Интервью, Планерка

Фарит Губаев: «Искать новые пути развития для Ижевска»

В редакции обсудили, как сделать город одновременно красивым и практичным, почему нужно строить Парк технических видов спорта, а также поговорили о любви к скорости и свободе

Фарит Ильдусович Губаев для тысяч ижевчан – человек, развивший ЖРП № 8 в крупнейшую управляющую компанию, экс-депутат Госсовета УР и депутат Гордумы Ижевска трёх созывов. 8 октября 2020 года большинством голосов он был избран председателем Гордумы Ижевска. Курирует долгосрочный проект «Пешеходный Ижевск». А ещё он любит… экстремальные гонки.

Анна ВАРДУГИНА: Кто вы?

– Я человек, который любит жизнь. Радуюсь каждому дню, с радостью принимаю всё происходящее. Быстро забываю невзгоды и неудачи и никогда не оборачиваюсь назад, иду только вперёд. Второй год я участвую в образовательном проекте в Сколково. На одном из тренингов нам предложили составить свой герб. На моём оказались молот (он символизирует работу), меч (потому что надо пробивать дорогу), маяк (он освещает дорогу, показывает другим верный путь).

Владимир БАЙМЕТОВ: Часто вам приходилось пробивать дорогу?

– Мне всегда было скучно сидеть спокойно. А смекалка и настойчивость никогда не подводили. Что было предназначено мне судьбой? Всю жизнь проработать сельским механизатором, как отец. Но я хотел быть хозяином своей судьбы. В 1990-м благодаря упорству устроился в ижевский автосервис (и считал тогда это пиком своей карьеры). Первое время жил нелегально в рабочей общаге на Дзержинского, 32а. В комнату чуть ли не по скрученным полотенцам поднимался. Там же, на восьмом этаже, жила моя будущая жена… В начале 90-х, как и многие, ездил с другом в Китай, на взятые в заём под процент деньги покупал советскую фототехнику и в Китае обменивал её на пуховики и другие товары, которые продавал в Ижевске на рынке. Потом занимался поставками хозтоваров, – сам был и экспедитором, и грузчиком, и кассиром.

Позже пришёл работать в жилищно-коммунальное хозяйство. Когда я возглавил «ЖРП № 8», эта управляющая компания обслуживала 32 дома. В начале 2020 года домов в управлении было более 440. Все эти годы к нам по желанию жителей переходили дома от других «управляек», поскольку видели, как мы работаем. Но, чтобы добиться этого результата, на первых порах приходилось впахивать по принципу «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Зато этот опыт позволяет мне сегодня говорить, что я досконально разбираюсь в городском хозяйстве, знаю нужды большого города.

Андрей ИВАНОВ: Вас знают как любителя автогонок. А можно ли работу в Гордуме Ижевска сравнить с гонками, где много препятствий и важна взаимоподдержка всех членов команды?

– Прямые аналогии я бы не проводил. Мне очень нравится команда Городской думы Ижевска этого созыва: все депутаты – интересные, достойные, надёжные люди. Моя задача сейчас – объединить их. Опыт работы и в Госсовете УР, и в Городской думе показал, что депутаты между собой почти не общаются, каждый живёт своей жизнью, решает собственные задачи. А ведь много идей, проектов, планов появляется именно в общении, в обмене мыслями. Первая же наша сессия завершилась неформальной частью, где каждый в свободной форме рассказал остальным о себе – о своих интересах, о том, чем он может помочь нашему депутатскому сообществу, какие его компетенции могут принести пользу городу.

Анна ВАРДУГИНА: В чём вы, как председатель Гордумы Ижевска, видите свою первоочередную задачу?

– В изучении возможности привлечения федеральных и республиканских денег для реализации важных для города проектов. Зачастую от нас требуется только заблаговременная подготовка документации. Помню, что, ещё будучи депутатом Госсовета УР, предложил депутату Гордумы Алексею Гарипову (мы работали в одном округе) создать общественное пространство, – теперь это Рябиновый сквер. Мы запроектировали его в рамках депутатских наказов, составили смету всех работ, и когда стартовал инициированный Президентом нацпроект «Жильё и городская среда», реализовали наш проект первыми в городе: сквер был открыт в сентябре 2019 года. Из федерального бюджета на благоустройство Рябинового сквера было выделено более 16 млн рублей. Он получился классным, жители округа его любят. Так что нам нужно заранее готовить документацию на социально значимые проекты, и как только появится новая республиканская или федеральная программа, входить в неё с готовыми предложениями.

– Александр Бречалов не раз упоминал, что поддерживает ваш проект «Пешеходный Ижевск». Расскажите о нём подробнее.

– «Пешеходный Ижевск» – это долгосрочный, масштабный проект ремонта сети тротуаров города, рассчитанный до 2025 года. Он должен изменить облик Ижевска, поскольку затрагивает все его районы, и улучшить качество жизни горожан. Сначала была исследовательская работа. Мы принимали заявки на ремонт тротуаров от горожан (получили больше 500 заявок, но некоторые дублировали друг друга). Депутаты Гордумы проанализировали состояние тротуаров в своих округах, своими глазами увидели все проблемные участки, поговорили с жителями районов. «Пешеходный Ижевск» – это, фактически, те же депутатские наказы, но в едином направлении – создании пешеходного каркаса города. Это приведение городских тротуаров в надлежащее по качеству состояние, с заложенной возможностью создания велодорожек там, где это в принципе возможно.

Елена БОРОДИНА: На зимние месяцы проект приостановлен?

– Мы хотим как можно раньше провести конкурс между будущими подрядчиками, чтобы победители конкурса, которые весной начнут ремонтные работы, уже сейчас, по более низким зимним ценам, смогли закупить расходные материалы (к лету традиционно стоимость песка, брусчатки вырастет). Сейчас они смогут сэкономить на материалах и, мы надеемся, не будут экономить на качестве работ.

В Реестр первоочередного ремонта, который составили депутаты совместно с администрациями районов, вошёл 291 тротуар (в среднем, в каждом округе необходимо отремонтировать 11 тротуаров). В 2021 году на проект «Пешеходный Ижевск» будет выделено 104 млн рублей. Зная стоимость ремонта квадратного метра тротуара (2000 рублей), несложно подсчитать, сколько тротуаров мы сможем сдать в следующем году – не менее 50 тысяч кв. м. Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачёв подтвердил, что проект будет продолжен в 2022-2023 годах, и сумма финансирования не будет уменьшаться.

– Уже решено, какими будут тротуары – асфальтовыми или вымощенными плиткой?

– В соцсетях мы задали жителям города вопрос о том, какими они видят тротуары, и выяснили, что под брусчаткой большинство имеет в виду мелкую плитку. В ней застревают каблуки, на ней подпрыгивают детские коляски – это неудобно. Но есть и другие брусчатки! С более крупными плитками (посмотрите, на Центральной площади положили крупноформатную плитку, и она выглядит очень интересно), с антигололёдными свойствами. Кроме того, я как специалист в ЖКХ, точно знаю, что сделать – это одно, а поддерживать в рабочем состоянии – это другое. С точки зрения эксплуатации и обслуживания брусчатка намного удобнее и практичнее асфальта. Если необходимо вскрыть покрытие, чтобы добраться до инженерных коммуникаций, брусчатку можно просто разобрать, а потом так же аккуратно собрать плиточка к плиточке, даже зимой, – асфальт же нужно укладывать заново (а это новые расходы на все материалы), причём зимой это очень сложно.

Анна ВАРДУГИНА: Тротуары пока не отремонтированы, но на прогулки по городу вы уже выходите регулярно.

– Да, каждую пятницу я с кем-то из известных, деятельных граждан Ижевска хожу на прогулку со скандинавскими палками – это проект «Прогулка со спикером» (на этой неделе мой гость, например, директор «Парков Ижевска» Сергей Буторин). Я приглашаю горожан присоединяться ко мне и к моим собеседникам на прогулках по Холмогоровскому лесу. Мы стартуем каждую пятницу в 6.50 утра от стоянки у ТЦ «Талисман» и доходим до спортбазы «Искра», а потом идём обратно. Прогулка получается около 8 км. Мне этот маршрут нравится: проходя по нему, видишь, как преображается Ижевск. На нашем пути – и лесная тропа, и появившееся недавно благоустроенное пространство у Подборенки, и застраивающиеся микрорайоны.

Сергей РОГОЗИН: По мягкой земле гулять полезнее, чем по асфальту.

– Верно! Уверен, в каждом районе Ижевска должно быть место, куда жители могут выйти на прогулку, подышать воздухом, полюбоваться природой. По асфальту гулять неинтересно, это должны быть именно живописные, расчищенные тропинки. Понимая это, мы и реализуем проект «Тропы здоровья». В Ленинском районе появились уже два благоустроенных, освещённых пеших маршрута по лесной зоне. Этим летом проложили «тропу» в Буммашевском лесу. По её обустройству ещё много работы, но бесплатная группа здоровья с инструктором по северной ходьбе уже занимается там три раза в неделю. Также достигнута договорённость с застройщиком, который готов за свой счёт при поддержке города сделать «Тропу здоровья» в Тимирязевском лесу. Что такое благоустройство лесной тропы? Это освещение, отсыпка тропинки древесной щепой (это экологично, красиво, позволяет избежать луж). Щепу нам бесплатно предоставляет «Удмуртлес», городу нужно только найти средства, чтобы вывезти её с лесопилок. «Тропы…» я оцениваю как важный социальный проект – это здоровье, физическое и психологическое, возможность побыть наедине с природой, почувствовать умиротворение и красоту.

Анна ВАРДУГИНА: О чём ещё в сфере благоустройства у вас «болит сердце»?

– Необходимо работать над содержанием общественных пространств. Скверы мы сделали, а содержанием (тем более таким, которое могло бы их монетизировать) не наполнили. В новых скверах, например, в проекты не были заложены киоски фаст-фуда, где гуляющие могли бы купить перепечку и стакан чая. Над этим нам ещё предстоит работать. Совместно с предпринимателями (тем же фаст-фудом, владельцами мобильных детских аттракционов и т.д.) нам нужно искать точки роста для этих объектов. Потому что мало создать красивый объект, нужно его эффективно эксплуатировать.

– Как у вас появилась идея превратить фасады ижевских домов в арт-объекты? В прошлом году мы увидели «пиксельного Чайковского», а совсем недавно на фасаде жилого дома на улице Дзержинского был нарисован портрет оружейника Драгунова.

– Практические соображения тут соединились с желанием сделать город современным, динамичным, небанальным. Фасады многих ижевских домов требуют ремонта. Но обшивка металлосайдингом мне не нравится. Он неудобен в эксплуатации: например, вандальные граффити, нанесённые аэрокраской, с него не смыть и не закрасить так, чтобы это не выглядело уродливым пятном. Считаю, что и с точки зрения эстетики, и с точки зрения эксплуатации предпочтительнее современные фасадные минеральные штукатурки. Но однотонная штукатурка – это неинтересно. При этом я (опять же, как хозяйственник) понимаю, что сделать красоту в виде профессионально выполненной графической работы на хорошо отремонтированном, утеплённом фасаде – недорого.

Первый, с кем я обсуждал идею больших картин на фасадах ижевских домов, был редактор «УП» и прекрасный художник Энвиль Касимов. Он меня поддержал в том, что первыми такими работами должны быть не отвлечённые цветочки или абстракции, а портреты наших великих земляков. И нашим пробным шаром стал «пиксельный Чайковский» на ул. 10 лет Октября. У нас раньше не было подобного опыта, и сейчас я вижу, что квадратики пикселей можно было сделать поменьше, но в целом я считаю эту работу состоявшейся. Проёмы окон удачно вписались в «пиксельную геометрию», большой портрет выходит на дорогу и сразу же привлекает внимание. Чайковский на фасаде уже стал узнаваемым символом микрорайона. Надеюсь, что ещё на одном фасаде дома по ул. 10 лет Октября появится портрет Дерябина, – сложится настоящий «исторический» квартал.

В этом году мы решили разместить портреты знаменитых оружейников на домах по ул. Дзержинского, рядом с Индустриальным техникумом. Мы убедились, что такой символический портрет на фасаде нужен в первую очередь студентам-технарям, для которых Драгунов и другие оружейники – значимые фигуры. Студенты собрали больше 300 подписей в поддержку реализации нашего проекта! Перед началом работы над портретом Драгунова мы получили согласие от его наследников. Ижевский художник Денис Никонов сумел вписать фигуру оружейника в фасад так, что его лицо не перекрывают окна, и портрет выглядит органичным.

Работы по созданию портрета проходили очень интересно: Никонов выполнил эскиз, который затем с помощью проектора перенесли на фасад и там его аккуратно, под «авторским надзором» Дениса, прорисовали.

Уверен, что портретом Драгунова мы не ограничимся, появятся на фасадах и портреты других оружейников. Кроме того, неподалёку оттуда располагается Республиканский колледж культуры: и на фасадах рядом можно разместить портреты ключевых для культуры Ижевска и Удмуртии личностей.

А там, как знать, дойдёт очередь и до портретов наших прославленных спортсменов. Ставший мне родным Буммаш вообще открыт для всего нового, там готовы превращать дома в арт-объекты.

Владимир БАЙМЕТОВ: Что в вас заложили родители?

– В первую очередь, трудолюбие. Родители работали всегда. В нашей семье не бывало, чтобы днём кто-то лежал без дела.

Я вырос в селе Малая Пурга. У нас был свой дом с подсобным хозяйством, так что работал я, сколько себя помню, с самого раннего детства. Каждый год брали бычка на откорм – надо было носить ему хлебную болтушку, задавать корм, чистить сарай. Газового отопления у нас не было. Так что каждый год нужно было заготавливать дрова: пилить, колоть, складывать в поленницу.

У двух бабушек была огромная плантация картошки, которую надо было каждый год сажать, окучивать, полоть, копать… И всё вручную. Помню, как-то с товарищем мы решили облегчить процесс, чтобы освободить себе немного времени и сходить на реку, искупаться и порыбачить. Взяли безлошадный плуг, работающий по принципу «тяни-толкай», и за полдня 25 соток огорода вскопали. Когда бабушка увидела нашу работу, отругала нас: оказывается, нужно было пройти всю площадь тяпкой, вытаскивая из земли корешки, разбивая её на мелкие комочки. Это был хороший урок: делать надо не «для галочки», а правильно.

А ещё сенокос! Мы брали в аренду большие луга, косили ручными косами, ворошили и сгребали сено. Жара, оводы и слепни вьются, а тебе всё нипочём. Это была хорошая, добрая деревенская жизнь.

Мама закончила торговый техникум в Глазове и всю жизнь работала в торговле, прошла путь от обычного продавца до заведующей большим универмагом в Малой Пурге. Отец – вечный трудяга, механизатор, почётный мелиоратор Удмуртии 1973 года (он получил тогда орден «Знак Почёта», это была очень значимая награда). На премию, полагающуюся к званию, он купил мотоцикл «Урал» с коляской. Вспоминаю, как мы ехали с ним по деревне, я надел его шлем танкиста (он служил в танковых войсках), повесил себе на грудь его орден…

Анна ВАРДУГИНА: Отцовский мотоцикл стал началом многолетней любви к мототехнике?

– Мне всегда нравилось катить вперёд на двух колёсах. На велосипеде я гонял с детства – умел ездить «без рук», управляя велосипедом всем телом. Потом у приятелей постарше начали появляться мопеды, и я начал грезить собственным «байком» с мотором. Нужны были деньги. Мне подсказали, что можно ездить в Старую Монью – там рядом со свиноводческим комплексом строился жилой посёлок, и руки «на подхвате» всегда были нужны. А для подростков там была особая работа: худенький и лёгонький мальчишка мог влезть в подвал и прокопать отверстие для водопровода или залезть на крышу, чтобы раскидать керамзит. Вот на такой подсобной работе (уезжал в Старую Монью в 6 утра, делал всё, что скажут) я заработал половину необходимой для покупки мопеда суммы. А вторую половину мне помогли «заработать» мама с отцом: они тогда купили уток, и я был назначен ответственным за них – возил им охапками лебеду (они очень любили её, порубленную в салат), следил за ними. За уход за утками я получил вторую половину необходимых денег, и в 7 классе купил «Верховину-5» с 50-кубовым мотором. Конечно, сердце просило большего: максимум, на что был способен мопед – это 60 км/ч под горку.

После завершения первого летнего сезона я провёл мопеду полный «апгрейд»: перебрал до последнего винтика, укрепил раму, перекрасил, прикрепил поворотники – сделал всё так, чтобы мопед максимально соответствовал моей мечте. И потом, кстати, всю попадающую ко мне технику я апгрейдил «под себя».

Свой первый мотоцикл, «Ямаху», я купил только в 50 лет. Раньше мне мама не разрешала покупать двухколёсный мотоцикл без коляски, волновалась за меня, и я не хотел её расстраивать. С покупкой мотоцикла начался новый виток жизни – это другой мир, другое пространство, другие люди. Мотоциклисты во многом похожи на предпринимателей – они постоянно рискуют, им нужна свобода и минимум ограничений, они держат слово и помогают друг другу. Взаимопомощь на дорогах – это то, что меня бесконечно привлекает в этих людях. Они по первому сигналу в чате мотобратства едут выручать попавшего в неприятности товарища, который где-то заглох, сломался…

– Вы также успешный гонщик крупнейшей в России квадросерии Can-Am X Race?

–Да, параллельно начал заниматься автогонками. В 2015 году впервые принял участие в любительской гонке Can-Am X Race, которая среди самих гонщиков считается более престижной, чем Чемпионат России. Из 40 участников я приехал восьмым! Мне казалось, я непобедим! Следующая же гонка (это была дождевая гонка в Альметьевске) меня остудила: вылетел на поле жирного чернозёма и несколько раз перелетел через голову. Кувырки были такого размаха, что номер на крыше машины не был повреждён. А стёкол же нет! И вся грязь из-под колёс летела в глаза. Но я на чистом адреналине и характере выехал и поехал дальше. Потом началась череда гонок. Каждая – испытание характера.

Мастерство появилось, когда мы собрали свою команду. Мы ездим в любительском классе, но по сложности он ничем не отличается от профессионального (даже пользуемся теми же трассами, что профессионалы). Моя мечта – принять участие в ралли «Дакар» (знаменитый ежегодный ралли-марафон протяжённостью 700-900 км фактически по бездорожью, в котором принимают участие и профессиональные спортсмены, и любители. – Прим. ред.). Думаю, эта мечта может стать реальностью: наша команда к этому готова, у нас хорошая группа механиков, есть хороший пакет спонсоров, который готов участвовать в этом проекте. Думаю, к нашей команде мог бы присоединиться и Иван Черезов, с которым мы всё чаще пересекаемся и по политическим вопросам (в 2020 году Черезов стал депутатом Госсовета УР. – Прим. ред.), и по спортивным. Именно Иван «подсадил» меня на мотоцикл эндуро, который гоняет по лесам, горкам, по брёвнам, по бездорожью. Адреналин – каждую секунду. Это очень живая, эмоциональная история!

– Где вы ездите на мотоцикле?

– На эндуро – по Удмуртии. В районе Чекерила, на базе «Сокол» на Якшур-Бодьинском тракте, в Нечкино. Там интересные места, и поездки получаются драйвовые. На больших мотоциклах езжу за пределы республики. В этом году была поездка в Кисловодск. От Ижевска до конечной точки и обратно – 4 тысячи километров. Это классика мотопутешествия: ветер свистит, жара, простор. В прошлом году – в Черногорию. Были поездки в Норвегию (там просто сказочно!) и в Кабардино-Балкарию (для меня это пока самые сильные впечатления). Мы ездим небольшой командой, где каждый может положиться на всех остальных. Отключаем в навигаторе опцию «платные дороги» и отправляемся в путь – через интересные старинные деревушки, таверны, сквозь леса, поля и горы. Не знаю, что ещё может дать такие же свободу и драйв.

Елена БОРОДИНА: Кажется, именно доскональное знание темы дало вам возможность придумать для Удмуртии неожиданный проект развития…

– На стратсессии «Ижевск-2030» в Уве я представил проект Парка технических видов спорта. Очевидно, что в республике не хватает картингового, мотоциклетного, раллийного треков. Множество мотоциклистов из Ижевска ездят по выходным в другие города (в Пермь, Казань), чтобы погонять там по хорошему асфальту на спортивном байке, получить порцию адреналина, и оставляют там по 50 тысяч рублей за одну поездку (прокат снаряжения, гостиница, питание, сопутствующие развлечения). Не лучше ли, чтобы они оставляли деньги в обороте республики, плюс чтобы к нам приезжали из других регионов и тратили здесь деньги? Разумеется, создавать Парк нужно там, куда легко и удобно можно добраться из Ижевска, других городов республики, из соседних регионов. Только так мы обеспечим Парку не только участников гонок, но и зрителей, – а значит, и спонсоров. Мы проанализировали слабые места автодромов в других городах, – чаще всего дело в их узкой специализации. Мы же хотим создать универсальный объект, где можно участвовать и наблюдать за самыми разными гонками (на сегодня такие универсальные площадки есть в Грозном и в Ленинградской области, и они очень востребованы). В проекте Парка технических видов спорта заложена возможность проводить более 20 (!) видов соревнований. Удмуртия – регион, история которого неразрывно связана с автомобилями, с мотоциклами. Я считаю, что подобный объект может стать одной из точек роста Удмуртии и одним из её новых символов.

Мы уже нашли территорию, где можно создать Парк – это сто гектаров земли, в хорошей локации с развитой инфраструктурой – рядом с горнолыжным курортом Чекерил. Проектом заинтересовались эксперты в различных видах авто- и мотоспорта.

С появлением Парка и Ижевская мотошкола должна набрать обороты: когда-то она была очень сильной, но сдала позиции из-за многолетнего недофинансирования и, главное, отсутствия инфраструктуры.

А искать новые пути развития для города, для региона нужно обязательно: делать ставку на нефтяные доходы больше непрактично. Посмотрите на «нефтяную» Тюмень: сегодня это российский центр медицинского туризма.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития Ижевска?

– У нас большой нераскрытый туристический потенциал. И нам нужно заявлять о себе сейчас, пока закрыты внешние границы и люди присматриваются, куда поехать на каникулы внутри России. Да и потом, когда границы откроются, сформированный нынешним сезоном тренд отдыхать в России для многих сохранится. Мы можем предложить красивейшую природу, экотуризм и этнотуризм, а ещё – экстремальный туризм, который, когда границы откроются, сможет привлекать и иностранцев. В Европе на том же мотоцикле эндуро в лес не заедешь – там это частная территория. А у нас можно ездить по лесным тропкам, сколько хочешь. Благодаря произошедшему обновлению в Ижевском аэропорту, куда пригласили новых авиаперевозчиков и цены на авиабилеты в Москву стали ниже, чем в поезде, Ижевск и Удмуртия стали транспортно доступны. Этим надо пользоваться.

Задание УП

Напишите о том, как Ижевск готовится к Новому году. О новых катках, которые будут залиты совсем скоро, о ёлках, которые установят в каждом районе.

Вопрос УП

Тренер хоккейного клуба «Ижсталь» Владимир Маслов спрашивает, когда, по вашему мнению, с эстрады уйдут Филипп Киркоров и другие «вечные» звёзды шоу-бизнеса?

– Пока им платят гонорары, они не уйдут. А платить им будут, пока их готовы смотреть и слушать зрители. Мне такая музыка не нравится, я воспитан на русском роке, до сих пор слушаю «Наше радио», а вот моя супруга эти эстрадные концерты смотрит с удовольствием. Так что аудитория у Киркорова со товарищи пока есть, значит, мы их увидим ещё не раз.

А у меня вопрос для следующего гостя насущный, от ответа на который зависит планирование многих городских проектов, а также планы на личные отпуска. Я бы хотел узнать, когда закончится пандемия?

26.11.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта