ЖКХ, Статьи

Когда батарея не огонь

Что делать, если в квартире холодно?

Отопительный сезон может обернуться настоящим кошмаром, если он существует только в официальных документах, а не в вашей квартире. В лучшем случае батареи едва тёплые, в худшем – не греют совсем. Если отопительный сезон обошёл вас стороной, не стоит мёрзнуть и ждать весны. Вернуть тепло в дом вполне реально, а плюс к этому – уменьшить квартплату.

На прошлой неделе глава Минстроя УР Дмитрий Сурнин отчитался о завершении кампании по подготовке городов и районов республики к отопительному сезону. По словам министра, восемь муниципальных образований уже получили паспорта готовности к зиме. Среди первых – Воткинск, Камбарский и Можгинский районы. У остальных ещё есть время – до 15 ноября.

– Удмуртия благополучно запустилась. Не без вопросов, но достаточно чётко прошла подготовительно-ремонтная кампания. Были отработаны все узкие места. Большую роль в этом сыграло то, что в 2020 году на подготовку к зиме из бюджета республики было выделено не 100 млн рублей, как в предыдущие годы, а в два раза больше,

– подчеркнул Дмитрий Сурнин.

То есть, всё хорошо. Деньги, выделенные на подготовку к отопительному сезону, успешно освоены, причины аварийных ситуаций проанализированы, ветхие сети отремонтированы. Созданы резервные запасы угля и мазута. Так что, если в вашей квартире по-прежнему холодно, вы с полным правом можете требовать перерасчёта платы за отопление. Об этом напомнил председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики», член Общественной палаты России Александр Евсеев.

Тепло по графику и без

По существующим в стране нормам теплоноситель во всех многоквартирных домах республики должен был появиться не позднее 9 октября 2020 года – к этому дню в течение 5 дней подряд температура наружного воздуха была ниже 8 градусов Цельсия. При этом температура в квартире после включения отопления должна быть не ниже 20 и не выше 24 градусов, в угловых квартирах – не менее 22 и не более 26 градусов. Если это не так, то необходимо зафиксировать нарушение и составить акт, а потом требовать перерасчёта платы. Алгоритм действий чётко прописан в постановлении Правительства РФ № 354 «Правила предоставления коммунальных услуг».

– Независимо от того, находится дом на прямом договоре по отоплению или нет, при некачественном предоставлении коммунальных услуг проверку и фиксацию качества осуществляет управляющая компания,

– поясняет Александр Евсеев.

Но, прежде чем обращаться в УК с жалобой на отсутствие тепла, сначала позвоните в аварийно-диспетчерскую службу вашего населённого пункта и поинтересуйтесь, что же приключилось с вашими батареями. В Ижевске это можно сделать по телефону 072 – с городского и 998-072 – с мобильного. Может случиться так, что на теплотрассе произошла авария, и тогда перерасчёт за отсутствие тепла в доме вам сделают автоматически.

Если ничего внятного вы не услышали, то обращайтесь в свою управляющую компанию. Сделать это можно, позвонив по телефону, написав заявление лично и через информационный портал ГИС ЖКХ. Если вы позвонили, сообщите сотруднику, с которым вас свяжут, о своей проблеме. И обязательно потребуйте, чтобы ваше обращение зафиксировали в специальном журнале заявок. Иначе потом доказывать что-то будет нереально.

Кстати, если температура воздуха в квартире выше норматива – это тоже является основанием для перерасчёта. Для фиксации «перетопа» нужно также составить официальный акт. Оформить такой документ должны специалисты управляющей компании.

Время «Ч»

Среагировать на ваше обращение и зафиксировать факт нарушения коммунальщики должны не позднее двух часов с момента обращения. Если ожидание затягивается, собственник вправе оформить акт самостоятельно. Для этого достаточно привлечь двух и более потребителей (соседей) и уполномоченное лицо: председателя совета дома, ЖК, ТСЖ, ЖСК.

Чтобы добиться корректировки платы за тепло, нужно зафиксировать весь период нарушений, так как перерасчёт производится за конкретный период времени. Поэтому в акте обязательно должны быть указаны время и уровень температуры, подтверждающий отсутствие услуги или её несоответствующее качество.

Как только будет восстановлена нормальная температура, нужно вызвать комиссию и составить новый акт, указав время и дату. За каждый час нарушения нормативов делают перерасчёт на 0,15 процента.

Наладить систему отопления коммунальщики должны за одну рабочую смену, то есть в течение восьми часов. Если температура в помещении не изменилась, нужно звонить в местную администрацию или жилинспекцию. Сотрудников управляющей компании в таком случае ждёт штраф. Если и после этого ничего не изменилось, можете смело идти в суд. Но вероятнее всего, увидев вашу настойчивость и юридическую грамотность, коммунальщики постараются решить проблему с отоплением в самые короткие сроки.

Требуйте неустойку

Если вам всё-таки пришлось обращаться в суд, то, помимо снижения платы за тепло, вы можете потребовать от коммунальщиков так называемую неустойку. Дело в том, что холодные или едва тёплые батареи считаются «коммунальными услугами ненадлежащего качества». На них также распространяется Закон «О защите прав потребителей». Согласно закону: за каждый день, пока батареи оставались холодными, минусуется 3 процента от ежемесячной платы за отопление. Но неустойка не может превышать самой ежемесячной платы. И спорить тут бесполезно. Эта норма зафиксирована в ст. 28 Закона «О защите прав потребителей».

А если пойти до конца, то есть шанс добиться компенсации ущерба здоровью или имуществу, нанесённого плохим отоплением. К примеру, из-за низкой температуры в квартире отвалились дорогие обои. Или вам пришлось несколько дней не ходить на работу из-за простуды. Только не забудьте приложить документы, подтверждающие ваш ущерб: чек или справку с работы.

И ещё один момент. Перерасчёт и неустойка не выдаётся наличными пострадавшему жильцу. Сумма вычитается от оплаты за отопление в следующем месяце.

Учимся экономить

Эксперт напомнил и об основных способах экономии теплового ресурса в доме и снижения платы за тепло. В домах старой постройки с этим поможет энергоэффективный капремонт. Он включает установку узла погодного регулирования вместе с заделкой межпанельных швов, утепление фасада, перекрытия на чердаке и над холодным подвалом, замену окон в местах общего пользования, теплоизоляцию труб отопления и горячей воды. В квартирах – установку регуляторов подачи тепла на батареях, отражающих экранов за радиаторами.

Ещё один способ сэкономить на платежах – установить в квартире индивидуальные приборы учёта тепла. Правда, пока это можно сделать только в домах с горизонтальной разводкой.

Как отметил Александр Евсеев, раньше, чтобы платить за тепло по счётчику, нужно было, чтобы приборы учёта были установлены во всех квартирах дома. Но в прошлом году в жилищное законодательство были внесены изменения.

– Теперь, если в многоэтажке такой счётчик стоит только в одной квартире, его данные исполнитель коммунальных услуг обязан применять при расчётах. Но следует знать, что при расчётах учитываются не только данные теплосчётчика, но и ОДН на тепло – разница между показаниями общедомового прибора учёта и суммой индивидуального потребления в квартирах. Так что плата за ОДН у него может повыситься, и в итоге реальной экономии он не получит,

– подчеркнул он.

К тому же нужно быть готовыми к расходам на поверку теплосчётчика – в среднем, она составляет 2 500 рублей, в зависимости от типа счётчика. Так что, как отметил Александр Евсеев, пока нельзя говорить, что индивидуальный прибор учёта тепла является эффективным способом экономии ресурса и средств потребителя.

Тем временем

Требовать снижения платы за ржавую воду из-под крана, скачки напряжения в электросети или холод в квартире жильцы теперь смогут, ссылаясь на Жилищный кодекс. Соответствующий закон подписал Президент РФ Владимир Путин.

Принятые изменения отменяют введённые в 2016 году штрафы в пользу потребителей, оставляя только перерасчёт для выставления справедливой стоимости оказанных услуг. До сих пор перерасчёт, согласно ЖК, полагалось делать, лишь если услуги предоставляются с перерывами. В то же время в «Правилах предоставления коммунальных услуг» такая норма уже существовала.

Кроме того, ужесточается ответственность управляющих организаций перед поставщиками коммунальных ресурсов. Зачастую подача тепла в дома осложняется тем, что УК не провели опрессовку и промывку системы отопления. Если поставщик тепла вынужден будет сделать жителям перерасчёт за это, расходы ему будет компенсировать управляющая компания.

Одновременно упраздняется положение о том, что виновник некачественного оказания услуг должен заплатить жителю штраф. Это имело ряд негативных последствий, указывалось в пояснительной записке к законопроекту. Так, административные расходы, связанные с уплатой подоходного налога с суммы штрафа, могли многократно превышать его величину.

Совет от «УП»

Проверить, правильно ли вам начисляют плату за тепло, воду, электричество, газ, можно самостоятельно на сайте Федеральной антимонопольной службы. Для этого нужно найти раздел «Калькулятор коммунальных платежей», выбрать регион, город, дом… И если у вас прибор учёта, например, на воду, можно вбить его данные, нажать на кнопку «рассчитать», и он автоматически выдаст вам платёжный документ. Его можно сверить с тем, что у вас на руках. Если есть разница в размере тарифа, например, вместо 30 рублей за воду стоит 35 рублей, надо обращаться в орган, который устанавливает тариф в регионе, в Удмуртии это Минстрой УР, или в жилищную инспекцию.

06.11.2020

Автор материала:

Надежда Бондаренко

Надежда Бондаренко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта