Анна Вардугина, заместитель главного редактора газеты «Удмуртская правда»:
– 4 марта – день рождения балета «Лебединое озеро». Премьера первого из балетов, написанных Чайковским, состоялась в этот день в 1877 году на сцене Большого театра.
Сегодня «Лебединое озеро» – самый популярный балет в мире, едва ли не «обязательный» в репертуаре классических театров. Многие россияне наверняка назовут его в числе произведений, составляющих основу отечественной культуры (хотя это давно уже мировая, а не «русская» классика).
Мир «Лебединого озера» давно вышел за пределы академических залов. В Китае его исполняет акробатический балет. Одетта на пуантах переступает по вытянутой руке Принца и выполняет изящные арабески. В 1995 году англичанин Мэтью Борн поставил «Лебединое озеро», в котором история любви сменилась сюжетом об одиночестве и поиске родной души, а лебедей танцуют мужчины с обнажёнными торсами и в «оперённых» панталонах до колен (настоящие лебеди – птицы крупные, опасные, довольно часто агрессивные, напоминал хореограф).
Для зрителей, готовых видеть новые трактовки знакомых историй, китайское «Лебединое…» стало символом нового синтетического театра, а английская «мужская» версия – образцом психологического театра, использующего язык танца. А для пуристов, защищающих классику от любых новшеств, – поводом пошипеть не хуже рассерженных лебедей.
А есть ли вообще «классическая» версия «Лебединого озера», которую любил и ценил сам Чайковский? Консерваторы, скорее всего, удивятся, но… нет.
Состоявшаяся в 1877 году премьера была обругана критиками («едва ли не самый казённый, скучный и бедный балет, что даётся в России», писали тогда) до такой степени, что композитор едва не отказался от идеи писать музыку для балетов. Простенькую хореографию Вацлава Рейзингера дополняли… бутафорские крылья, закреплённые за спинами балерин. В привычной для нас версии Мариуса Петипа и Льва Иванова балет был «перепоставлен» только в 1895 году (и только тогда появился хрестоматийный «танец маленьких лебедей»). Чайковский этот спектакль уже не увидел: он был посвящён его памяти.
Так что сегодня вернее будет рассудить: все вариации на тему этой музыки и этого сюжета – грани одного бриллианта, в каждой из них – сияние гения Чайковского.
Добавить комментарий