Журнал "Родина"

Двадцать российских умельцев

Изобретатели-самородки, вписавшие свои имена и открытия в историю цивилизации

Алексей Бахмутский (1893-1939)

Угольный комбайн

Донбасский самородок ради своей машины жизни не пощадил

Он родился в Петрово-Марьевке – донбасском посёлке, прокопчённом от тяжёлой шахтёрской работы. Разумеется, тринадцатилетним подростком пришёл на шахту выборщиком породы. К восемнадцати годкам вырос до монтёра шахты «Татьяна». А потом ушёл на войну

Вернулся только в 1919-м – всё в руинах. Тиф скосил отца и двух сестёр. Но Советская республика взялась Донбасс возрождать. В Первомайск пришли немецкие горные машины, первые «врубовки» фирмы «Ейкгофф». Но без наладчиков. В конце концов механик Первомайского рудоуправления Алексей Бахмутский не выдержал: вскрыл ящики с большими немецкими буквами, машины облазил до винтика, изучил, наладил, других научил. Немцы приехали – а наши сами с усами.

Но Бахмутский понимал – это вчерашний день. Нужна шахтёру техника революционно новая. Все эти врубмашины, насосы, конвейеры вечно барахлят. А если все машины совместить в одной?

Поделился идеей с помощником Фёдором Чекмарёвым, мастером золотые (хоть и чёрные) руки. Без чертежей вдвоём собрали чудо-машину в мастерских. И в 1932 году она получила вторую премию (первую не дали никому) на Всесоюзном конкурсе на лучший комбайн!

17 августа 1932 года в шахте «Альберт» прошли испытания. Под рукой Бахмутского, как писали тогда, ожило могучее сердце машины, и она легко поплыла по лаве. Угольный комбайн Б-1 прошёл 12 погонных метров, загрузив 25 вагонеток.

Знай наших!

Газета «Кадиевский рабочий» тут же оповестила трудящихся: «Горный комбайн работает в 100-метровой лаве, одновременно зарубывает, отбивает и наваливает уголь, заменяя на один цикл 12 навалоотбойщиков, 6 отбойщиков и 2 бурильщиков… С пуском горного комбайна в забое нет ручного труда».

Но Бахмутский видел недостатки своего детища. Усовершенствовал его, снова испытывал. К 1939 году Горловский завод им. Кирова выпустил пять его машин. Шли работы над мощной моделью Б-6. Но на очередных испытаниях случилась авария. Травма шахтёра оказалась смертельной…

Через год его комбайн Б-6-39 выдал 23,6 тонны угля в час – производительность вдвое выше, чем у первого образца.


Литература

Мы познакомились с соседями, или, вернее, с соседками (потому что это были студентки московских вузов), и они сказали, что едут в Энск на работу.

– На какую же?

– Ещё неизвестно. На шахты.

(В. Каверин. «Два капитана»)


Суть изобретения

В комбайне Б-1 Бахмутский использовал штанговую врубмашину, широко применявшуюся на Донбассе. Комбайн зубьями-клеваками нижней штанги подрезал угольный пласт у почвы, вертикальные цепные бары разрезали породу сверху вниз. Верхняя штанга ударно-режущими элементами отбивала уголь, который падал на скребковый конвейер.

Конкуренты

Впервые идею создания угольных комбайнов высказывал русский конструктор А. Калери ещё в 1897 году. В 1930-х годах в Америке появился комбайн О’Тула – однако он мог работать только в мягких углях, обваливающихся вслед за подрубкой. Появился комбайн Мак-Кинли – громоздкий, его обслуживали 9 человек, производительность была невысока. Советской версией подобного комбайна была машина Н.А. Чихачева. Однако все они уступали первому комбайну горному, добычному конструкции А.И. Бахмутского.

Игорь Вирабов, Исторический журнал «Родина»

20.11.2020

Автор материала:

Анастасия Дворская

Анастасия Дворская


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта