет каждое испытание на прочность. Этот спектакль мог бы стать путеводителем для взрослых по внутреннему миру очень молодых людей, наглядно показывающим, что нет никаких «как с гуся вода», а есть очень ранимые, нуждающиеся в любви и понимании люди лет двадцати, то самое поколение Z.

Всё не так, ребята

Самое важное чувство, которое остаётся после спектакля, впрочем, не связано напрямую с портретом поколения. #Событие_это_я напоминает, насколько сильно ранены самыми разными обстоятельствами, трагедиями, потерями большинство окружающих нас людей. Как правило, документальные спектакли о боли, потерях, физических и психологических травмах посвящены определённым социальным «профилям»: актёры и режиссёры док-театра на разных сценах страны воспроизводят монологи женщин, вовлечённых в сферу секс-услуг, заключённых тюрем, одиноких стариков, бездомных, трудовых мигрантов, страдающих от ПТСР участников военных конфликтов, жителей пригородных «гетто» – районов, где живут очень бедные, потерявшие надежду на будущее семьи (именно в таком районе разворачивается действие основанного на реальных событиях ижевского спектакля «Деликатес», идущего в Центре современной драматургии и режиссуры). Концентрация унижений и страданий там огромна, и напрямую связана с жизненными сценариями, в которых оказались герои. Собственно, док-театр и наводит фокус на эти социальные группы, даёт этим людям сценический голос, чтобы они могли быть услышанными (где ещё «приличная публика» узнает из первых рук, как и чем живут все перечисленные выше «маргиналы» и «отщепенцы»). И создаётся иллюзия, что именно там, в «социально неблагополучных» и опасных местах, в криминализированных или связанных с войной областях жизни главные болевые точки нашего мира и расположены. А вне их всё, скорее, хорошо. Спектакль «Молодого человека» заставляет сомневаться в этом. Чтобы собрать как минимум шесть душераздирающих историй боли и травм (сколько подобных не вошло в спектакль, остаётся только предполагать) режиссёру Андрею Опарину оказалось достаточно выслушать всего три десятка рассказов благополучных городских студентов.

Что скрывает улыбка

Среди этих историй нет совсем уж экстраординарных. Потери родных, насилие, абьюз… обычная (как бы цинично это ни звучало) часть жизни. Ильяс (его монолог читает хрупкая, нежная девушка) был тем, кто издевался над другими людьми, а однажды ничего не сделал, когда на его глазах старуха утопила в реке котят. Внутри него разрастается чёрная дыра. Он сам так чувствует. Никита получил ножевое ранение на загородной вечеринке по случаю школьного выпускного, – выжил, поправился, но уже в 17 лет на личном опыте узнал, что такое конечность жизни. Для героя по имени Саша потрясением стала смерть деда от инсульта прямо у него на руках. В свои примерно двадцать Саша уже знает наверняка, что человек бессилен перед чем-то действительно большим и неотвратимым, а такое знание мешает быть «королём мира» (свойство, молодости необходимое). Лера потеряла отца, когда ей было 4 года, и эта потеря навсегда с ней, именно это, а не какое-то радостное событие она вспоминает, когда надо рассказать, что повлияло на неё больше всего.  Катерина потеряла маму в свои 6. Эпизод с этой историей – наиболее театрализованный, но и запоминающийся надолго. Сначала играющая Катерину девушка с напускной лёгкостью, почти бравадой рассказывает, что всё у неё в жизни сложилось хорошо. Её взяли в новую семью, она выросла красивой, стильной, уверенной в себе, и сложно не верить этой энергичной, стройной платиновой блондинке в узком чёрном платье… до тех пор, пока её не окатывают водой («что ты несёшь?»), и вот она уже – захлёбывающая от рыданий, съёжившаяся, ставшая очень юной и беззащитной без крутого парика, с потёкшей по лицу тушью, до спазмов и заикания глотает слова рассказа, как увезли в больницу маму, и врач в больнице сказал, что она её больше никогда не увидит, а потом была семья, где бил отец, а потом были потери лучшей подруги и родного дяди… Но сейчас она проревётся, приведёт себя в порядок, и никто вокруг не догадается, какая внутри неё дыра.

Событие – это они

В финале, когда на заднике сцены появляются титры с героями и исполнителями, наверное, можно дотошно сопоставлять имена рассказчиков и непрофессиональных артистов, занятых в спектакле. Выяснить, кто из них на самом деле Ильяс или Катя. А можно не делать этого (потому что это правда не важно, уже и так очевидно, что горе, боль и сожаления несут в себе очень, очень многие «обычные» люди вокруг, даже совсем юные), а просто смотреть в их глаза, очень тёплые, умные и живые. И думать о том, что они сумели сделать свою жизнь событием несмотря ни на что.

Кстати

Жанр документального театра (вербатим) сложился в 1980-х гг. в Великобритании. Его задачей было позволить зазвучать с театральной сцены подлинным голосам социально неблагополучных групп людей. Актёры лондонского театра «Роял Корт» брали интервью у интересных им людей на диктофоны, а затем в своей повседневной одежде, на пустой, без декораций, сцене, воспроизводили их. В Россию вербатим пришёл в 2000 году благодаря мастер-классам «Роял Корта», а уже в 2002-м в Москве открылся «Театр.doc», занимающийся исключительно документальным, остро социальным театром. В Удмуртию документальный театр пришёл в середине «нулевых», когда роль драматурга и режиссёра в док-спектаклях усилилась, актёры начали использовать театральные костюмы и реквизит, а интервью реальных людей уже собирались в сквозной сюжет. Таким был и первый в республике вербатим-спектакль «Околесица» театра «Парафраз» (2005 г.). Сейчас документальным театром активно занимается ижевский Центр современной драматургии и режиссуры, играют в нём актёры-любители, прошедшие «школу» ЦСДР, «доноры» документальных текстов сами на сцене не появляются.

12.03.2021

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта