Анастасия ЕФИМОВА: «Мы готовим ребят к победам»
Интервью, Статьи

Анастасия ЕФИМОВА: «Мы готовим ребят к победам»

22 и 23 января состоялся завершающий интенсив «Образовательный десант ТАУ+»

«Образовательный десант «ТАУ+» – это совместный проект Центра развития образовательных технологий и образовательного центра «ТАУ» при поддержке Фонда президентских грантов. Проект позволяет вовлечь подростков и их наставников из малых городов, сёл и деревень Удмуртии в научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность. Также он обеспечивает равные образовательные возможности реализации способностей и талантов школьников.

С сентября 2020 года уже состоялись выездные интенсивы «Образовательного десанта ТАУ+» в семи сельских районах и городах республики. В них приняли участие 717 школьников и 265 педагогов из 17 районов Удмуртии. Проведение выездных интенсивов было первым этапом проекта «Образовательный десант ТАУ+». Вторым этапом станет подготовка и сопровождение участников конкурсов и олимпиад республиканского и всероссийского уровня.

Фокус на талант и его развитие

О целях и задачах, о возникающих трудностях и первых итогах проекта мы беседуем с заместителем директора по научно-методической работе Анастасией ЕФИМОВОЙ.

– Анастасия Юрьевна, расскажите, для чего придуманы интенсивы?

– Мы хотим показать ребятам возможности, которые открывает проектно-исследовательская деятельность. Хотим рассказать о научно-технологических направлениях, с которыми, вполне вероятно, будет связана их будущая профессия. Хотим погрузить в мир науки, инноваций, технологий.

– Ваш центр для одарённых детей. В самой аббревиатуре ТАУ первая буква указывает на талант. Где искать талантливых?

– Одарённость, талант – очень относительное понятие. Мы считаем, одарённый тот, кто нашёл зону своих интересов и что-то делает для своего развития. Для нас одарённость – это активный интерес. Мы стараемся вести просветительскую деятельность и доносить нашу позицию. Такие мероприятия, как образовательные интенсивы и десанты, помогают это сделать. Мы привыкли воспринимать одарённость в узком академическом смысле, на ней чаще всего фокусируются в школе. На самом деле существуют разные виды одарённости. Есть лидерская, интеллектуальная, спортивная одарённость и творческая. Проектно-исследовательская деятельность меняет фокус, расширяя его. Позволяет ребятам с разными видами одарённости почувствовать себя успешными.

– С какими трудностями сталкивается образовательный центр?

– Одна из наших болей – территориальная удалённость от центра города. Вместе с тем мы понимаем, что в каждом районе должны появиться и уже появляются подобные учреждения. Второй вопрос вытекает из первого: наполняемость «ТАУ». У активных ребят сегодня огромное количество возможностей. Нам приходится конкурировать с той же школой. Конечно, ребёнку выгоднее получать все дисциплины в родных стенах. А мы – в дополнение, мы так и называемся – «дополнительное образование». У ребят элементарно нет свободного времени, но мы вырабатываем индивидуальные планы, занимаемся по выходным, всячески идём навстречу.

– Допустим, ученик проживает в Можге и очень хочет заниматься в вашем центре. Как реализовать его желание?

– Тут существует два сценария. Кстати, если говорить именно про Можгу, то у нас заключено с администрацией одной из школ соглашение о сотрудничестве по сопровождению организации проектно-исследовательской деятельности в рамках «Десанта ТАУ+». Один из пунктов соглашения как раз о возможности приехать на проектные выходные. Это интенсивы погружения для ребят, когда они целый день работают в каких-то лабораториях. Почему говорю «в каких-то», потому что всё зависит от специализации их проектов. Мы – бюджетное учреждение. Муниципалитету нужно лишь осуществить подвоз и оплатить питание. Если иногородний ребёнок просто проявляет интерес к занятиям, у нас есть программы дистанционных технологий. Одно из наших структурных подразделений – бывший лагерь «Лесная страна». Мы называем его «Кампус ТАУ». Проводим профильные смены для ребят не из Ижевска в том числе. Погружение на 5, 7, 10 дней.

– Можно ли говорить уже об имеющихся результатах?

– Да. Мы являемся координатором конкурса «Большие вызовы». Это всероссийский конкурс. Елена Шмелёва, руководитель образовательного центра для одарённых детей «Сириус» в Сочи, предложила Президенту России приравнять конкурс «Большие вызовы» к Всероссийской олимпиаде школьников. Одним словом, у нас есть повод для гордости. Акцент сегодня ставится на междисциплинарные области. Не просто физика или математика, а сплав. Так, в «Больших вызовах» есть направление «Большие данные», которое включает в себя искусственный интеллект, финансовые технологии, машинное обучение. Есть направление когнитивных исследований, генетики и персонализированной медицины. За такими конкурсами будущее. И мы готовим ребят к победам. В прошлом году было 13 победителей на всероссийском уровне. Ребята поедут в «Сириус», где получат возможность работать с крупными высокотехнологичными компаниями типа «Росатом», «Роскосмос». Это и опыт, и потенциальные работодатели. Но самое главное, победившие ребята заносятся в государственный информационный ресурс об одарённых детях. Они могут претендовать на президентский грант и ежемесячно получать 20 тысяч рублей при поступлении в вуз. Государство создаёт инфраструктуру, которая позволит не отвлекаться на финансовое обеспечение. Ребята могут сфокусироваться на своём развитии.

«ТАУ» значит «спасибо»

В образовательном центре нет плана выдать определённое количество победителей разного уровня. Услышать «спасибо» от тех, кто обнаружил свой интерес к какой-то науке и пошёл активно торить в ней свой путь, уже достаточно.

Педагоги благодарны за знания об актуальных проектных конкурсах и инструментах для развития проектного обучения, выявления способностей и тьюторского сопровождения школьников. Они расширили свои компетенции в области 3D-моделирования, робототехники и естественных наук. Они попробовали себя в качестве педагогических дизайнеров на хакатоне и разрабатывают образовательные мероприятия для своих школ, учреждений дополнительного образования.

Школьники с интересом посетили мастер-классы по когнитивным исследованиям, медиакоммуникациям, биоинженерии, химии и агротехнологиям, 3D-моделированию, робототехнике. Ребята получили возможность разработать идеи для своих проектов и исследований.

Итог «Образовательного десанта ТАУ+» – сотрудничество с педагогами и учебными учреждениями из разных районов Удмуртии по организации и сопровождению проектной деятельности школьников. Спасибо, что родился диалог, из которого однозначно следует увеличение количества победителей и призёров проектных и научно-технологических конкурсов из малых городов и сельских районов республики.

29.01.2021

Автор материала:

Татьяна Николаева

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта