20 российских умельцев
Журнал "Родина"

20 российских умельцев

Изобретатели-самородки, вписавшие свои имена и открытия в историю цивилизации

Продолжение. Начало в номерах газеты за 16, 23 июля, 6, 13, 20, 27 августа, 3, 10, 17, 24 сентября, 1, 8, 15, 22 октября, 5, 12, 19, 26 ноября 2020 г.

Дмитрий Григорович (1883-1938)

Гидросамолет

Пока изобретатель гирькой не перекрестится, летающий крейсер над морем не грянет

Не всякий сможет перекреститься двухпудовой гирей. Трюк, приводивший цирковую публику в восторг, легко проделывал Дмитрий Павлович. Силач он был. Гиря гирей, а сын военного интенданта Григорович всю жизнь делал гидросамолёты (да и просто самолеты) – успел сконструировать больше 60 разных типов, 38 из них выпускали серийно. После Киевского политеха и учёбы в бельгийском Льеже перебрался в Петербург и в 1912-м стал техдиректором «Первого Российского товарищества воздухоплавания С.С. Щетинин и К».

А ещё через год соорудил тот самый новый тип морского самолёта, который станет классическим.

До Григоровича задачу решали примитивно – ставили обыкновенные сухопутные самолёты на огромные поплавки. Молодой инженер создал именно летающую лодку. Она могла взлетать и садиться при полуметровых волнах. Днище не «прилипало» и легко отрывалось от водной поверхности. Двухместный гидросамолёт М-5 легко разгонялся до приличной скорости 105 км/ч.

Разумеется, его сразу приняли на вооружение. И уже в апреле 1915 года М-5 выполнил первый боевой полёт, подтвердивший его высокие лётно-технические данные, а в следующем году бомбил турецкие порты Зунгулдак и Стамбул. От закупок иностранных самолётов, как ни кряхтели чиновники, пришлось понемногу отказываться.

До 1917 года Григорович успел сконструировать и первый в мире морской истребитель М-11, и летающий морской торпедоносец (с 1000-килограммовой торпедой на борту), и летающий морской крейсер…

Конечно, Григорович пытался служить новой власти. Однако созданные им самолёты-разведчики М-22 и М-23 в серию не пошли: не было подходящих двигателей. Григорович, было дело, от отчаяния запил. Из всех его проектов до серийного выпуска дошёл только четырёхместный гражданский самолёт. Григоровича с группой конструкторов отправили на исправление в «шарашку», где он совместно с Поликарповым создал знаменитый истребитель И-5, потом И-7. А что им «шарашка» – люди-то одержимые!

В 1938-м организовал новое ОКБ-153. В том же году, 26 июля, умер от белокровия. Похоронили с почестями на Новодевичьем.


Литература

Три крошечных, изящных гидроплана вынырнули из-за мыса и шли низко над морем… Рёв моторов оглушил бухту, а потом стих, и гидропланы ушли в направлении Сен-Максима…

– Даже не взглянули на меня, – сказала Кэтрин. – Какие деловые ребята.

– А чего ты ждала? Аэрофотосъёмки? – спросил Дэвид.

Э. Хемингуэй. «Райский сад»


Суть изобретения

В общем и целом гидроплан схож с сухопутным самолётом. Одно «но»: гидроплану нужна плавучесть, непотопляемость, остойчивость на воде – как для морского судна.

Двигатели над крылом, чтобы не заливало водой. Вместо обычного силового агрегата (двигатель спереди в сочетании с тянущим винтом), Григорович стал использовать толкающий пропеллер на крыле позади пилота. Это уменьшало риск залива двигателя водой и улучшало обзор пилоту.

Конкуренты

В 1918 году военное ведомство США, получив от «белой армии» несколько гидросамолётов, организовало серийный выпуск аналогичных – без ссылок на первоисточник. Французы также стали выдавать за изобретение Анри Фармана конструкцию крепления коробки крыльев к фюзеляжу, разработанную в 1917-м Григоровичем для летающего морского крейсера МК-1.

Текст: Игорь Вирабов, Исторический журнал «Родина»

03.12.2020

Автор материала:

Удмуртская правда


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта