Статьи

Марина Чуракова:«Наша миссия – развитие коррекционного и инклюзивного образования в республике»

Кто и для чего проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей?  

Что скрывается за аббревиатурой ПМПК?Об этом мы говорим с Мариной Чураковой – заместителем руководителя многопрофильного образовательного учреждения, руководителем структурного подразделения «Психолого-медико-педагогическая комиссия» (ПМПК) Удмуртской Республики. Наша беседа приурочена к важному событию: Марина Валерьевна представлена к награждению за свой труд на республиканском уровне.

Чем же занимается комиссия?

– ПМПК, куда входят специалисты – врачи и педагоги, проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей с нарушениями в психическом и (или) физическом развитии, инвалидностью от 0 до 18 лет и лиц старше 18 лет, получающих образование, детей с девиантным (общественно опасным) поведением.

В 2017 году, при поддержке Министерства образования и науки Удмуртской Республики, с целью обеспечения единого подхода, осуществления методического сопровождения, контроля и стандартизации деятельности комиссий на территории республики создана централизованная модель ПМПК. На сегодня она включает 12 ПМПК Удмуртской Республики. Ежегодно специалисты комиссий обследуют свыше 6 500 детей, консультируют свыше 1 500 семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

Цель ПМПК – разработка индивидуальных рекомендаций по определению образовательного маршрута ребёнка, программы обучения в специально созданных условиях, оказание ему психолого-педагогической помощи.

Своевременное обращение на ПМПК, на ранних сроках развития, позволяет ребёнку компенсировать имеющиеся нарушения в развитии в дальнейшем получать образование наравне со сверстниками на общих основаниях. Это очень важный момент в развитии и обучении ребёнка.

– Само словосочетание уже вызывает чувство тревожности и опасения. Удаётся ли найти контакт с родителями? Получается ли убедить, что вы с ними – игроки одной команды?

– Люди часто с опаской относятся вообще к любым комиссиям. Иногда «слепая» родительская любовь, гиперопека либо отстранение от проблем, непринятие ребёнка мешает помощи. А ведь наше заключение – это не приговор, а рекомендация на получение психолого-педагогической помощи в условиях образовательных организаций республики. Чем раньше выявлена причина неуспеха, тем скорее её можно устранить.

– И «не навреди»?

–«Не навреди!» – главный принцип коррекционной педагогики. Совместная бесперебойная работа специалистов ПМПК приводит к успешной реализации поставленных профессиональных задач, когда удаётся даже в трудных диагностических случаях помочь самым сложным и уязвимым группам детского населения – детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в разработке индивидуальных рекомендаций для получения доступного образования. И когда в ходе совместной работы с семьёй видишь, что у родителей появляется надежда на успех их ребёнка, просто «крылья вырастают», и в очередной раз убеждаешься в профессионализме специалистов ПМПК и понимаешь, что всё не зря.

– Размещение вашей фотографии на республиканской Доске почёта – высокая оценка вашего труда. А есть что-то ещё более высокое?

– Грамоты, звания, поощрения – очень радостные моменты жизни и волнительные. Но мы не живём и не работаем ради них. Наивысшая награда – признание моего труда, признание меня как профессионала своего дела, подтверждение его важности и необходимости в системе образования республики. И это не только моя заслуга, но и моих коллег, специалистов ПМПК, которые являются одной большой междисциплинарной профессиональной командой. Дороже всего – человеческая благодарность, уверенность в том, что моя работа действительно помогает больным детям и их семьям.

– После праздников наступают рядовые будни. Какие они – обычные рабочие дни?

Жизньне стоит на месте, я руководитель, и после размещения на Доске почёта кардинально ничего не изменится. Оперативно и качественно буду решать профессиональные вопросы – здесь и теперь! Так же буду защищать право каждого ребёнка на образование, потому что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на доступное качественное образование.


Досье

Чуракова Марина Валерьевна – заместитель руководителя многопрофильного образовательного учреждения. Руководит структурным подразделением «ПМПК», в состав которого входят центральная и 11 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих в восьми муниципальных образованиях Удмуртской Республики.

При непосредственном участии М.В. Чураковой установлено тесное конструктивное взаимодействие с ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» по вопросам оказания ФУ МСЭ содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

В 2018 году Марина Валерьевна вошла в состав рабочей группы при Уполномоченном по правам человека в Удмуртской Республике по вопросам нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на доступное образование,

Коллектив руководимого Чураковой М.В. подразделения успешно участвует в инновационной деятельности, в апробации Федерального статистического наблюдения «Сведения о деятельности психолого-медико-педагогической комиссии», в федеральном мониторинге деятельности психолого-медико-педагогических комиссий. В деятельность центральной комиссии внедрена единая автоматизированная информационная система «АИС ПМПК». Под редакцией Чураковой М.В. подготовлены методические пособия для специалистов ПМПК Удмуртской Республики.


30.10.2020

Автор материала:

Татьяна Николаева

Татьяна Николаева


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта