В Ижевск приехали «Звёзды Московского цирка»
Статьи

В Ижевск приехали «Звёзды Московского цирка»

Новая программа в Государственном цирке Удмуртии сможет удивить даже зрителей, «избалованных» Международным цирковым фестивалем и насыщенной ежегодной гастрольной афишей с участием мировых звёзд. В ней собрались продолжатели прославленных цирковых династий, артисты с единственными в своём роде номерами, работающими в редчайших жанрах.

Даже номера в традиционных для российского цирка жанрах в программе «Звёзды Московского цирка» превращаются в захватывающий спектакль. Так, воздушная гимнастика на канате здесь становится триллером о вампире, находящем свою очередную жертву – юную красавицу. После укуса она получает магические способности и… взмывает в воздух, кружит под куполом так быстро, что её силуэт превращается в смазанное пятно, отважно выполняет сложные трюки.

Номер с дрессированными попугаями выглядит как эпизод о приключениях в дебрях волшебного экзотического леса, где путешественники (обладатели серебряной медали им. Дурова в Берлине, дрессировщики Екатерина и Михаил Мирошниченко) и местные обитатели (поражающие ярким разноцветным оперением ара и белоснежные какаду) беззаботно играют. Огромные птицы кувыркаются внутри больших колец, катаются с горки, оперёнными «воланами» перелетают с ракетки на ракетку в своеобразном бадминтоне, и даже поднимаются по телу человека от его колен до макушки, цепляясь за одежду острыми коготками.

Джигиты под управлением Сергея Муратова несутся по кругу манежа быстрее ветра, на полном скаку ныряют под лошадиное брюхо, балансируют на спинах скакунов…

Точное попадание

В номере с арбалетом артист Ингвар заставляет зрителей переживать по-настоящему острые эмоции. Большая часть его мишеней – небольшие предметы в руках ассистенток. Тяжёлая стрела буквально вырывает из их пальцев игральные карты, рассекает лист бумаги, повёрнутый к стрелку ребром (его толщина меньше миллиметра!), пронзает небольшой воздушный шарик, который девушка держит в губах. Гвоздём номера становится трюк, когда стрела, пущенная Ингваром, рикошетит пять раз (!) от расставленных на манеже предметов и попадает в воздушный шарик, закреплённый прямо над его головой.

Артисты-стрелки нередко работали в «старом» цирке. Использовали они, как правило, пневматическое оружие. Ингвар решил добавить в жанр чуть больше романтичности, загадочности. Арбалет напоминает о средневековых героях, эпохе рыцарей, благородных воинов и свистящих в воздухе стрелах. Сейчас его номер – единственный в России в этом жанре, да и во всём мире цирковых стрелков – единицы. Причём за рубежом это, как правило, династийный жанр. «Технические секреты передаются там от отца к сыну поколение за поколением, не выходя за пределы семьи. Тем сложнее мне было его освоить «с нуля». Пять лет я потратил на регулярные упражнения в тире, затем начал добавлять в номер различные предметы. Когда понял, что готов, начал привлекать помощниц, которые держат мишени», – вспоминает артист свой путь к успеху.

Второй номер Ингвара в программе – иллюзия. В пустых стеклянных коробах исчезают ассистентки (чтобы потом снова появиться из ниоткуда), запертые в ящиках – появляются на верхнем ярусе зрительного зала. А в финале этого наполненного адреналином аттракциона самого Ингвара, закрытого в ящике, перепиливают огромные круглые ножи с устрашающими зубьями. И конечно, каким-то чудом он оказывается невредим!

Образ Ингвара для российского цирка непривычен. В дредах и бороде, в экстравагантном, сложного кроя пиджаке, похожем на пижонский камзол, он похож на рок-звезду. Причём это не «сценический образ», а проявление его натуры. Его уже заметило телевидение: он принимал участие в шоу на разных каналах, в том числе в «Шоу экстрасенсов» на ТНТ. А зрители в Ижевске получили возможность наблюдать его удивительное мастерство «вживую».

Повторить невозможно

Безусловная звезда программы – Михаил Ермаков. Он представляет сразу три номера – виртуозное жонглирование футбольными мячами, парный велоэквилибр и дрессуру собак.

Михаил – цирковой артист в третьем поколении. Номер «Собачья академия профессора Ермакова» он унаследовал от деда (тот начал работать в цирке ещё сто лет назад), от отца – номер с мячами, и уже сам, в сотворчестве с женой Ариной, создал необыкновенно красивый, элегантный и романтичный номер на велосипеде: юноша и девушка выполняют сложнейшие поддержки, не останавливая кружение велосипеда по манежу. Артист рассказывает: «Толчок к созданию номера мы получили в музее циркового искусства, который действует в петербургском Цирке Чинизелли. Там сохранилось несколько старых чёрно-белых фотографий, иллюстрирующих выступление пары велофигуристов. Когда-то, много десятилетий назад, это был довольно популярный жанр, а потом он по какой-то причине исчез с манежа. Мы начали искать информацию, и по обрывкам воспоминаний артистов прошлых лет и по музейным фотокарточкам восстановили основу номера. Конечно, значительную часть (поддержки, пластические элементы) мы придумали сами, – к счастью, моя жена Арина по образованию – хореограф и танцовщица. Поскольку номер действительно напоминает танец, сами мы называем его «па де де на велосипеде». Некоторые поддержки – абсолютно авторские, ни в одном другом номере этого жанра таких нет».

В 1965 году, когда отец Михаила Ермакова представил публике номер в спортивном стиле с жонглированием мячами, это тоже был единственный в своём роде номер в мировой практике. Чтобы передать номер сыну, Ермаков-старший начал тренировать его с раннего детства. «В номере было много оригинальных трюков, которые никто не мог повторить. Скажу честно, я сам не сразу смог их освоить, хотя отец и раскрывал мне секрет, как их выполнять. Только со временем нашёл «подход» к этим трюкам. С футбольными мячами я установил мировой рекорд, который внесли в Книгу рекордов Гиннесса. Я набивал мяч на плечах 2 320 раз – это заняло около 40 минут», – делится историей трюка Михаил. Поражённые его мастерством, продюсеры всемирно известного Цирка дю Солей предлагали ему одну из центральных ролей в шоу, но Михаил… отказался: «Дело в том, что я люблю более традиционный, классический цирк. У него максимально широкая аудитория. В нём такая атмосфера, что люди всех возрастов в равной степени ощущают себя детьми – верящими в чудо, испытывающими искренний восторг, смеющимися, удивляющимися. Это отличает цирк от других современных шоу, в том числе очень технологичных: именно в цирке у зрителей есть возможность пережить настоящую светлую радость, как в детстве».

Звёзды с улицы

Кроме того, дело было и в желании сохранить ещё один уникальный номер – «Собачью академию профессора Ермакова» (в Цирке дю Солей животных нет). Это настоящий мини-спектакль, где собаки работают наравне с дрессировщиком – демонстрируют знание географии, математики, поют (и попадают в ритм и ноты!) и разыгрывают драматические миниатюры, построенные на столкновениях разных характеров. О том, откуда берутся настолько талантливые и разносторонние четвероногие артисты, Михаил Ермаков говорит:

– Среди собак, работающих в номере, есть и потомственные артисты, родившиеся в цирке (преимущественно, это породистые животные, пудели). А есть и «подобранцы», спасённые с улицы дворняжки. Тото взяли по объявлению волонтёров, которые в городе Красногорске нашли выброшенного малыша непонятной породы, – он оказался превосходным артистом. Пса, который играет роль Муму, моя мама принесла с рынка – пошла за картошкой, а вернулась с бездомным щенком. Сейчас он – одна из звёзд номера, очень талантливый. Очередной пёс, которого мы забрали с улицы, сейчас репетирует – скоро у него дебют на манеже. Иногда собаки сами подсказывают трюки. Например, один из наших псов очень любит бегать на задних лапах. Мы ему дали свободу действий, и он прекрасно ходит и ходит «по-человечески» в номере.

Дрессура собак максимально гуманна. Собаки – партнёры человека на протяжении уже многих тысяч лет. Они рады служить, их вдохновение очевидно написано у них на мордах, заметно по их виляющим хвостам. Наша дрессура построена на сотрудничестве и на том, что для животных работа – это немного игра, немного охота и соперничество. На представление они выходят, чтобы наиграться.

Фото Сергея Рогозина.

На прощание Михаил Ермаков создаёт интригу: «За время наших гастролей в Ижевске, возможно, произойдёт смена поколений. Сейчас в номере работают несколько «старичков», которые выступать очень любят, все трюки знают назубок, но уже быстро устают и от этого нервничают. Конечно, и после выхода «на пенсию» они останутся с нами. У нас и сейчас живёт (и путешествует с нами из города в город) пёс, который давно не выступает из-за проблем с суставами. Расстаться с собакой, которая много лет была тебе другом и партнёром на манеже, невозможно. Но и двигаться вперёд необходимо. Все месяцы карантина я репетировал с молодыми собаками, и они уже достаточно освоили трюки, чтобы работать на публику. Нужно только убедиться, что они готовы к шумному, многолюдному залу».

Программа «Звёзды Московского цирка» (0+) идёт в Государственном цирке Удмуртии по 28 февраля.

04.02.2021

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта