Ровно 100 лет назад, 1 марта 1921 года, были образованы органы безопасности Удмуртии. Тогда было принято решение о формировании областной Чрезвычайной комиссии. Через год она была преобразована в отдел Главного политического управления (ГПУ) и ещё не раз меняла своё название. За свою вековую историю спецслужбы раскрыли многочисленные преступления. Одними из напряжённых периодов времени стали годы Великой Отечественной войны. К 100-летию органов безопасности Удмуртии рассказываем о делах тех лет.
Во время Великой Отечественной войны в республике «невидимый фронт» обеспечивал безопасность вдали от военных действий. Сегодня уже нет в живых участников борьбы с преступностью в тылу. Но немало интересных подробностей их работы сохранились на страницах архивных документов.
В нелёгкие военные годы на органы безопасности были возложены различные задачи, в том числе розыск иностранных шпионов, борьба с диверсиями, террором, саботажем и изменой Родине.
Из имеющихся рассекреченных материалов мы расскажем об отдельных эпизодах в деятельности спецслужб Удмуртии в 1941–1945 годы.
Агент гестапо
Одной из главных задач спецслужб, конечно же, было выявление шпионов, работавших в тылу. Контрразведчикам удалось установить агента гестапо, который в процессе следствия назвал имена ещё трёх немецких шпионов.
Агентом гестапо был немец, уроженец Германии, германский подданный. «Родился в семье крестьян, бывший член союза гитлеровской молодёжи, грамотный, военнопленный обер-ефрейтор германской армии» – из анкеты арестованного. В январе 1937 года он окончил школу секретной службы гестапо и был направлен работать начальником трудовой повинности в город Бессау. Во время войны Германии с Францией в мае 1940 года его направили как агента в город Рашфор (Франция), где он работал официантом в одном из ресторанов, выполняя при этом задания гестапо.
Позже, в июле 1941 года, его направили на советско-германский фронт обер-ефрейтором немецкой армии. Спустя 4 месяца, в ноябре 1941 года, по заданию гестапо он сдался в плен Красной Армии в районе города Тулы.
Немецкий агент содержался в лагере для военнопленных, который был расположен в Увинском районе Удмуртии. Там, выполняя задание гестапо, он готовил вооружённое восстание и массовый побег, распространял фашистские измышления через установленных им единомышленников, содержащихся в лагере.
Шпиона вычислили. 13 ноября 1942 года Военным трибуналом он был осуждён к высшей мере наказания.
Были случаи, когда агентами германской разведки становились и не иностранные граждане. Одним из них был мужчина, мобилизованный 25 августа 1942 года Удмуртским обкомом ВЛКСМ в партизанский отряд. Оттуда с группой бывших партизан он перешёл на сторону противника, затем пересёк линию фронта в обратном направлении с заданием по совершению диверсий. Сотрудники органов безопасности Удмуртии установили место его нахождения на территории СССР, и в марте 1945 года перебежчик был задержан.
Вакцина из деревянного масла
Встречаются в архивах и примеры саботажа. Один из случаев зафиксирован в деле 1941 года. В документах значится, что три человека в целях саботажа систематически делали себе и другим участникам группы подкожные вливания вакцины из деревянного масла, из-за чего у них искусственно повышалась температура тела, и они освобождались от работы на 6-7 дней.

Летом 1943 года сотрудниками органов выявлена группа саботажников, которая незаконно обеспечивала себя хлебом. Один из членов группы изготовил из свинца клише, при помощи которого печатал талоны продуктовых карточек и отоваривал их в хлебных магазинах через знакомых продавцов. Всего преступной группе удалось изготовить карточки и получить по ним более 200 килограммов хлеба.
Всех участников саботажа осудили на сроки от 2 до 10 лет исправительно-трудовых работ.
Пораженческие и коллаборационистские настроения
На строительстве Камбарской нефтебазы среди заключённых была вскрыта группа, состоящая из 11 человек. Её лидером был член одной из националистических организаций, ранее работавший банковским служащим. Находясь в строительной рабочей колонне № 791, по общности взглядов он группировал вокруг себя единомышленников, распространял пораженческие настроения и вёл среди бойцов рабочей колонны профашистскую агитацию.
Также члены группы проводили среди контингента колонны деятельность по распространению идей отчуждения территорий Советского Союза.
В июне 1944 года членов группы задержали, 19 октября того же года особым совещанием НКВД СССР их лидер был приговорён к высшей мере наказания, остальные участники – к различным срокам лишения свободы и исправительно-трудовых работ.
Террор в колхозах
Среди рассекреченных материалов находятся и дела о терроре в глубинке республики. Так, к примеру, из-за классовой мести был убит председатель одного из колхозов Воткинского района. Убийство было совершено 15 августа 1943 года двумя людьми – дезертиром с производства и дезертиром из Красной армии. Участников террористической группы приговорили к 7 и 10 годам лишения свободы.
Ещё один террористический акт два жителя республики пытались совершить над председателем одного из колхозов Кизнерского района. В него дважды стреляли из винтовочного обреза и пытались убить по причине озлобленности за то, что он выполнял план хлебопоставок государству и не допускал незаконного отпуска хлеба. Оба преступника были арестованы и осуждены.
Слухи о победе немцев
В июне 1942 года контрразведчики ликвидировали повстанческую организацию, в которую входили 28 человек. Руководителем и организатором группы был бывший белогвардеец. Такие повстанческие организации, куда входили и белогвардейцы, прибывшие в Ижевск по эвакуации, проводили пораженческую и профашистскую агитацию, распространяли панические слухи о победе немцев над Советским Союзом. На нелегальных собраниях этих групп обсуждались неизбежность победы Германии в войне и установление монархического строя в России при помощи немцев.
Участников организации арестовали, у них изъяли 4 боевых пистолета, винтовочный обрез и боевые патроны.
Победы на «невидимом фронте»
Всего за годы Великой Отечественной войны в Удмуртии контрразведчики привлекли к уголовной ответственности за шпионаж в пользу фашистской Германии 30 человек, в пользу других иностранных разведок – 3 человека, за подготовку террористических актов и диверсий – 70 человек, за саботаж – 104 человека, за пособничество оккупантам – 9 человек.
Сегодня, имея уже вековой опыт, сотрудники органов безопасности продолжают работу по выявлению иностранных агентов, по борьбе с бандитизмом и коррупцией, противодействуют экономическим преступлениям. Спецслужбы сумели выстроить надёжную систему по противодействию терроризму и экстремизму.
Добавить комментарий