Статьи

Послание предков

О сценическом воплощении народного творчества

Удмуртский государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай» уже 30 лет является проводником фольклорного богатства наших предков. Благодаря ему мы можем увидеть своими глазами, как выглядел удмуртский народ столетия тому назад, услышать его мелодии и напевы. Коллектив театра, ставший лауреатом обновлённой Доски почёта Удмуртии, поделился секретами превращения удмуртского фольклорного искусства в сценическую постановку.

Постановки «Айкая» – это синтез народных традиций, самобытных песен и танцев, элементов обрядов и аутентичных костюмов. Они позволяют зрителю «нырнуть» вглубь веков, словно стереть временное пространство, и почувствовать подлинную удмуртскую жизнь. Репертуар театра состоит из посланий предков, сохранившихся в глубинке, и скрупулёзно собранных из самых дальних уголков Удмуртии и соседних регионов.

Сегодня концертная программа коллектива включает в себя как «золотой» фонд репертуара, так и новые номера.

В новом творческом сезоне появятся композиции на основе обрядовых музыкальных традиций удмуртов Граховского, Завьяловского, Киясовского районов республики, русских Вятско-Камского края. Зрители увидят композиции по мотивам весеннего обряда «Акашка», гуляния «Крезь юмшан» и другие.

Среди всех творческих коллективов Удмуртии «Айкай» отличается тем, что выносит аутентичность удмуртского фольклора на сцену.

– Задача нашего коллектива – возрождение удмуртских народных песен, танцев, костюма, музыкальных инструментов в том виде, в каком они сохранялись в народе веками, и донести всю эту красоту до нашего зрителя, – рассказал Пётр ДАНИЛОВ, директор Государственного театра фольклорной песни и танца «Айкай».

Со сцены коллектив знакомит зрителей не только с национальными костюмами и народными танцами, но и музыкальными инструментами удмуртов. В арсенале театра – смычковый инструмент кубыз, ударный инструмент дымбыр, струнный инструмент крезь. Дополняет коллекцию ихарган (гармонь), контрабас и домра.

Кроме традиционных музыкальных инструментов на сцену выкатывают и самые настоящие бочки. С их помощью артисты демонстрируют элементы промыслового обряда, открывающие ещё одну отличительную черту удмуртского народа. Для удмуртов характерно, что и мужчины, и женщины – изумительные мастера и рукодельщики. Театр решил рассказать о бондарном ремесле с помощью самих бочек. Идея возникла во время гастролей по Башкирии, когда в одной из деревень артисты познакомились с мастером, который делает кадки.

Прежде чем песня или танец появится в репертуаре «Айкая», этот объект устного народного творчества проходит длинный путь. Свой резерв театр пополняет материалами, собранными в фольклорных и этнографических экспедициях.

– Сбор элементов народной культуры – многоэтапный процесс. Это бывает и во время наших гастролей в те места, где ещё сохранились образцы традиционной культуры. В том числе и в гостях у закамских удмуртов, которые проживают в Башкирии. Они сохранили свою традиционную веру и до сих пор исполняют древние песни и танцы, – рассказал Андрей ПРОКОПЬЕВ, балетмейстер-постановщик обрядовых сцен.

До того, как коллектив встречается с носителями и хранителями культуры, ведётся большая подготовительная работа. Во время самих экспедиций важно не просто записать слова песни, но и звучание, диалекты, узнать историю и значение песни или танца.

Экспедиции возглавляют научные сотрудники Удмуртского государственного университета, Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. А артисты, которым предстоит показать материал на сцене, включаются в состав экспедиции.

– Очень важно не только записывать получаемую информацию, а быть самому в процессе. Когда ты включаешься как исполнитель, воспринимаешь информацию изнутри, – отмечает балетмейстер-постановщик.

Танцы и песни исполняются в народных костюмах, свойственными именно тому месту, где был найден материал. Для этого в театре создана своя мастерская по изготовлению сценических костюмов и украшений.

К примеру, постановку «Шорт миськон» (стирка пряжи – удм.) театр исполняет в костюмах калмезских удмуртов. Здесь важно восстановить картинку полностью и не путать костюмы слободских удмуртов Кировской области с нарядами, например, закамских удмуртов.

Но бывает и так, что песня или обряд не имеет своего сценического продолжения. Как говорят артисты, у сцены свои законы:

– Есть потрясающий материал, в котором чувствуешь богатство, внутреннюю философию, жемчужины народной мудрости, прописанные изначально. Но одновременно есть понимание, что это нельзя показать со сцены – оно не всем будет понятно. Не все наши зрители знают основы традиции, – объясняют артисты.

Например, далеко за кулисами остаётся языческие обряд Йыр-пыдсётон (обряд жертвоприношения во время поминок). Не для глаз зрителя и древние молитвы, заклинания. Остаётся только тщательно документировать этот материал, передавать в архив и делать достоянием научных исследований, чтобы хоть как-то сохранять богатство удмуртского фольклора.

Современный мир диктует свои правила для всех видов искусства, в том числе и народного творчества. За 30 лет зритель сильно изменился, поэтому театр фольклорной песни и танца «Айкай» ежегодно меняет форматы «рассказа» об удмуртской культуре. Но каким бы ни был возраст песни, коллектив театра старается исполнить её для сегодняшнего зрителя.

– Аутентичное исполнение сегодня подвергается современной корректировке, преподносится через призму сегодняшнего времени. Но музыкальная линия народного звучания стала вновь входить в моду, – отмечает Пётр Данилов.

Оказалось, народная песня хорошо принимается на зарубежных площадках. Коллектив имеет успех во многих странах Европы. Свою гастрольную историю «Айкай» начал с Монголии, а продолжил на сценах Германии, Венгрии, Эстонии, Испании, Швеции, Швейцарии, Финляндии, Хорватии, Голландии, Франции.

Ещё одна отличительная черта коллектива – универсальность артистов. Несмотря на то, что они приходят в театр только с одним направлением подготовки, после многочасовых репетиций уже каждый может исполнить вокальную, оркестровую и танцевальную часть постановки. Именно такая комбинация позволяет максимально точно воссоздать кусочек жизни из прошлого.

30.10.2020

Автор материала:

Анжела Поздеева

Анжела Поздеева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта