Всех одним «Аршином» поверить
ЖКХ, Статьи

Всех одним «Аршином» поверить

Как поверить счётчик воды и при этом не нарваться на мошенников

В январе истёк срок моратория на поверку квартирных счётчиков воды, который был введён на волне коронавирусных ограничений. С 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года ресурсоснабжающим и управляющим компаниям было предписано принимать показания приборов учёта для расчёта оплаты потреблённых коммунальных услуг, даже если срок их поверки истёк. Сейчас эти ограничения сняты, поэтому чтобы не нарваться на штрафные санкции, стоит провести ревизию приборов учёта расхода ресурсов и при необходимости провести их поверку. Как это сделать правильно, разбирался корреспондент «УП».

Начнём с того, что с 24 сентября 2020 года в России действуют новые правила поверки бытовых счётчиков – приборов учёта потребления воды, газа, электрической и тепловой энергии. Единственным юридически значимым подтверждением, что счётчик прошёл проверку и его показания можно использовать при начислении платы за коммунальные ресурсы, становится электронная регистрация в специализированной информационной системе. Бумажные свидетельства о поверке будут выдаваться лишь по желанию пользователей приборов учёта и носить исключительно информационный характер.

Что такое поверка?

По сути, это проверка точности показаний счётчика. Предполагается, что завод-изготовитель выпустил прибор учёта с точными измерительными характеристиками, проведя его первичную поверку. С течением времени в этих показаниях могут возникать погрешности, из-за чего корректность счётчика снижается. В ходе поверки специалист на своём оборудовании, сверенном с эталонными устройствами, устанавливает, критичны ли возникшие погрешности и может ли прибор служить дальше.

Период между такими проверками называется межповерочным интервалом и указывается заводом-изготовителем в паспорте прибора учёта. Обычно в случае с бытовыми счётчиками речь идёт о нескольких годах. Например, для счётчика горячей воды – это в среднем четыре-пять лет, а для холодной – шесть. Следить за корректностью показаний прибора должен владелец или арендатор квартиры.

Если срок поверки прибора истёк, то управляющая или ресурсоснабжающая компании могут отказаться принимать показания счётчиков. Плата за ресурсы в этом случае будет начисляться следующим образом: в течение первых трёх месяцев после окончания межповерочного срока расчёт будет вестись по средним величинам показаний прибора учёта за последние полгода, а потом – по нормативам потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 1,5.

Что изменилось?

Теперь о новых правилах поверки бытовых счётчиков, которые начали действовать в сентябре. По сути, вся процедура остаётся прежней. Обязанность проводить поверку приборов учёта остается за жильцами, а коммунальщики должны осуществлять контроль за соблюдением межповерочных сроков и своевременно уведомлять об этом жильцов.

Меняется порядок оформления поверочных работ, которые заказывают пользователи приборов учёта. Раньше, подтвердив дальнейшую работоспособность счётчика, мастер выписывал соответствующую бумагу, которую нужно было отнести в УК или в РСО.

Теперь бумажный документ будет выписываться только в том случае, если об этом попросит заказчик услуги. Но сам факт того, что счётчик поверен и получил одобрение для дальнейшей эксплуатации, теперь может быть подтверждён только в электронном виде.

Бумажное свидетельство будет иметь силу стикера на холодильнике – с напоминанием, когда нужно поверить прибор учёта в следующий раз. Силу реального документа получит запись, которую поверитель внесёт в федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений – элемент федеральной государственной информационной системы «Аршин», созданной и администрируемой в Росстандарте. Без передачи сведений во ФГИС «Аршин» результаты метрологических работ будут недействительны.

Для чего это сделано?

Как заявляют в Росстандарте, основная цель нововведения, помимо цифровизации, – очистить рынок метрологических услуг от мошенников. В последние годы в стране активизировались фирмы, которые предлагают услуги по поверке счётчиков, но не имеют на это права. Лже-метрологи звонят по телефону, ходят по квартирам, раскидывают фальшивые уведомления в почтовые ящики. Причём свои рекламные объявления эти дельцы научились маскировать под официальные бумаги, ловко обосновывать запредельно высокие тарифы на свои «услуги», которые не факт, что нужны, и вопрос – действительно ли оказывались.

Обновлённый порядок оформления поверки, по замыслу разработчиков, должен оставить на рынке только те фирмы и тех индивидуальных предпринимателей, которые прошли аккредитацию. Без этого просто не получить доступ к тем разделам информационной системы, которые позволяют вносить в неё сведения, подтверждающие, что прибор учёта действительно поверен. Задумка в том, чтобы каждый пользователь прибора учёта уже через сутки смог сам войти в систему и проверить результат визита поверителя: в системе должны отразиться сведения о счётчике, если ввести его заводской номер. Предполагается, что тем же путём эти сведения будут получать и организации, начисляющие плату за ЖКУ. Что, кстати, также должно избавить пользователей счётчиков от лишней беготни по кабинетам.

Как защититься от мошенников?

Главный вопрос к новому порядку – как собственник или арендатор жилья узнает, что к нему пришёл действительно аккредитованный поверитель? «Пробить» организацию можно через реестр организаций, аккредитованных на право проведения поверки бытовых счётчиков воды, который размещён на официальном сайте Росаккредитации. Достаточно ввести туда ИНН или название организации, и если компании там нет, лучше отказаться от её услуг.

Другой вопрос – будет ли этим заниматься рядовой квартировладелец, тем более пожилые люди, а именно они чаще всего становятся жертвами мошенников. Ещё один способ обезопасить себя, который предлагают в самом Росстандарте, – потребовать от поверителя тут же, в присутствии заказчика услуги по поверке, внести её результаты в ФГИС «Аршин». И не спешить с расчётом до момента, пока не будет получено подтверждение, что система эти сведения отразила. Вероятно, это не очень понравится тем, кто оказывает услуги. Но расчёт как раз на то, что на рынке в конце концов останутся лишь честные игроки, готовые мириться с его особенностями.

Наконец, можно просто позвонить или прийти в свою управляющую компанию и поинтересоваться там двумя вещами. Первое – это датой окончания межповерочных интервалов приборов учёта, установленных в вашей квартире. УК располагают такими сведениями и, как правило, указывают их прямо в ежемесячных квитанциях об оплате услуг ЖКХ. Зная, что поверка предстоит только через год, а то и через два-три, можно смело посылать подальше любую фирму, которая пытается навязать вам немедленную проверку счётчиков.

Второе, в чём может помочь управляющая организация, – дать список организаций, с которыми можно иметь дело.

Между тем

С 1 июля 2020 года в стране началась поэтапная реализация нового Федерального закона № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учёта электрической энергии в РФ», который в народе уже «окрестили» законом об «умных» счётчиках. Он меняет привычную схему установки и поверки приборов учёта электрической энергии: снимает эту обязанность с потребителей и передаёт поставщикам ресурса. Так, для частных домов и предприятий функция установки приборов учёта возложена на электросетевые компании, являющиеся дочерними структурами ПАО «Россети». В многоквартирных домах приобретать и устанавливать абоненту приборы учёта отныне должен гарантирующий поставщик электроэнергии, в Удмуртии это Удмуртский филиал «ЭнергосбыТ Плюс».

Все нюансы нового порядка оговорены в постановлении Правительства РФ № 950 от 29.06.2020 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учёта электрической энергии», которое также вступило в действие 1 июля 2020 года. В частности, в документе чётко прописаны новые нормы взаимодействия поставщиков и потребителей услуг, обязанности сторон и особенности учёта электроэнергии, также там оговорены сроки выполнения отдельных работ, связанных установкой и эксплуатацией «умных» электросчётчиков.

Проще говоря, если раньше жилец должен был сам следить за состоянием электросчётчика: поверять его, менять, когда сломался или срок его эксплуатации вышел, то теперь это уже обязанность энергетиков. Максимум, что теперь потребуется от потребителя, сообщить, что прибор учёта вышел из строя, и обеспечить допуск специалиста в квартиру или в подъезд, если счётчик установлен на лестничной площадке, и его заменят бесплатно. На это энергетикам даётся полгода.

Изменился также порядок начисления платы в период со дня подачи заявки на замену счётчика до того, как он начнёт работать. Раньше, если счётчик вышел из строя или был пропущен срок его поверки, то первые три месяца начисление велось по среднему потреблению за последние шесть месяцев, а затем, начиная с четвёртого месяца отсутствия работающего счётчика, – по нормативам с увеличенным коэффициентом 1,5. Сейчас же – только согласно средним показаниям за последние полгода.

Кстати, все нововведения распространяется на юрлиц и индивидуальных предпринимателей, которые занимают нежилые помещения в многоквартирном доме.

21.01.2021

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта