Интервью, Планерка

Наталья Головкова: «Решая проблемы, получаю удовольствие»

В редакции поговорили о том, какие качества нужны директору в образовании, о дополнительном образовании в современных условиях, можно ли иметь крепкую семью, оставаясь директором, а также о том, почему из названий домов творчества исчезло слово «дети».

Наталья Головкова пятый год возглавляет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества», всей республике известное как «Дворец пионеров».

Анна ВАРДУГИНА: Наталья Александровна, осмысливая своё место в этом мире, скажите – кто вы?

– Я – настоящий директор. Ответственный и надёжный человек и друг. Любящая и любимая мама и жена.

– Что значит «настоящий директор»?

– Как-то я участвовала в работе жюри проекта «Хочу быть директором». И молодёжь – амбициозная, деловая – заявляет, что хочет и может. А в результате выяснилось, что директорская работа – это не про статус, а про ежедневный, 24/7, труд. И многие конкурсанты в директорстве разочаровались – слишком много работы. И ещё. Диплом «Менеджмент в образовании» не означает, что человек стал профессионалом-управленцем. Мы в этой системе все – про детей, а для этого надо иметь педагогическое образование. Мы должны понимать каждый этап этой сложной работы. Поэтому, считаю, что настоящий директор должен пройти все профессиональные этапы: от педагога, методиста, завуча до руководителя. А самое главное качество директора – стрессоустойчивость.

Ещё надо любить решать проблемы. Лично я получаю от этого удовольствие. И мне нужно, чтобы всё время что-то происходило. Желательно, хорошее. «Так жить нельзя», – говорят мне. Но я уверяю, что можно. Надо успевать и успеть в этой жизни всё. Хотя бы попробовать успеть.

– А как вы стали директором?

– Мой педагогический стаж 27 лет: была педагогом дополнительного образования, потом доверили возглавить художественный отдел, а это – 23 педагога, своё здание и огромный детско-родительский коллектив. В 2011 году назначили директором Центра детского творчества. А 30 декабря 2016 года меня вызвали в Администрацию города и сообщили о назначении директором Дворца детского (юношеского) творчества. Надо сказать, что я очень не хотела менять место работы – с Центром детского творчества была связана вся моя профессиональная жизнь. Но 11 января меня уже представляли коллективу.

– Когда вы пришли, захотелось что-то изменить?

– В первый же день мне сказали, что Дворец – самодостаточное учреждение, со своей историей и обычаями, и что ещё неизвестно, примет ли он меня.

А начала я с того, что надела кроссовки и три дня полностью изучала 12 тысяч кв. м Дворца от подвала до крыши. Огромное хозяйство: тир, бассейн, обсерватория, кафе. Наблюдала за командной работой администрации. Заходила на занятия педагогов, общалась с заведующими отделами, изучала муниципальное задание и локальные акты.

Все перемены за время моего директорства – это поэтапное решение и тех проблем, что были у Дворца, и тех задач, которые нам ставит Управление образования и Администрация города.

Татьяна НИКОЛАЕВА: Сегодняшний Дворец разительно отличается от того, что было. Много времени потребовалось? И что стали искать в первый год работы? Деньги?

– Понимаете, система образования всегда стоит на лучших традициях прошлого. И моя задача была сохранить все добрые традиции Дворца, одновременно двигаясь вперёд.

Я начала искать людей, потому что люди всегда первичны. Сейчас у нас работают супермегапрофессионалы, единомышленники. Работать с ними такое счастье! Не смотришь на часы, когда обсуждаешь проекты и идеи с коллегами.

В хозяйстве помогают современные технологии, например, на моём телефоне установлена программа видеонаблюдения, и я в режиме реального времени могу увидеть, как идут занятия или уборка помещений.

Да, в первые годы было непросто. Но сейчас я честно признаюсь, что очень люблю наш Дворец. И могу сказать, что Дворец меня принял.

Анна ВАРДУГИНА:  А есть люди, которых вы не любите? За что?

– Я не люблю людей, которые протягивают руки к Дворцу: «Много площадей, красивые залы, удобное месторасположение. Отдайте нам». А я повторю, что Дворец – это особый мир детства, и действительно, городская, семейная история. 7 тысяч детей во Дворце, у каждого – мама, папа, дедушка, бабушка. Я чувствую Дворец как особый микромир внутри глобального. И этот мир детства хочется оберегать. Наш дворцовский девиз: «К детям – только с добрым сердцем, светлой головой и чистыми руками».

Татьяна НИКОЛАЕВА:  Существует определённое мнение о бесплатных кружках. Из разряда «бесплатное хорошим не бывает». А как по-вашему? И перешёл ли Дворец на дистант?

– Это мнение больше основано на психологии – заплатил, значит, хорошо, нежели на реальных фактах. Смотрите. Есть муниципальное задание, в рамках которого мы принимаем детей, за обучение платит муниципалитет. Но сейчас очень часто спрос на ту или иную программу превышает наше муниципальное задание. И вот тогда мы открываем запись на платную образовательную услугу. А ведёт занятия тот же самый педагог. Хороший педагог одинаково качественно даёт предмет изучения, хоть в рамках муниципального заказа, хоть в рамках платной услуги.

Что касается дистанционного обучения – в системе дополнительного образования всё-таки основной упор идёт на практическую работу. Но дистант – это отличная возможность для теоретического образования, которое является частью общей программы педагога. У Дворца давно есть сайт дистанционного обучения, а в этом году количество дистанционных программ выросло в разы.

– На занятиях Дворца появились взрослые. Это какой-то единичный проект?

– Нет. Ещё в 2015 году в Федеральном законе «Об образовании в РФ» было сказано, что услуга дополнительного образования предоставляется и детям, и взрослым. Поэтому из названий учреждений убрано слово «дети». Раньше, например, мы назывались «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования ДЕТЕЙ». Сейчас всё то же, но без слова «детей». Однако дети не исчезли и являются нашим основным муниципальным заданием, поэтому со взрослыми мы работаем в рамках грантовой поддержки. Да, мы научились и писать, и выигрывать гранты. Нам очень везёт на хороших партнёров. Самый свежий – проект нашего Попечительского совета для женщин 65+ «Красота без возраста». Надо сказать, что это совместный с городским «Университетом 55+» проект и новый для нас опыт работы с серебряным возрастом, при этом очень успешный.

Другой проект – совместный с Благотворительным фондом «Добро»: «Дворец добра», для семей с детьми с особыми образовательными потребностями. Идею проекта подсказала жизнь: у моей подруги на руках сын-инвалид, и я знаю, как трудно таким мамам живётся. Наши дети растут, а у них всё время останавливается, накапливается чувство безысходности. И наша основная идея – хотя бы на какое-то время дать маме возможность расслабиться, заняться собой. У нас есть бассейн, «Лаборатория красоты», занятия йогой – пусть мамы отдохнут, а детей займут наши специально обученные педагоги-профессионалы. Эта история с хорошим продолжением – сейчас идёт уже второй проект, готовится третий.

– Расскажите про ваше знакомство с мужем.

– Я с третьего класса Головкова. Роман, увидев меня, сказал: «Моя девочка». А сама я, как говорится, разглядела его только в девятом классе. Даже мой выбор профессии связан с ним. Мама видела меня на худграфе нашего университета, папа хотел, чтобы я стала медиком, а я поступила в… педучилище. Только потому, что оно находилось тогда в том же здании, что и училище, куда поступил Рома. Я же пошла туда исключительно ради того, чтобы ходить с Ромкой за ручку. Кстати, закончила педучилище я с красным дипломом. Мой муж – мужчина немногословный и очень, что называется, рукастый. Роман много что делает и немного говорит. И очень любит меня и детей. Мне разрешается всё. Меня любят все родственники, я в принципе выросла в любви. Очень люблю свою свекровь и её подружек, которые всё время меня «удочеряют». Мне хорошо с ними со всеми.

– День и ночь мама на работе. Не говоря уже про папу. А дети?

– Дочь Лиза была полностью на старшем сыне Жене. Между ними 9 лет разницы. Я так к этому привыкла, что когда сын собрал чемодан и в 16 лет уехал учиться, не знала, что делать. Лиза стала жить у меня на работе. Делала уроки, уходила на кружки, встречалась с подружками, и уже вместе мы уезжали домой. Конечно, отчаянно с мужем скучали по сыну.

Сейчас он работает в Москве, но до сих пор нас контролирует: звонит, мы садимся с отцом, руки на коленках – сейчас будет воспитывать. «А что это мы так поздно пришли домой, родители?» – спрашивает сын. Мы оправдываемся, что работа, дела. «Вообще-то у вас есть дочь, и в 10 она должна ложиться спать». И этот сыновний контроль мне очень приятен. Женя звонит каждый день. Ему надо услышать маму, мне – сына. Двух фраз нам хватает. Мы все на расстоянии, и все друг другу очень нужны.

– А вы могли «продавить» сына? И влияете ли на выбор подросшей дочери?

– Абсолютно нет. Никогда не хотела и не хочу ломать детей. Папа сильный, мама сильная, а у них своя жизнь. С выбором дочери получилось неожиданно. Лиза всегда была такой социально ориентированный ребёнок, активно работала в «Школе вожатых» Дворца. И в какой-то момент она поняла, что в образовании для всех она будет всегда оставаться «директорской дочкой», несмотря ни на какие личные успехи. Поэтому после 9-го класса абсолютно осознанно поступила в СПО УдГУ на юридическую специальность. И, главное, ей учёба и будущая профессия очень нравятся. Это её выбор, и я его уважаю и поддерживаю.

Вопрос УП

Казачий атаман Алексей Зорин спрашивает, что вы можете оставить доброго-вечного для республики или для города?

– Хотелось бы оставить Дворец таким, какой он есть сегодня, – территорией детства. Вот мне он достался таким, и таким же пусть останется.

Следующего гостя «Планёрки» я хочу спросить, счастлив ли он от того, чем занимается в своей жизни.

Задание УП

– Перед тем, как приехать в редакцию, я стала искать ваше издание в соцсетях, и не нашла вас в Инстаграм. Вспомнила, как московский спикер спросил перед началом семинара, у кого есть аккаунт в Инстаграм. Руки подняли человек 8. «А остальные – встали и вышли», – довольно жёстко резюмировал тот спикер. Может, это не показатель, но я прониклась: кто не в инсте, тот не в тренде. Задание стратегическое – «Удмуртская правда» в Инстаграм.

22.10.2020

Автор материала:

Татьяна Николаева

Татьяна Николаева


ONE COMMENT ON THIS POST To “Наталья Головкова: «Решая проблемы, получаю удовольствие»”

  1. Аватар Татьяна:

    Замечательная статья про чудесного человека Наталью Александровну-руководителя,маму,коллегу!!! При встрече всегда восхищаюсь ее позитивной энергией, бесконечной любовью к людям, добротой и сердечностью!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта