Статьи

Ледовые врата в будущее появились в Ижевске

Итогом  IV фестиваля «Удмуртский лёд» стали 13 скульптур

Над созданием арт-объектов с 1 по 6 февраля работали около 40 художников из Ижевска и районов Удмуртии, из разных регионов России (Перми, Екатеринбурга, Москвы) и Узбекистана. Галерея ледовых скульптур под открытым небом разместилась на площади у монумента «Навеки с Россией».

Пространство свободы и творчества

«Удмуртский лёд» прошёл в четвёртый раз и вновь вызвал резонанс не только в Ижевске, но и за пределами Удмуртии. Одна из постоянных участников фестиваля Мария Соловатова (она приняла участие во всех без исключения фестах) подтверждает: «Удмуртский лёд» стал престижным среди художников. В этом году пандемия внесла свои коррективы в состав участников. С одной стороны, не смогли выехать в Россию, в Ижевск художники из некоторых стран. С другой – в разгар зимы оказались свободны и смогли, наконец, принять участие в «Удмуртском льду» первоклассные российские художники с международной востребованностью, которые обычно в это время работают на европейских фестивалях».

Рустам Исмагилов (Пермь) на фестивале в третий раз: «Ижевск как место с особой средой настраивает на определённую волну. Благодаря этому у арт-фестивалей здесь складывается совершенно определённая специфика, у ледового фестиваля в Ижевске иной дух, чем у фестивалей в Перми или Екатеринбурге. В нём много игрового начала и ощущения большой свободы – творческой, эмоциональной. Создавая эскиз скульптуры, художники учитывают специфику территории проведения фестиваля – на очень красивой открытой площадке над гладью пруда хочется говорить на глобальные темы, ставить философские вопросы и воплощать их в достаточно крупной форме, – пространство это позволяет».

Наведение резкости

В этом году открытие ледовой галереи под открытым небом оказалось под угрозой срыва из-за погодных катаклизмов: когда большинство скульптур уже были готовы, в Ижевск пришла оттепель с плюсовой температурой и проливным дождём. Ледовые фигуры начали «плавиться», обтекать. К счастью, 6 февраля вновь похолодало, и мастера в невероятном темпе восстановили все утраченные элементы, «навели резкость», вернули скульптурам фактуру звонкого, сверкающего гранями хрусталя. На двадцатиградусном холоде, который ударил в день завершения фестиваля, 7 февраля, скульптуры казались звенящими от мороза и ясными, будто светящимися изнутри.

Философские вопросы

Каждый год для фестиваля определяют сквозную тему, так или иначе объединяющую все работы. На этот раз её сформулировали как «Ворота в будущее» (идея принадлежала художнику, поэту, культуртрегеру Энвилю Касимову). Большинство художников восприняли этот образ не буквально (врат, арок среди работ – считанные единицы), а метафорически, как символ переходного состояния, как повод поразмышлять о прошлом и будущем человечества и пути личности в её развитии и продолжении после завершения земной жизни.

Скульпторы дали возможность зрителям задуматься над тем, как будут сосуществовать наука и стремление к романтике. В работе «Эволюция» над землёй парят прозрачные, почти растворяющиеся в голубом ижевском небе космонавт и спираль ДНК (для вытачивания её тончайших элементов художникам Владимиру Алманову и Ивану Балаеву пришлось прямо на фестивальной площадке изобрести новые инструменты). Предложили тему вечного движения от зла к добру в душе человека: скульптура Сергея Назарова и Сергея Арманшина «Врата дуализма» – похожая на балансирующие качели лодка, на противоположных концах которой сидят крылатый ангел и рогатый бес. Кирилл Баир (г. Королёв) и Александр Михайлов (г. Сургут) в своей работе «Паромщик» вспомнили о главном переходе, который переживает человек – от жизни в вечность (лодка Харона проходит сквозь портал, по которому расходятся огромные круги, и оставляет позади обломки, осколки тел, впереди – пустота и бесконечность неба).

Одна из работ, названная «Третьяк», фактически посвящена ижевчанину Михаилу Смагину, пропагандисту хоккея на валенках, победителю национальной спортивной премии. Эскиз этой скульптуры разработал ижевский художник Денис Никонов (ранее он создал серию сувенирной продукции на «хоккей-на-валеночную» тему), а вырезали скульптуру участники арт-группы «Творческая дача» Анфим Ханыков и Роман Постников.

Человек и технологии

Мария Соловатова и Лев Брюханов – авторы ледового арт-объекта «Селфи-композиция «В архив» – вовлекли зрителей в игру. Ледовая композиция выразительна: изящные руки (эскиз слеплен с запястий и кистей самой Марии Соловатовой) держат смартфон – может быть, наведённый на панораму пруда, а может быть, на саму хозяйку гаджета. Художница говорит: «Мне кажется, фотография – это и есть ворота в будущее. Запечатлённый на фотокадре момент настоящего сохраняется для будущего, переносится в него на распечатанной фотографии или на матрице фотокамеры. Рассматривание старых фото – это диалог прошлого и будущего. Рассматривающий фотографию смотрит в прошлое, а вот запечатлённый на камере человек, глядящий в объектив, смотрит в будущее. Таким образом, наш смартфон – это настоящий временной портал, машина времени».

Название работы Рустама Исмагилова и Константина Сиряченко (Пермь) цитирует сквозную тему феста – «Ворота в будущее», а сама она оказывается стоп-кадром к сложному, заставляющему думать «ледовому фильму». Рустам Исмагилов комментирует: «В своей работе я непосредственно использовал образ врат, но при этом попробовал поразмышлять о том, что нас ждёт в будущем. Рядом с аркой, теми самыми «воротами в будущее» стоят двое – человек и робот. Арка узкая, так что первым в неё может пройти только кто-то один. И каждый зритель фестиваля должен сам решить для себя, кто первым окажется в будущем нашей цивилизации – человек или высокотехнологичная машина. Кому будет принадлежать третье тысячелетие? Дополнительная интрига в том, что каждому из героев мы с Константином добавили питомцев: у робота это настоящая собака, а у человека – пёс-робот (этой «чехардой» я хотел сказать, что фактически в нашем мире природное и технологичное уже необратимо смешались). Такие собаки-роботы уже выпускаются на самом деле, их «заводят» те, у кого аллергия на шерсть животных или кто по разным причинам не рискует брать на себя ответственность за живое существо. Программа у этих собак-роботов такова, что они убедительно имитируют поведение животных (наш механический пёс привычно поднимает лапу на арочку). Мне было интересно поразмышлять, не станет ли в будущем такой не болеющий, не умирающий, заряжающийся от батарейки «друг» постоянным спутником человека».

Дыхание перемен

Самой неожиданной на первый взгляд, но, пожалуй, наиболее концептуальной и вдохновляющей оказалась работа Кирилла Агафонова, участника микро-арт-группы «Город Устинов». Его «Ветер перемен» – это стена из ледовых блоков высотой не менее 3 метров и толщиной сантиметров в 20. Художник предлагает горожанам продышать эту ледовую стену насквозь, воплотив в жизнь простую, но сильную метафору: тепло человеческого дыхания способно растопить любой лёд (в том числе лёд непонимания, разобщения). Таким образом, ворота в будущее оказываются не рукотворным архитектурным объектом, а медленно, по миллиметру создаваемым с помощью тепла человеческих сердец и тел выходом «на свободу» (когда стену «продышат» насквозь, в отверстие будут видны почти бесконечная гладь пруда и небо). К моменту открытия ледовой галереи углубление уже достигало 5-7 см.

Кстати

Фестиваль – это и обмен технологиями между художниками, и ситуации, когда буквально «на ходу» приходится придумывать новые инструменты для обработки льда. За время существования ижевских фестивалей технологический уровень работы со льдом существенно вырос, теперь художники используют не только пилы и стамески, но и фрезеры, и хитрые приспособления для шлифовки и фактурной обработки льда, и даже портативные бор-машины для высверливания крохотных элементов.

Ледовые композиции позволяют угадать, каким видом искусства тот или иной художник занимается в тёплое время года. Те, кто привык работать с деревом или камнем, и со льдом работают по тому же принципу: высекают фигуру из цельного блока льда. А ювелиры собирают масштабные ледовые композиции из множества  маленьких деталей, скрепляя их «универсальным ледовым клеем» – водой.

Справка «УП»

Второй год фестиваль проводится на площадке у монумента «Навеки с Россией» – сюда удобно добираться из разных точек города, а скульптуры благодаря ландшафту кажутся буквально взлетающими над многокилометровым зеркалом пруда.

Ледовая галерея будет стоять до тех пор, пока скульптуры не начнут разрушаться естественным образом.

Организаторы фестиваля: Арт-группа «Творческая дача», Республиканский дом народного творчества. Инициаторы проекта – Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики, Администрация города Ижевска.

12.02.2021

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта