Статьи

Цвет Удмуртии

«УП» продолжает знакомить с героями кураторского проекта Энвиля Касимова, объединившего около 80 художников Удмуртии разных поколений и приуроченного к 100-летию государственности республики.

Продолжение. Начало в №39.

Впервые живописцы, графики, скульпторы, перформеры и видеохудожники получили возможность рассказать о своём творческом методе, о смыслах, заложенных в их работах, и об историях, стоящих за сюжетами.

Анфим Ханыков

Фото Сергея ЧИРКОВА

«Ангел пустыни». Дерево, 2015 г.

– Моя деревянная скульптура продолжает традицию религиозной деревянной скульптуры Русского Севера. Ближайшая крупная коллекция такой скульптуры находится в Перми, другая – в Архангельске. Современное православие ориентировано на иконописные изображения и не считает трёхмерные скульптуры объектами поклонения. И я создаю свои скульптуры не как ритуальные, церковные объекты, а как светские произведения искусства. При этом мне кажется, что зрители, соприкасаясь с этими скульптурами, глядя на них, стараясь понять их символику, переживают процесс познания христианской культуры и ценностей христианства.

Готовую деревянную скульптуру я обжигаю до угольной корочки, а потом аккуратно счищаю уголь. Для меня это момент чуда и момент одухотворения скульптуры. Невозможно предсказать заранее, как в огне проявится фактура дерева, какие природные детали окажутся подчёркнуты.

Герой этой работы – Иоанн Креститель. Мне было важно сделать его монументальным, чтобы подчеркнуть значимость его личности и судьбы, которая превосходит обычную человеческую жизнь. И ещё меня интересует сюжет, включающий игру со временем. Иоанн Креститель держит в руках блюдо со своей же головой, то есть находится в разных временных точках одновременно, или вообще вне времени.

Валерий Любарец

«Конструктор». ДВП, темпера, акрил, 2019 г.

– Калашников – это всемирный бренд, который для Удмуртии имеет особое значение: он здесь жил и работал. Мне давно хотелось изобразить его. Обычных портретов Калашникова писали много, и реалистичных скульптурных изображений создавали немало. Меня в нём интересовали не черты лица, которые может передать и фотография, а образ конструктора. Я не встречался с ним лично, но видел его – это был очень интересный человек, который всю свою жизнь посвятил одной цели – разработке и созданию оружия. У меня даже была задумка изобразить его полностью из автоматов: я делал эскизы, где лицо Калашникова, волосы, губы, скулы, глаза состояли из автоматов, даже блик в зрачках был в форме автомата. Но потом я от этой идеи отказался.

К столетию Калашникова я сконструировал его образ из валенок – эта работа стала продолжением моей серии из этого материала. Композиция сложилась в голове мгновенно, так что я даже не делал эскизы, сразу начал работать «на чистовую», в цвете. Фоном изображения стали автоматы, а лицо Калашникова составлено из валенок. Валенки ведь такой же международный российский бренд, как автомат. Красный цвет символизирует боевое оружие, огонь, а защитный зелёный цвет взят из военной формы. В итоге получился не портрет Калашникова, а сюжет о бесконечно преданном своему делу создателе оружия.

16.10.2020

Автор материала:

Анна Вардугина

Анна Вардугина


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свидетельство о регистрации: № У-0090

Дата регистрации – 10.06.1998

РЕКЛАМА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ОТЧЕТЫ

Учредители:

Госсовет Удмуртской Республики
Правительство Удмуртской Республики

Положение об использовании материалов сайта

Положение о конфиденциальности

Старая версия сайта