«ДНК»: на острие знаний
Образование, Статьи

«ДНК»: на острие знаний

В Удмуртском государственном университете 26 октября открыли центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации» им. В.И. Вернадского.

Сегодня у школьников Удмуртии есть масса возможностей, учась в общеобразовательной школе, получить актуальные знания и компетенции, а также раскрыть свои способности и осознанно подойти к выбору будущей профессии. За последние три года во многом благодаря национальному проекту «Образование» в республике (именно в Удмуртии, а не только в её столице) удалось создать целый ряд инновационных центров дополнительного образования детей, оснащённых по последнему слову техники. Это детский технопарк «Кванториум» и его передвижная версия – мобильный «Кванториум», центр одарённых детей «ТАУ», 42 образовательных центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

Очередным доказательством тому, что в Удмуртии можно получить передовые знания, стало открытие 26 октября в Удмуртском государственном университете нового центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации» им. В.И. Вернадского. Символическую красную ленточку перерезали заместитель Председателя Правительства Удмуртии Анастасия Муталенко, министр образования и науки Удмуртской Республики Светлана Болотникова и ректор УдГУ Галина Мерзлякова.

Образовательные программы для развития актуальных компетенций

Несмотря на то, что официальное открытие «Дома научной коллаборации» состоялось 26 октября, занятия в центре начались 1 сентября. В учебных лабораториях «ДНК» совершенно бесплатно занимаются порядка 400 ижевских школьников с 5 по 11 классы.

– Именно такое количество детей мы и должны готовить в соответствии с государственным заданием, но я думаю, что эта цифра увеличится в несколько раз, учитывая тот огромный интерес, который вызвал этот проект,

– прокомментировала ректор Удмуртского госуниверситета Галина МЕРЗЛЯКОВА.

Учащиеся среднего звена осваивают образовательные программы в рамках проекта «Детский университет», старшеклассники получают знания по программам «Малой академии». Обновлённое содержание и инновационные технологии преподавания составляют суть образовательных проектов «Урок технологии» и «Урок биологии». Всего центр дополнительного образования «Дом научной коллаборации» реализует 40 образовательных программ, каждая из которых рассчитана на 72 часа: «Беспилотные летательные аппараты в геоинформационных системах», «Основы мехатроники», «Реверсивный инжиниринг», «Управление цифровыми системами», «Молекулярная биология и системная физиология», «Основы биохимии» и т.д. Все они направлены на формирование у школьников современных компетенций, первичных навыков проектного управления, командной работы, исследовательских и изобретательских навыков, на овладение основами современных технологий, в том числе программирования и использования больших данных.

Как рассказала педагог дополнительного образования Ксения Сергеева, в лаборатории физиологии и клеточной биологии в рамках «Урока биологии» занятия проходят как для школьников среднего звена, так и для старших классов. Ученики 5-7 классов работают с самыми разными микроскопами, начиная с самых простых аппаратов и заканчивая сложными исследовательскими комплексами, в том числе с цифровыми  бинокулярными и монокулярными микроскопами. Старшеклассники занимаются по программе «Системная физиология». Ребята учатся снимать кардиограмму, измеряют частоту дыхательных движений и силу мышц, исследуют собственную либо донорскую кровь, самостоятельно определяя группу крови и резус-фактор.

– В рамках школьной программы у детей очень мало практических занятий, а база «ДНК» и база университета дают возможность проводить практические занятия в оборудованных лабораториях,

– сказала Ксения Сергеева.

Кстати, набирая школьников в учебные группы, «ДНК» тесно сотрудничал со школами. Некоторые из них, узнав о предстоящем открытии центра, сами заявляли о том, чтобы их ученики обучались по программам, реализуемым «Домом научной коллаборации».

В ногу со временем

Ещё одно направление деятельности «Дома научной коллаборации» – подготовка кадрового состава для образовательных организаций республики. Кроме школьников, осваивать самое современное оборудование смогут и студенты, обучающиеся в стенах Удмуртского госуниверситета по педагогическим специальностям. Опытные педагоги – учителя биологии и технологии – в рамках проекта «Педагог К21» тоже получат возможность развивать свои компетенции, а также получать новые знания и навыки, необходимые для внедрения инноваций в учебный процесс в общеобразовательных школах.

– Очень важно, что на новом оборудовании могут заниматься не только дети, но и студенты, которые в скором времени станут педагогами и, может быть, пойдут работать в наши «Точки роста», то есть туда, где уже стоит подобное оборудование, в том числе и для проведения уроков технологии. И, конечно, не менее значимо, что в «Доме научной коллаборации» реализуются классные программы для повышения квалификации педагогов,

– сказала министр образования и науки Удмуртии Светлана БОЛОТНИКОВА.

Площадка для будущих учёных и изобретателей

Уникальность «Дома научной коллаборации» в том, что это первый в республике центр дополнительного образования для школьников, студентов и педагогов, созданный на базе высшей школы с её инфраструктурным, материально-техническим и кадровым потенциалом. Прекрасно оснащённые лаборатории «ДНК» позволяют школьникам проводить научные исследования и работать над инновациями, получая возможность раскрыть в себе потенциал учёного и изобретателя и определиться со своим профессиональным будущим.

Центр дополнительного образования работает по двум направлениям – технология и биология. Основное внимание педагогов сконцентрировано на проведении практических занятий, поскольку учебные лаборатории «Дома научной коллаборации» оснащены самым передовым оборудованием: фрезерным и токарным станками с ЧПУ, станком лазерной резки, беспилотными летательными аппаратами, системой виртуальной реальности, стерео- и цифровыми микроскопами, планшетным спектрофотометром и т.д.

– Мы выстроили диалог с нашими предприятиями, чтобы вести подготовку детей в рамках тех компетенций и по тем специальностям, которые необходимы именно в нашей республике. Оборудование центра одарённых детей, мобильного технопарка «Кванториум», для IT-классов и «Точек роста», прежде чем установить, мы согласовывали с работодателями, к которым пойдут наши ребята, выпустившись из учебного заведения,

– сказала на открытии Дома научной коллаборации вице-премьер Анастасия МУТАЛЕНКО.

Один в поле не воин

«Дом научной коллаборации» – это результат взаимовыгодного и эффективного сотрудничества между руководством республики и вузом, который и стал инициатором создания в своих стенах центра дополнительного образования и разработал проект, прошедший конкурсный отбор и попавший в тридцатку победителей. Именно столько центров «ДНК» существует сегодня в нашей стране, именно такому количеству высших учебных заведений – по одному в субъект Российской Федерации – удалось получить федеральные деньги на создание «Дома научной коллаборации» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.

«Дом научной коллаборации» создан на условиях софинансирования: 10,5 млн рублей поступили из федерального бюджета, 1,5 млн вложила республика, за счёт вуза были отремонтированы помещения, в которых разместились учебные лаборатории. Ремонт обошёлся Удмуртскому госуниверситету в 5 млн рублей.

Учебные лаборатории «ДНК» разместились на 750 кв. метрах в трёх корпусах университета. В первом  – оборудовали лаборатории, в которых школьники занимаются биологией, в третьем – лаборатории, предназначенные для детей, обладающих инженерно-техническим складом ума, в четвёртом корпусе находится площадка для повышения квалификации педагогов.

В тему      

Со школьной скамьи – до стартапа

«ДНК» – это возможность общаться с преподавателями вуза, имеющими учёную степень,получать у них знания и перенимать опыт научной работы. Под руководством таких наставников школьники решают современные кейсы и занимаются проектной деятельностью, предлагают собственные технологические решения и учатся изобретать.

– Я не даю ученикам никаких готовых решений. Я не транслирую знания, как это было раньше, а стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы ребята сами, путём проб и ошибок, набирались знаний. Это способствует тому, что у них появляются собственные идеи. Моя задача – подвести ученика к какой-то идее, подтолкнуть его к созданию чего-то нового,

– рассказывает доцент кафедры теории и методики профессионально-технологического образования, руководитель лаборатории программирования микроконтроллеров «ДНК» Ринат ШАРАФУТДИНОВ.

В этой лаборатории старшеклассники изучают цифровую электронику, основанную на работе микроконтроллеров. Занятия в лаборатории проходят в рамках проблемно-проектного подхода. Сначала ребята на готовых моделях учатся программировать, затем создают собственные программы, позволяющие задавать определённые функции, и с помощью 3D-моделирования и 3D-печати создают собственные цифровые устройства.

– Наша цель – выйти на стартап, который будет иметь некий коммерческий успех,

– говорит Ринат Шарафутдинов.

Цитата

Галина Мерзлякова, ректор Удмуртского государственного университета:

– У ребят, занимающихся в стенах университета, горят глаза, им всё очень нравится, но самое главное, что живое общение школьников, молодых преподавателей, аспирантов, докторантов позволяет добиться очень больших результатов, вплоть до создания проектов, обладающих серьёзным потенциалом с точки зрения их развития и внедрения.

Важно знать!

Записаться на обучение в «ДНК» можно посредством информационной системы «Портал–навигатор персонифицированного дополнительного образования Удмуртской Республики».

05.11.2020

Автор материала:

Татьяна Иванцова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта