Мистика села Мазунино. От Ада к Раю?
Статьи

Мистика села Мазунино. От Ада к Раю?

Вихри революции

Окончание. Начало в номерах газеты за 5, 12, 19 и 26 ноября 2020 г.

Напомню интригу: профессиональный иконописец Николай Андронов, став большевиком, упорно пытается внести раскол в ряды православного духовенства и прихожан старинных сёл Сарапульского уезда.

Мазунинские «лунки» и вятская «крыша»

Итак, в 1910 году наш двуличный герой подрядился расписывать холодный храм мазунинской церкви Преображения Господня. Это величественное пространство всё ещё выглядело пустовато. И вот оживить его, украсив стены назидательными сценами, должны были росписи в трёх больших люнетах или по-русски «лунках» (от названия Луны). Они завершают арки западной, южной и северной стен зала. Сейчас там всё ободрано, но ещё лет тридцать назад можно было разглядеть некие фигуры. Напротив алтаря, с запада, был представлен Страшный суд с корчащимися в адском огне грешниками. Слева, в северном люнете, угадывалась битва архангела Михаила с дьяволом. Следы изображения пальмовых ветвей в южном люнете позволяют предположить, что там была сцена вхождения Иисуса Христа в Иерусалим. Именно эту роспись мазунинцы воспринимали раньше как изображение Рая.

Надо отдать должное Андронову. Исполнил всё добротно, как учили в Пензенской художественной школе. Увязал фигуры по масштабу и пластике с классической архитектурой, строго выдержал цветовую гамму. Всё бы хорошо, но ведь попутно склочный богомаз ухитрился выжить отца Петра Напольского, благочинного, то есть управляющего округом из семи сёл. Центр его издавна располагался в Мазунино. Удалось это потому, что лет через пять после упомянутого в прошлом выпуске инцидента в Чеганде, населённой в основном марийцами, Андронов близко сошёлся с крещёным марийцем, «академиком» (то есть выпускником духовной академии в Казани) Павлом Глезденёвым. В сентябре 1907 года тот занял в Вятке пост епархиального инородческого миссионера, отвечая в том числе и за удмуртов. В годы Первой мировой войны Глезденёв даже оказался редактором-издателем самой первой удмуртской газеты «Войнаысь ивор» («Вести с войны»). Вот этот замечательный в целом деятель христианского просвещения и стал «крышей» для шального богомаза. Почему? Загадка.

Документально зафиксировано как Андронов однажды бахвалился перед приходскими священнослужителями своими фантастическими возможностями: «Я имею громадную силу. Захочу убрать – уберу. У меня в Вятке друг – епархиальный миссионер Павел Глезденёв – правая рука самого епископа, преосвящённого Филарета. Как пропишу ему – так тому и быть».

Кигбаевско-сарапульские страдания

С июня 1912 года наш герой работает уже в Кигбаево. Древний храм конца XVIII века (с пристроенной позже колокольней, очень похоже – дудинской) тоже стоял там не украшенный настенной живописью. Кигбаевцы, не вняв предостережениям мазунинцев, заключили с Андроновым договор и выдали ему в аванс сто рублей. Он поднимался на леса – и под его кистью возникали лики святых, расцвеченные излюбленной у живописца голубовато-коричневой гаммой. Но спускаясь на грешную землю, Николай представал во всей своей воинствующе атеистической натуре. Ну никак не мог он удержаться от грязного богохульства и подленьких интриг. Небольшой кигбаевский причт застонал.

Богомаз-большевик был способен в пьяном кураже и оскорбить пожилого прихожанина, и изнасиловать зазевавшуюся молодушку. Именно за «это самое», а отнюдь не за отстаивание каких-то благородных коммунистических идеалов, Андронову придётся вскоре провести несколько месяцев в тюремном заключении в Сарапуле. Через то же самое его и растерзают позже в Дебёсах.

Весной 1913 года Андронов на свободе, отрабатывая выданный аванс. Но художник сразу вошёл в прежнюю хулиганскую норму, да так, что весь кигбаевский причт единодушно обратился к епископу, беспокоясь не столько за себя, сколько за прихожан, развращаемых двуличностью богомаза. Священник Пётр Мосолов заявил: «Живописец Андронов отличается живописным искусством, но при своём отрицательном отношении к церкви и духовенству может в своих работах допустить пасквиль и возбудить в молящихся чувства религиозного оскорбления. Его вообще нельзя допускать к живописным работам». Крестьянин Ефим Чухланцев добавил, что Андронов «ведёт нетрезвую жизнь, глумится над духовенством, обзывая его «долгогривой семейкой», развращает молодёжь, пропагандирует антихристианские мысли», а ещё «пригрозил мне – застрелю».

Конфликт затих, когда летом 1914 года богомаза-большевика забрали в царскую армию. Где, как, в качестве кого он там служил – неизвестно. Но осенью 1917 года Андронов (дезертировав?) оказался в Казани, причём сразу в статусе заместителя председателя городского Ревкома! А утречком 17 ноября он уже грозно въезжает в Сарапул во главе целого эшелона: 600 красногвардейцев с трёхдюймовыми пушками и пулемётами. Этот лихой захват купеческого города был предпринят по просьбе ижевских большевиков. Они-то ещё 27 октября провозгласили у себя Советскую власть, но их беспокоил уездный центр, где царила «мелкобуржуазная» смута и даже случались пьяные погромы. Андронов быстро навёл в городе революционный порядок и провозгласил установку для сарапульцев: «Немедленный переход всей власти в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Удивляюсь, почему в Сарапуле, где Андронов томился в тюрьме и куда принёс на штыках Советскую власть, так и не появились улица его имени или даже памятник художнику – в комиссарской кожанке, у пулемёта и с кистью за ухом. Это был бы шедевр соцреализма.

Утомившись от военно-политических игр, Андронов поехал в Дебёсы, где тогда находилась его семья. Там он, по советской версии, якобы «сразу включился в работу местной организации большевиков». А вот уголовная хроника из газеты «Кама» представляет иную картину. В 2 часа ночи 8 декабря изголодавшийся комиссар красногвардейцев вломился в дом судебного следователя, земского начальника Горемыкина и набросился на его жену. На шум, а затем и звуки набата, прибежали крестьяне, которые и свершили самосуд.

Вы думаете, что чисто уголовный «казус Андронова» редчайшее исключение? Нет, это типичная ситуация. Вот и руководитель ижевских большевиков, с почётом захороненный возле Михайловского собора (не хочется даже лишний раз поминать фамилию крупного революционера и красноармейского комиссара), всем старым ижевцам был хорошо известен ещё с 1912 года как матереубийца.

Долгий путь к гармонии

Началась Гражданская война и настал настоящий Ад. 18 мая 1919 года село обстреляли пушки с камского парохода и в храме появилась огромная пробоина, а рядом сгорели четыре избы. Через четверть века партийцы-коллеги Андронова сбросят все мазунинские колокола «на нужды индустриализации». Священную утварь изъяли из алтаря ещё в начале 1920-х годов. Книги и часть икон власти вывезут позже в Камбарку, лишь некоторые иконы колхозники успели разобрать по домам. Храм Преображения будет приказано преобразовать в клуб и библиотеку. Хорошо если бы хоть это, но вместо учреждений культуры, уже после войны, под сводами храма будут складировать зерно и ядохимикаты. Из-за последних кирпичи по низу быстро превратятся в труху, а в пролом на южном портике даже трактора начнут въезжать.

Лишь в постсоветское время, в апреле 1999 года, удастся воссоздать приход. В одном уголке, расчищенном после субботника, стали проходить богослужения. Большие перемены начнутся только через шесть лет, когда будет принята «Программа социально-экономического развития УР». По инициативе президента Удмуртии А.А. Волкова туда включат реставрацию пяти прикамских храмов, в том числе и мазунинского. Опытной команде реставратора Д.И. Шабалина удалось залатать дыры и прекратить процессы разрушения, в том числе посредством инъекции в кладку специальных растворов. Уже к 31 августа 2008 года весь внешний объём храма предстал в прежней красе!

Но намного труднее восстановить уникальное внутреннее убранство. Конечно, сельские православные активисты, в том числе О.Н. Попова, отвечающая в приходе за воскресную школу, очень стараются. Но нужных специалистов здесь просто нет, так же, как опыта и средств. Думается, что шедевр классицизма, воплощающий былую славу Прикамья, должен избежать аляповатой, как обычно бывает, самодеятельности и всё же приобрести прежний – целостный, дудинский, гармоничный облик, достойный стиля ампир. А росписи Андронова, которые восстановить всё равно невозможно (нет их эскизов и даже фотографий), должны сменить работы более честного и профессионального современного художника-монументалиста.

Евгений Шумилов

04.12.2020

Автор материала:

Аватар

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта